Россия и Иран являются двумя государствами, которые практически
всегда имели свои интересы и позиции на Ближнем Востоке. Можно
утверждать, что после распада СССР именно Иран в определенной мере занял
место России в регионе. Конечно, Иран не может даже примерно
компенсировать ослабление позиций России, но характерно, что Иран не
только заполнил максимально свою возможную политическую «нишу», но и
занял российскую «нишу». Это происходило и происходит, практически, без
демонстраций возрастания роли Ирана и без желания вытеснить Россию из
региона. Это происходит объективно и в какой-то мере спонтанно. Данная
проблема представляет определенный интерес и должна быть рассмотрена,
исходя из результатов экспертизы, осуществленной с помощью ливанских
экспертов, дипломатов западных государств, а также иранских источников.
В
оценках арабских экспертов практически отсутствуют некие претензии к
России как к государству, которое несет некоторую ответственность и
выполняет определенную мессианскую функцию в регионе. Создается
впечатление, что российские аналитики и деятели левой прессы нарочито
акцентируют на том, что арабы хотели бы видеть Россию в регионе именно в
такой роли. Вместе с тем арабские лидеры и общества восприняли
самоустранение России из региона как политическую данность и, возможно,
историческую неизбежность.
Арабы не испытывают ностальгии
по временам советско-арабского сотрудничества и занимаются поиском
новых партнеров и новых поставщиков вооружений. Отмечается, что важным
моментом в арабо-российских отношений явилось то, когда Сирия и арабские
государства поняли, что в политике и в интересах России действительно
произошли значительные перемены. Ожидания арабских государств в
отношении России все более смещаются от возможностей получения
вооружений до выступлений России на международной арене в части защиты
арабских интересов.
Вместе с тем данные ожидания также
носят сугубо прагматический характер, и арабские государства понимают,
что сама Россия должна быть политически и экономически заинтересована в
этом. США, несмотря на видимое игнорирование позицией России на Ближнем
Востоке, на самом деле постоянно пытаются демонстрировать отсутствие у
России политических ресурсов, необходимых для защиты и отстаивания
интересов арабских государств. Аналогичная политика проводится США в
отношении Франции и Европейского Союза.
«Классическим»
примером прагматических отношений между арабскими государствами и
Россией являются ее отношения с Ираком, которые были основаны на
стратегических экономических и геоэкономических интересах. Эти отношения
действительно были очень важны для России и Ирака, и, в определенном
смысле, для других арабских государств. Следует отметить, что
деидеологизация политики России, прекращение поддержки различных
марксистских и про-левых политических группировок, отсутствие
вмешательства в политику народно-демократических и социалистических
режимов в арабских странах вполне устраивает всю арабскую политическую
элиту. В новых условиях отношения арабов с Россией становятся более
понятными, не таят опасность ухудшения отношений с США и между самими
арабскими государствами. Определяя эти отношения коротко, можно
утверждать, что арабов вполне устраивают экономические приоритеты в
политических отношениях с Россией.
По оценке лидера
ливанской партии «Катаиб» («Фалланга») Карима Пагратуни, не стоит
преуменьшать значимость России на Ближнем Востоке. Сейчас Россия
практически играет в регионе не меньшую роль, чем Франция. Но политика
Франции носит гораздо менее самостоятельный характер, чем России.
«Франция, не сумев выполнить свою задачу, соглашается с США, а Россия,
также,не сумев выполнить задачу, не соглашается с американцами,
оставаясь на своих позициях». По утверждению данного эксперта,
«возвращение» Россией утраченных позиций в регионе вполне возможно, если
учесть, что ее позиция все более интегрируется с политикой Европейского
Союза, ведущими европейскими государствами.
Важную роль в
усилении России на Ближнем Востоке играют ее отношения с Ираном. На
вопрос, «как в арабских странах оценивают развитие отношений между
Россией и НАТО», эксперт ответил: «Арабские государства не довольны
всем, что не приносит пользу им. Эта позиция говорит об отсутствии у
арабов мессианских задач, помимо целей исламских движений. Но сами по
себе исламские движения ограничивают роль арабов как мирового центра
власти и политики. Россия более нужна арабам как государство,
дистанцированное от Запада и проводящее совершенно независимую политику.
Но для этого нет необходимых условий».
После распада
СССР арабские государства Персидского залива, прежде всего, Саудовская
Аравия, стали лидерами в спонсировании, поддержке и направлении
исламских движений против России и стран СНГ. При этом, решались две
задачи: одна непосредственная задача, связанная с фундаментальными
геоэкономическими и геостратегическими интересами арабо-исламской
нефтяной элиты; другая – с необходимостью транзита накопленного
потенциала радикального ислама в другие регионы. Хотя Турция и Пакистан
оказывали должную помощь и осуществляли частичное руководство данными
движениями, направляя их против России и ее союзников в Южном Кавказе и в
Центральной Азии, но именно арабо-исламская нефтяная элита стала одним
из враждебных России центров мировой власти, политики и финансов. В
связи с этим, представляет интерес вопрос – как изменились настроения
арабов в отношении России после длительного чеченского и
северокавказского конфликта и других локальных конфликтов гражданского
характера в России, связанных с исламскими движениями?
Следует
отметить, что исламские движения в арабских странах преимущественно
имели форму и содержание национально-освободительной борьбы и
практически не претерпевали транзита в массовом виде в иные, не арабские
регионы. По признанию аналитиков и политиков партии «Хезболла»,
движения «Амаль», ведущего политолога Ливана Салема Насера и других
экспертов, практически все исламские радикальные организации Ливана,
Сирии, Иордании, Египта, Алжира, а также стран Персидского залива, так
или иначе, приняли участие в антироссийских акциях на Северном Кавказе.
Этого
требовали патроны ассоциации «Братья мусульмане» и это было принято
исламскими организациями, фактически, формально. Шиитские организации,
прежде всего, ливанская «Хезболла» приняла решение о добровольном
характере вербовки боевиков в своих рядах для отправки на Северный
Кавказ. «Хезболла», как организация, не имела ни организационного, ни
финансового отношения к появлению отдельных своих членов в Чечне и на
Северном Кавказе, а также в Узбекистане.
Суннитские
организации Ливана и Палестины воспользовались этими предложениями и
возможностями для приобретения дополнительных средств. За каждого
предоставленного боевика суннитские организации в Ливане, Египте, Алжире
организации получали некоторые комиссионные. В руках организаций
оставались также средства, предназначенные семьям тех, кто в дальнейшем
погибал. Эти «пенсионные фонды» становились немалыми средствами для
получения дополнительных доходов. Из всех арабских государств,
практически, только Сирия пыталась ограничить антироссийскую
деятельность исламских организаций на своей территории.
Вместе
с тем, на территории Ливана она такую политику не проводила, разрешив
суннитским организациям, особенно, в Триполи развернуть некоторую
деятельность в этом направлении. Египет практически не ограничивал
данную деятельность, так как ограничение ее со стороны правительства
вызвало бы массовое недовольство организованных групп мусульман. Патроны
ассоциации «Братья мусульмане» в Египте постоянно требовали от
руководства страны вмешаться в события на Северном Кавказе.
Практически
никто из экспертов не мог утверждать того, что события на Северном
Кавказе не отразились негативно на имидже России в арабском мире. Но
эксперты признали, что имеют место преимущественно эмоциональные оценки.
Что касается политической элиты и интеллигенции арабских стран, то
данные события совершенно не затронули ни настроений, ни политических
взглядов. В целом, Северный Кавказ для арабской элиты представляется как
дикий и совершенно чуждый интересам арабов регион, интерес к которому
носит скорее политически конъюнктурный характер. В этом регионе
отсутствуют интересы ведущих арабских государств, кроме Саудовской
Аравии, а также нефтедобывающих монархий Персидского залива, идущих в
фарватере саудовской политики.
Но необходимо отметить
следующее. В результате многолетних процессов, происходящих на Северном
Кавказе и в Каспийском бассейне, Саудовская Аравия поняла, что она не в
состоянии даже отчасти решить свои геоэкономические проблемы. Процессы и
конкретные проекты, связанные с нефтью и газом, в этом регионе
развиваются независимо от политики Саудовской Аравии. Более того,
действия Саудовской Аравии, совместно с Кувейтом и ОАЭ, привели к
повышению роли России как единственного государства, способного
обеспечить безопасность коммуникационных проектов в этом регионе, что
признают крупнейшие нефтекомпании США и Великобритании.
В
определенной мере следствием саудовской авантюры на Северном Кавказе
явилась деполитизация западных направлений транспортировки нефти, в
частности, проекта Баку – Джейхан, что привело к заинтересованности
западных компаний в участии России в этом проекте и в использовании
российской нефти. Политические и финансовые усилия Саудовской Аравии
совершенно не повлияли на сроки реализации каких-либо коммуникационных
проектов, которые осуществлялись в силу иных политических и
экономических факторов.
Действия Саудовской Аравии
представляются малоэффективными, теряющими свои цели и утрачивающими
интерес к себе со стороны мировых партнеров Эр-Рияда. По признанию
директора Ливанского центра политических исследований доктора Салема
Насера, не достигнув ничего существенного в борьбе с Россией в
геоэкономической и геополитической сферах, саудовцы приступили к
разработке очередной авантюры в части недопущения Ирана к выгодным для
него проектам в Каспийском бассейне. По его словам, если борьба с
Россией привела к усилению поисков США новых стратегических источников
нефти в желании ослабить значимость Персидского залива в нефтяной сфере,
от чего Россия получит несомненные преимущества, то борьба с Ираном
приведет к усилению именно роли Ирана в снабжении нефтью Западного
сообщества. Причиной неудач Саудовской Аравии является то, что это
государство ставит совершенно глобальные задачи, не располагая
необходимыми политическими ресурсами для их осуществления.
Важной
проблемой в арабо-российских отношениях являются отношения России и
Израиля. Арабские эксперты утверждают, что прежде развитие
российско-израильских отношений связывалось с усилением еврейского
влияния в Москве, что, по их представлениям, имело временный характер. В
предыдущие годы в арабских политических и аналитических кругах делались
прогнозы относительно того, сколько лет продержится в Москве
произраильская и проамериканская властная группировка. Однако
выяснилось, что развитие отношений с Израилем диктуются именно
российскими национальными интересами.
При В.Путине эти
отношения стали предметнее, откровеннее и содержательнее. Израилю и
еврейским кругам удалось практически нейтрализовать Россию, что в данных
условиях вполне достаточно для безопасности Израиля. В связи с этим по
реалистичности планов и предложений можно судить о перспективах усиления
влияния тех или иных государств в регионе. Отмечается также
возрастающий прагматизм актуальной политической элиты России, тесно
связанной с банковскими и корпорационными кругами.
Проблема
усиления влияния России на Ближнем Востоке и в арабском мире довольно
многогранна и требует, прежде всего, более определенного понимания
национальных интересов России. Перед Россией стоят следующие задачи:
обеспечить безопасность на Южном стратегическом направлении; обеспечить
контроль над важнейшими источниками углеводородов на Юге и
коммуникациями; занять значительный спектр на арабских и ближневосточных
рынках вооружений, металла, технологий и т.д.; интегрироваться в
мировую нефтяную и газовую политику, привлечь капиталы арабских
государств в развитие этих отраслей, как конкурентов США, Великобритании
и европейских государств.
Для решения данных проблем
требуется развитие следующих направлений деятельности. Россия не имеет
надежд на то, что все или большая часть арабских государств будут
заинтересованы в усилении роли и влияния России в регионе Ближнего
Востока. Этого не происходило и ранее. Россия всегда делала ставку на
одно или два ведущих арабских государств и на антиамериканские
политические режимы.
В настоящее время арабские политики
рассматривают вопросы ведения коллективной политики, что объективно
должно привести к созданию альянсов или военно-политических блоков.
Арабские и европейские эксперты довольно скептически оценивают
перспективу возникновения межарабского или арабо-иранского альянса,
аргументируя это традиционной разобщенностью арабских стран и фобиями,
которые испытывают арабские страны по отношению к Ирану.
Действительно,
в настоящее время между арабскими государствами так и не удалось
обеспечить должный политический диалог, могущий привести к созданию
альянса. Еще более проблематичны отношения между арабскими государствами
и Ираном, который претендует на роль «локомотива» арабских государств.
Но ирано-сирийско-ливанский альянс - это уже реальность.
Данные
допущения предполагают образование принципиально новой политической
арены для России в регионе. Партнерство России с данным арабо-иранским
альянсом, несомненно, приведет к возрастанию ее роли в регионе и в мире.
Северные пределы данного альянса соприкасаются с Южным Кавказом и
Каспийским бассейном – зонами жизненных интересов России. Задачей России
является не только сотрудничество с этим альянсом, но и предупреждение
формирования антироссийского курса данного альянса (хотя это
маловероятно).
Данный альянс, несмотря на достаточно
развитую инфраструктуру, технологически относится к маргинальным
образованиям, так как данные государства находятся в большой зависимости
от поставок вооружений и технологий. Однако эта задача России относится
к ряду среднесрочных. Краткосрочные задачи России в регионе, видимо,
заключаются в попытках поддержания традиционных связей с Сирией, Ливией и
Ираком.
Игорь Мурадян http://www.lragir.am/russrc/comments23248.html
|