Сегодня
в условиях существования независимой армянской государственности и в
контексте абсолютно неестественной демографической картины размещения
национального ресурса в мире необходимо разработать государственную
стратегию армянской репатриации. Этот вопрос был актуален всегда, но
именно сейчас - на фоне нового витка напряженности на Ближнем Востоке -
он вновь приобретает насущный смысл. Еревану невозможно пребывать в роли
пассивного очевидца массового распыления национального резерва.
Наши ближневосточные общины характеризуются максимальной
концентрацией национального мироощущения и, в отличие от многих других
общин Спюрка, в меньшей степени подвержены ассимиляционным процессам и
влиянию привнесенных ценностей. Поэтому недопустимо распылять это
качество. Но сегодня армянское население региона объективно вынуждают к
миграции, и в этой связи важно не отпускать его в неопределенность, а
суметь организовать переселение в Армению. Существование столь крупной
диаспоры в условиях независимой государственности, а тем более динамика
ее еще большего количественного укрупнения - скорее большой минус,
нежели достоинство суверенного армянского государства.
В Сирии уже имеются жертвы среди армян. Между тем сирийские армяне -
это не только сохраненный национальный архетип, но и тот контингент,
который также обречен на ассимиляцию. В промежутке последних семидесяти
лет более 70000 сирийских армян прошли через этот роковой
ассимиляционный путь. Так, если в 1918 году численность наших
соотечественников в Сирии составляла более 142000 человек, то в
настоящее время этот показатель составляет порядка 50000. Что стало с
большей частью обживавших этот удивительный край армян? Большинство из
них стали американцами, канадцами или французами…
Тяжким ударом по армянской диаспоре Сирии отразились события второй
половины 1930-х годов: турецкая оккупация Александретского санджака
(1938-1939гг.) обусловила массовый исход армянского населения в
количестве 35000 человек. Наши соотечественники вынуждены были покинуть
места своего исторического расселения и обустроиться на новых
территориях.
Во второй половине 1930-х турецкая армия нанесла еще один удар по
традиционному региону расселения армян. В этот период более 10000 армян,
все еще обживающих склоны легендарной горы национального сопротивления
Мусалер, покинули родину. Более 16000 наших соотечественников оставили
Атик, Совук, Наркизлик; еще 9000 - Антиохию, Каркахан, Рихани. В
результате турецкой агрессии в составе Сирии осталась небольшая часть
бывшего санджака - Кесаб.
В 1940-1950гг. опустели Азази, Пап, Хомс, Чараплус и многие другие
армянские села, в которых, вопреки обстоятельствам, сохранялся
традиционный национальный уклад жизни. Некоторая часть мигрантов
репатриировала в Советскую Армению (1946-1948гг.), но большинство
соотечественников выехало за океан - в США и Канаду. Это действительно
был билет в один конец, причем конечный пункт назначения - ассимиляция.
В настоящее время сирийские армяне остались лишь в нескольких
населенных пунктах, наиболее крупными из которых являются общины Алеппо
(30000 человек), Дамаска (7000), Камышли (8000) и Кесаба (около
2500-3000).
Одним
из центров напряженности остается Алеппо. Армянская община этого города
существует с XIV столетия (в городской церкви Сурб Аствацацин хранится
рукопись, датируемая 1329 годом). В период Первой мировой войны и
Геноцида армян много наших соотечественников-беженцев нашли приют именно
в этом городе. Последующий рост армянского населения был связан уже с
указанной выше турецкой оккупацией Александретского санджака во второй
половине 1930-х годов. Если в 1935 году в городе проживало 49281 армян,
то в 1944г. – 72000, в 1977г. – 75000.
Тем не менее в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке их
численность стала стремительно сокращаться и в 2003 году составила около
50000, а сейчас уже - чуть более 20000. Большая часть проживающих в
Алеппо наших соотечественников выезжает на Запад, где процесс
ассимиляции протекает особенно интенсивно. Армяне Алеппо - это
удивительный пласт, синтезирующий элементы армянского первозданного
типа. В армянских школах города учатся удивительные дети, которые
исполняют национальные песни, обсуждают проблему Арцаха и не скрывают
своей любви к родине. Сегодня все эти семьи также вынуждены ступить на
путь миграции, и армянская государственность просто не имеет права
позволять себе растворение этого богатейшего культурного пласта в иной
среде.
Тысячи армян проживают и в сирийских селах, которые также
оказались в горячем котле арабских революций. В частности, сельский
уклад их жизни может и должен быть адаптирован к новой почве
освобожденных территорий. Причем переселение должно осуществляться
коммунами, а не отдельными семьями. Тем самым решаются стратегические
задачи - сохранность национального ресурса и демографическое освоение
Арцаха. Подобный сценарий не требует от армянских властей больших
финансовых затрат - мигранты в любом случае тратят собственные
сбережения на весь цикл перемещения за океан. Единственное, что
требуется от Еревана, - готовность принять своих соотечественников и
разработать соответствующую концепцию.
Арис КАЗИНЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20228/home/16707/
|