На
V заседании ЮНЕСКО, прошедшем 16 ноября в Кении, было решено включить
армянские ковры, безапелляционно названные азербайджанскими, в список
Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. После уже армянские
этнографы заявили о том, что произошло серьезное нарушение: наши
ковры представились как азербайджанские или турецкие. Ведь доподлинно
известно, что армянские ковры отличаются сугубо цветовыми, технологическими
подходами и структурным принципом композиции. Но доводы армянских
специалистов "повисли в воздухе” - они стушевались перед неопровержимыми
данными, согласно которым, сегодня в Турции действуют 40 музеев
ковра, в Азербайджане - 12, а в Армении нет ни одного…
В тот же
день в Москве состоялась научная конференция специалистов по искусству
и архитектуре под названием "Армения - Россия: диалог в пространстве
художественной культуры”. Два эти события ни коим образом друг с
другом не связаны: одна и та же дата - лишь случайное совпадение.
Однако, если вдуматься, здесь прослеживается закономерность. Наконец-то
наши ученые поняли о необходимости пропаганды своих культурных достояний.
Состав
докладчиков был огромен: из Матенадарана, из Государственного института
театра и кино, из Русского музея, из Государственного университета
архитектуры и градостроительства, а также из архитектурного музея
Армении и из Музея-института им. А. Таманяна. Всего 15 человек.
Кроме армянских докладчиков, выступили ученые из Ростова-на Дону,
Минска, Симферополя, Саратова, Львова и различных московских учреждений.
Представлено было 44 доклада.
Инициатором
конференции выступил доктор искусств, директор кафедры ЮНЕСКО по
истории и теории ЕрГУ, профессор Левон Чукасзян, зампред исполкома
Московского городского отделения Союза армян России Гагик Габриелян
и советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН),
доктор искусств Армен Казарян. Решено было объединить усилия трех
учреждений: Московского государственного института искусствознания
(где и проходила конференция), Научно- исследовательского института
теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии
архитектуры и строительных наук и кафедры ЮНЕСКО по истории и теории
искусства Ереванского государственного университета.
Тема армянских
ковров, выдаваемых за азербайджанские и турецкие, стала отправной
точкой нашей беседы с Левоном Чукасзяном.
- Для многих
армянский ковер - это несуществующее понятие. В данном вопросе надо
исходить из того, что во всем мире существует огромное количество
магазинов, в которых продают ковры. Владельцы этих магазинов сильно
заинтересованы в том, чтобы эти ковры соответствовали давно уже
устоявшейся репутации. Речь идет об известных всему миру персидских
коврах. Посему торговцам легче сбывать товар, который имеет на рынке
свою устоявшуюся цену. На армянский же товар нет спроса. Таким образом,
армянские интересы разбиваются о чисто коммерческие. Это тот гордиев
узел, который мы со временем должны суметь разрубить.
- Конференция
в Москве проводилась при поддержке Фонда Арама Хачатуряна, Союза
армян России, группы компаний "Ташир”, Министерства культуры РА,
а также информационных спонсоров: телеканалов "Культура” (Москва)
и "Шант” (Ереван). Как удалось подключить к работе такую команду
спонсоров?
- Полагаю,
что пришло время, когда меценатство пришло к органичному тождеству
усилий и результата. Конференция эта явилась естественным продолжением
наших долголетних художественных контактов. Все доклады были представлены
в двух разделах: иконография искусства средних веков и искусство
нового и новейшего времен. Необычайно богатая тематика армяно-русских
и армяно-российских взаимосвязей в области архитектуры и изобразительного
искусства до сих пор еще основательно не изучена. Вслед за средневековой
эпохой, когда представители армянской диаспоры, такие, как Богдан
Салтанов, активно вовлекались в художественную жизнь России, и Новым
временем, когда армянские меценаты Лазаревы жертвовали на строительство
русских городов и храмов, а российские зодчие проектировали армянские
церкви, последовал необыкновенно яркий период середины XIX-XX веков.
Это достаточно ценный вклад российской науки в изучение и сохранение
армянского искусства, связанного как с именами М. Броссе, Н. Марра,
Н. Токарского, К. Тревер, Б. Пиотровского, Т. Измайловой, Л. Дурново
и многих других, так и с активным участием в формировании обновленного
национального армянского искусства выходцев из России, признанных
мастеров Александра Таманяна, Мартироса Сарьяна, зодчих и художников,
прошедших академическое обучение в Москве и Санкт-Петербурге.
- Как показывают
иностранные издания, мало кому известные экспонаты армянского искусства
в большом количестве хранятся в запасниках многих музеев мира, а
также в частных коллекциях.
- Это действительно
так. Только в России, к примеру, насчитано огромное их количество.
Так, совсем недавно нам удалось получить документацию об армянском
сереброделии в фондах Эрмитажа. Теперь же мы пытаемся получить информацию
относительно Этнографического музея, где могут быть не только сами
произведения искусства, в том числе и прикладного, но и фотоархивы
накопленного археологического материала. Или такая вот информация:
в Одессе, в Челябинске и Рязани есть достаточно много работ М. Сарьяна,
главным образом, в частных коллекциях. В ХVII веке, во время гонений
армян, равно как и после Геноцида, много "добра” перекочевало в
Центральную Европу и в другие страны. Кстати, армянское купечество
живо торговало и армянскими коврами как в России и Украине, так
и на Западе…
- Состоявшаяся
конференция показала, какой живой интерес проявляют ученые к армянской
теме. Надо полагать, что теперь очередь за нами. Намечается ли очередная
конференция в Армении?
- Конечно.
Более того, мы планируем провести ее не как обычно в столице, а
раздвинуть горизонты - провести ее в Егегнадзоре. Природно-исторический
"антураж” будет выразителен и будет особо соответствовать ей. Вообще
же, искусство, архитектура, музыка - все это часть духовной родины.
И если сравнить эту духовную родину с мозаикой, которая в течение
времени была разграблена и побита, то сейчас мы по крупицам собираем
ее по разным странам, где они разбросаны. Постепенно уже вырисовывается
рисунок самой мозаики - необычайно богатый и древний, под стать
самой Армении - насквозь духовной и неповторимой.
КАРИ
АМИРХАНЯН "Етер"
|