Завтра в Астане открывается очередной саммит ОБСЕ. Одной из
краеугольных тем саммита будет проблема урегулирования
нагорно-карабахского конфликта. В преддверии саммита наблюдалась
очевидная интенсификация усилий по сближению позиций сторон конфликта.
Посредниками, и в первую очередь Россией, было сделано немало для
сближения позиций сторон.
Вместе с тем фон для этих усилий был не совсем благоприятный.
Минувший год Азербайджан затратил на убеждение мирового сообщества в
том, что, если на Армению не будет оказано давление, принуждающее
армянскую сторону к односторонним уступкам, альтернативой будет война.
Для особой убедительности на линии соприкосновения вооруженных сил
Азербайджана и Нагорного Карабаха со стороны Баку не раз предпринимались
провокационные вылазки, унесшие жизни и с той и с другой стороны.
В БАКУ, ПО-ВИДИМОМУ, ПОЛАГАЮТ, ЧТО НА ПИКЕ СВОЕЙ НЕФТЯНОЙ АКТИВНОСТИ
и экономических трудностей в Армении самое время попытаться выторговать
как можно больше и постараться при этом ничего реального не обещать
Карабаху взамен. Конечно, никто не вправе отказать Баку в стремлении
получить как можно больше из того, что им было потеряно в ходе
развязанной им же в Карабахе войны, но также никто не вправе отказать
Еревану и Степанакерту в праве самим устанавливать тот уровень
безопасности, который необходим для развития двух армянских государств.
В этом смысле примечательно решение президента Армении не ехать на
саммит НАТО в Лиссабон из-за поверхностной формулировки декларации
саммита о территориальной целостности как о главном принципе
урегулирования региональных конфликтов. Позже официальные представители
НАТО в лице генсека организации и представителя НАТО на Южном Кавказе
однозначно дали понять, что эти формулировки относились к ситуации
вокруг Грузии, а что касается Нагорного Карабаха, то позиция НАТО проста
- поддержка деятельности Минской группы ОБСЕ и принципов урегулирования
конфликта на основе Хельсинкского Заключительного акта.
Тем не менее решение Сержа Саргсяна не ехать на саммит НАТО было
мессиджем, что для Еревана неприемлемо какое-либо решение конфликта,
ущемляющее уже реализованное народом Нагорного Карабаха право на
самоопределение и свободное развитие.
ЕЩЕ БОЛЕЕ ЧЕТКОЕ ПОСЛАНИЕ КАК БАКУ, ТАК И ПОСРЕДНИКАМ ПОСЛЕДОВАЛО ИЗ СТЕПАНАКЕРТА.
В Нагорном Карабахе прошли военные учения, которые предупредили Баку,
чем будет чревато для Азербайджана возобновление боевых действий. Наряду
с этим Общественным советом по внешней политике и безопасности НКР в
Степанакерте был организован круглый стол, в ходе которого в очередной
раз была изложена позиция народа Нагорного Карабаха и подчеркнуто, что
НКР - суверенное демократическое государство, которое является
правопреемником СССР на принадлежащей ему территории, т.е. той
территории, которая никогда не была в составе независимого Азербайджана,
и никакие иные толкования этой темы для Нагорного Карабаха неприемлемы.
Участниками обсуждений разработан проект Декларации о праве народа
НКР на мир и свободное развитие, который вынесен на обсуждение
парламента НКР. В декларации выражена принципиальная позиция армянской
стороны по разным аспектам нагорно-карабахского урегулирования: в
частности, подчеркивается, что до уточнения международно признанного
статуса Нагорного Карабаха и его международно признанных границ речь не
может идти о каких-либо территориальных уступках Азербайджану: "Согласно
Конституции НКР, до восстановления целостности ее государственной
территории и уточнения границ публичная власть осуществляется на
территории, фактически находящейся под юрисдикцией НКР".
Полагая, что восстановление или компенсация всех нарушенных во время
нагорно-карабахского конфликта прав человека является главной задачей
урегулирования, авторы проекта отмечают: "Полноправное участие
Азербайджанской Республики в ОБСЕ противоречит принципам уважения прав
человека, равноправия народов и нарушает право народа НКР свободно
распоряжаться своей судьбой. Это создало для Азербайджанской Республики
возможность игнорировать свою ответственность за исправление нарушений
прав человека, которые были допущены в отношении армянского населения
бывшей Азербайджанской ССР, отрицать право на самоопределение и развитие
народа НКР, считать законным применение против НКР военной силы и
оккупацию ее территории. Такое положение представляет собой серьезное
препятствие на пути прилагаемых усилий по урегулированию конфликта под
эгидой ОБСЕ. Благодаря этому положению установленное в 1994 году
перемирие было использовано Азербайджанской Республикой для наращивания
своей военной мощи, которое привело сегодня к усилению угрозы
возобновления войны".
В ПРОЕКТЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПОДЧЕРКНУТО: "ОБСЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПРАВЛЕНИЕ нарушений
международного права, которые до сих пор препятствуют реализации
народами их права на самоопределение, а также способствуют усилению
угрозы возобновления войны. Международное признание легитимности
государственного суверенитета НКР является фундаментом справедливого
урегулирования нагорно-карабахского конфликта, основой для прочного мира
и свободного развития армянского и азербайджанского народов".
Позиция Нагорного Карабаха изложена четко. Вопрос в том, есть ли в
Баку и ОБСЕ понимание, что только с учетом волеизъявления народа
Нагорного Карабаха может быть построено долговременное урегулирование
конфликта. В минувшее воскресенье на пресс-конференции в Астане генсек
ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо отметил, что для урегулирования
нагорно-карабахского конфликта необходим конструктивный подход с обеих
сторон, чтобы можно было достичь мира в этом регионе, и это задача
Минской группы и председателя ОБСЕ. "Подошло время перевернуть страницу,
чтобы две соседние страны могли жить в атмосфере дружбы и
сотрудничества. Необходимо разрешить нагорно-карабахский конфликт", -
заявил де Бришамбо.
Замглавы МИД Казахстана Константин Жигалов, участвовавший на
пресс-конференции, в свою очередь заметил, что обсуждение проблемы
продвигается очень непросто, "хотя по ряду направлений удалось сделать
многое". "Мы будем стремиться к определенным попыткам внести позитивный
вклад, чтобы нагорно-карабахский вопрос нашел правильное отражение в
документах саммита, и будем надеяться, что нам это удастся", - заключил
Жигалов.
Желание похвальное. Но сбудется оно только при понимании (в
первую очередь в Баку), что решающим голосом в вопросе долговременного
урегулирования нагорно-карабахского конфликта является голос
Степанакерта. Пока же этого понимания нет или оно неполное, говорить о
прорыве в Астане очень затруднительно.
Рубен МАРГАРЯН "Голос Армении"
|