Пятница, 29.03.2024, 09:58

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2010 » Ноябрь » 13 » Проливы преткновения – от Византии до наших дней
00:37
Проливы преткновения – от Византии до наших дней

Чем в конечном итоге разрешится многовековой спор о свободе мореплавания в Босфоре и Дарданеллах?

2010-11-12 / Александр Борисович Широкорад - историк, писатель.

босфор, турция, россия, конвенция / Мечеть Айя -София, котoрую несколько поколений русских царей мечтали вновь сделать православным собором Святой Софии. Фото автора
Мечеть Айя -София, котoрую несколько поколений русских царей мечтали вновь сделать православным собором Святой Софии.
Фото автора

Через несколько месяцев мир будет отмечать 75-ю годовщину конвенции Монтрё, определившую статус черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Конвенция Монтрё – чуть ли не единственный международный договор, просуществовавший без поправок все это время. Однако с 1991 года Турция предпринимает попытки заменить конвенцию внутритурецкими законами и сделать международные проливы своими внутренними водами. Нетрудно понять, что в случае перехода проливов под турецкий контроль с разрешительной системой прохода через них гражданских и военных судов российская экономика понесет огромный ущерб, а безопасность Российской Федерации окажется под угрозой.

ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

Нельзя забывать, что путь из варяг в греки и далее в Средиземное море стал государствообразующим для Руси.

Суда русов проходили проливы уже в IX веке. Так, в «Житии Георгия Амастридского» говорится о нашествии русов на византийский город в Малой Азии Амастриду где-то между 830 и 842 годом.

18 июня 860 года около 200 судов русов пришли к Босфору. Об этом походе нам известно из византийских источников, среди которых наиболее ценные принадлежат патриарху Фотию (около 810 г. – после 886 г.) – свидетелю и участнику этого события. Замечу, что поход русов был совершен не с целью грабежа, а прежде всего как возмездие за убийство и обращение в рабство за долги нескольких русов в Константинополе.

Любопытно, что флотилией русов командовал князь Аскольд. Тот самый Аскольд, который в 844 году штурмовал испанский город Севилью. Арабский историк называет его Аскольд аль Дир (в переводе с готского Djur означает «зверь»). Киевский летописец спустя два века что-то недопонял или не расслышал, и в итоге в истории России Карамзина появились два князя – Аскольд и Дир.

Для нас же важно, что в IX веке русский князь Аскольд с дружиной как минимум два раза проходил через Босфор и Дарданеллы.

Затем последовали походы на Константинополь русских князей Олега, Игоря и других. Отмечу, что это не были чисто грабительские набеги. Несколько раз русские князья заключали с Византийской империей мирные договоры, главной целью которых являлись права русских купцов на посещение проливов.

В 1204 году Константинополь был вероломно захвачен крестоносцами. «Воины Христа» отправились в четвертый крестовый поход, чтобы освободить от неверных Иерусалим. А вместо этого устроили дикий погром православных святынь в Константинополе.

Нетрудно догадаться, что в 1204 году подвергся полному разрушению и русский торговый квартал.

Почти полное прекращение русской торговли в Константинополе и транзит через проливы привели к экономическому и политическому угасанию Киева.

В 1453 году турки захватывают Константинополь, переименовывают его в Стамбул и делают столицей Оттоманской империи. Тут стоит заметить, что русские князья были бессильны оказать военную помощь последним византийским императорам, отделенные от Константинополя не только морем, но и сотнями верст Дикого поля, контролируемого татарами.

Тем не менее и в этой крайне сложной обстановке Русская церковь отправляла огромные суммы денег в Царьград. К примеру, митрополит Кирилл только в 1395–1396 годах отправил в Царьград 20 тыс. руб. (огромная по тем временам сумма). Как были истрачены эти деньги – неизвестно, но очевидно, что подавляющая их часть пошла на нужды обороны.

К началу XVI века практически все побережье Черного моря становится владением султана или его вассалов. В итоге Россия на три с половиной века потеряла доступ к берегам Черного моря.

ТЕНЬ АЛЛАХА НА ЗЕМЛЕ

Турецкие султаны называли себя тенью Аллаха на земле. Султан одновременно считался и халифом, то есть главой всех мусульман. Московские государи не замедлили дать достойный ответ в «идеологической» войне – «Москва – третий Рим, а четвертому не быть».

На Светлую Пасху 1656 года царь Алексей Михайлович, христосуясь с греческими купцами, пообещал освободить их из турецкого рабства: «Бог призовет меня к ответу в день суда, если, имея возможность освободить их, пренебрегу этим».

Увы, войны с турками Петра Великого и Анны Иоанновны не дали России выйти на берега Черного моря. Лишь после войны 1768–1774 годов Екатерине II удалось добиться включения в текст Кайнаджийского договора статьи о праве прохода через проливы русским купеческим судам. Да и эти суда имели ограничения в размерах. Но, увы, султаны и после 1774 года трактовали эту статью по своей прихоти: захотят – пропустят русские суда, захотят – не пропустят.

Вернуть исконное право России на свободный проход через проливы военных и торговых судов, которое, как мы знаем, силой добыл себе князь Аскольд, нам помог… генерал Бонапарт. Его войска в 1797 году захватили Ионические острова, а в следующем году «враг рода человеческого» высадился в Египте. Селим III, ожидая увидеть французов на Босфоре, обратился со слезной просьбой о помощи к императору Павлу I. 23 декабря 1798 года (3 января 1799 года по новому стилю) в Константинополе был заключен Союзный оборонительный договор между империей Всероссийской и Оттоманской Портой. Турция обязалась открыть проливы для русского военного флота. «Для всех же других наций без исключения вход в Черное море будет закрыт». Таким образом, договор сделал Черное море закрытым русско-турецким бассейном. В то же время было зафиксировано право России, как черноморской державы, быть одним из гарантов судоходного режима Босфора и Дарданелл.

Как говорится, история не терпит сослагательного наклонения, но если бы Турция неукоснительно соблюдала этот договор, то в истории русско-турецких войн можно было бы поставить точку. Ведь заключили же в 1809 году Швеция с Россией мир и до сих пор ни разу не воевали. Хотя на Швецию постоянно давила Европа, чтобы заставить воевать с русскими.

Эскадра адмирала Ушакова под грохот салюта прошла Босфор, приветствованная толпами турок и даже самим Селимом III. Однако подстрекаемые западными державами, осенью 1806 года турки закрыли проливы для русских военных кораблей и наложили серьезные ограничения на проход торговых судов. Результат – русско-турецкая война 1806–1811 годов.

Далее следует серия договоров (Ункяр-Искелесийского 1833 года, Лондонские 1841 и 1871 годов), согласно которым через проливы могли свободно проходить торговые суда всех стран, а военным судам вход воспрещался, кроме, разумеется, кораблей турецкого флота.

Следует заметить, что турки с 1857 года выборочно пропускали через проливы русские военные суда. Например, в 1858 году из Николаева в Средиземное море прошли два новых 135-пушечных корабля – «Синоп» и «Цесаревич». А в 1857–1858 годах в обратном направлении прошли шесть корветов. В 1859 году паровой фрегат «Громобой» с великим князем Константином Константиновичем посетил Стамбул и т.д. Однако в ходе русско-японской войны 1904–1905 годов турки отказались пропустить через Босфор корабли Черноморского флота.

КОНВЕНЦИЯ МОНТРЁ

Лишь в 1936 году в швейцарском городе Монтрё была заключена более или менее приемлемая конвенция о проливах.

Конвенция подтвердила принцип права свободного прохода и плавания в проливах и объявила свободным проход через проливы торговых судов всех стран.

В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода через проливы днем и ночью независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей.

Проводка судов лоцманами необязательна. Однако по желанию капитанов судов, направляющихся в Черное море, лоцманы могут быть вызваны из соответствующих лоцманских пунктов на подходах к проливам.

Во время войны, если Турция не является воюющей стороной, торговые суда независимо от флага и груза будут пользоваться полной свободой транзита и судоходства в проливах на тех же условиях, что и в мирное время. Если же Турция будет воюющей стороной, то торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся в войне с Турцией, пользуются свободой прохода и судоходства в проливах при условии, что эти суда не оказывают никакого содействия противнику и входят в проливы только днем.

Конвенцией предусмотрено резкое разграничение для прохода через проливы кораблей прибрежных и неприбрежных к Черному морю держав.

Проход военных кораблей прибрежных держав объявлен в мирное время свободным при условии выполнения некоторых требований. Так, только черноморским государствам разрешено проводить через проливы все типы надводных кораблей независимо от их вооружения и водоизмещения.

Только черноморские государства могут проводить через проливы подводные лодки в следующих случаях:

1) в целях возвращения подводных лодок, сооруженных или купленных вне Черного моря, к своим базам в Черном море при условии, что Турция заблаговременно будем уведомлена о закладке или о покупке;

2) если необходим ремонт подводных лодок на верфях вне Черного моря при условии, что точные данные по этому вопросу будут сообщены Турции.

И в том, и в другом случае подводные лодки должны проходить проливы в одиночку, только днем и в надводном положении.

Нечерноморским государствам разрешено проводить через проливы корабли водоизмещением до 10 тыс. тонн с артиллерией калибра до 203 мм включительно.

В случае участия Турции в войне проход военных судов через проливы зависит исключительно от усмотрения турецкого правительства. Турция имеет право применять эту статью и в случае, если она «считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности».

С началом Второй мировой войны Турция объявила о своем нейтралитете. На самом же деле турецкие власти прямо и косвенно помогали Германии и Италии. Действительно, линкоры, крейсера и даже эсминцы этих стран не проходили через проливы, однако лишь потому, что надобности в этом у держав оси не было. У Италии и так не хватало боевых кораблей для противодействия британскому флоту в Средиземном море, а у немцев там своих надводных кораблей вообще не было.

Однако германские минные заградители, тральщики, корабли ПЛО, десантные суда, военные транспорты всех видов сотнями ежегодно в 1941–1944 годах проходили через Босфор. При этом эпизодически демонтировалась и складировалась в трюмах часть артиллерийского вооружения.

Через Дунай, порты Румынии, проливы, а далее на занятую немцами территорию Греции, на Балканы и далее в Италию и Францию шла одна из важнейших коммуникаций Третьего рейха.

Соответствовал ли проход германских кораблей через проливы конвенции Монтрё? Очевидные грубейшие нарушения отсутствовали, но тем не менее придраться было к чему. В 1941, 1942 и 1943 годах советское посольство в Анкаре неоднократно обращало внимание МИД Турции на нарушение конвенции Монтрё, на недопустимость прохода через проливы немецких и других кораблей под флагами торгового флота, но, по имевшимся у посольства данным, «с целями военного характера».

В памятной записке советского посла Виноградова, врученной министру иностранных дел Сарджоглу 17 июня 1944 года, говорилось о ряде случаев прохода через проливы немецких военных и военно-вспомогательных судов под видом торговых.

Конвенция Монтрё действует до сих пор. До 1991 года турки боялись советской военной мощи и более или менее сносно выполняли все ее статьи. Основные нарушения конвенции сводились к эпизодическому пропуску в Черное море американских крейсеров и эсминцев с ракетами на борту. Причем ракеты могли иметь ядерные боевые части. Замечу, что флот США при заходе в порты других государств принципиально не дает информации о наличии или отсутствии ядерного оружия на борту.

Во время заключения конвенции в 1936 году не было ни управляемых ракет, ни ядерного оружия, а предельно мощным корабельным оружием, подлежащим пропуску в Черное море, была 203-миллиметровая пушка. Максимальная дальность такого орудия составляла 40 км, а вес снаряда – 100 кг. Очевидно, подобные ограничения следует распространить и на современное ракетное оружие, то есть дальность стрельбы ракет – 40 км и вес ракеты – не более 100 кг.

Дальность американских крылатых ракет «Томагавк» – около 2600 км. Такие ракеты запускаются из торпедных аппаратов подводных лодок и шахтных пусковых установок крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев типов «Орли Берд», «Спрюенс» и др. В ходе двух войн с Ираком и агрессии в Югославии надводные корабли и подводные лодки США производили массовые пуски ракет «Томагавк». При этом в большинстве случаев эти ракеты обеспечивали поражение точечных объектов – позиций баллистических и зенитных ракет, подземных бункеров, мостов и т.д.

Если соединения кораблей США с ракетами «Томагавк» войдут в Черное море, то в радиусе действия их окажется вся территория РФ до Урала включительно. Даже без применения ядерных боевых частей «Томагавки» могут вывести из строя большую часть наших ракетных установок, штабов и прочей инфраструктуры.


Стамбул, как и в прежние времена, является крупнейшим торговым и транзитным узлом на пересечении стратегически важных морских путей.
Фото автора

КАК ХОЧУ, ТАК И ВОРОЧУ

После распада СССР и прихода к власти правительства Ельцина турецкие правители стали пытаться в одностороннем порядке изменить статьи конвенции Монтрё. Так, 1 июля 1994 года Турция ввела новые правила судоходства в проливах. Согласно им, турецкие власти получили право приостанавливать судоходство в проливах при проведении строительных работ, включая подводные бурения, тушение пожара, научно-исследовательскую деятельность и спортивные мероприятия, акты спасания и оказания помощи, мероприятия по предотвращению и устранению последствий загрязнения морской среды, операции по расследованию преступлений и аварий и в других подобных случаях, а также право вводить обязательную лоцманскую проводку там, где они сочтут необходимым.

Корабли длиной свыше 200 м должны проходить проливы в светлое время суток и обязательно с турецким лоцманом. Турецкие власти получили право проводить досмотр торговых судов, прежде всего танкеров, на предмет их соответствия национальным и международным эксплуатационно-экологическим стандартам. Введены штрафы и другие санкции за несоблюдение этих стандартов – вплоть до отправки судна обратно, ограничения стоянки (заправки) в примыкающих портах и др.

Еще в феврале 1996 года вопрос о неправомерности введения Турцией Регламента судоходства в проливах был поднят на заседании Комитета по экономическим, торговым, технологическим и экологическим вопросам Парламентской ассамблеи стран Черноморского экономического сотрудничества. Например, в результате введения регламента с 1 июля 1994 года по 31 декабря 1995 года было 268 случаев необоснованных задержек российских судов, что привело к потере 1553 часов эксплуатационного времени и к ущербу в сумме более 885 тыс. долл. США, не считая упущенной выгоды, потерянных контрактов и санкций за опоздания.

В октябре 2002 года в Турции была принята новая инструкция о применении правил судоходства в проливах. Теперь крупнотоннажные суда должны проходить Босфор только в светлое время суток и со скоростью не более 8 узлов. Замечу, что оба берега Босфора сильно освещены всю ночь. А по утверждению специалистов, суда с «опасным грузом» по новым правилам должны предупреждать турецкие власти о прохождении Босфора за 72 часа. От Новороссийска до Босфора – 48 часов ходу, от Одессы – еще меньше. Если же предварительная заявка поступила не вовремя – неминуемы простои, задержки, повышение транспортных расходов.

Турецкие власти сетуют на то, что в день в среднем проливами для навигации пользуются 136 кораблей, из которых 27 – танкеры.

Замечу, что и это не так много, и интервал между судами, идущими в обе стороны, получается 21 минута.

В сентябре 2010 года окна нашего теплохода выходили на Босфор, и я в течение пяти суток убедился, что транзитные суда через Босфор (включая турецкие) ходят достаточно редко, иной раз по несколько часов никого не видно. Во всяком случае, в 1980-х годах движение судов на Неве, Волге и по каналам Волго-Балт и им. Москвы было на порядок интенсивнее, что я тоже лично наблюдал.

Создают аварийную ситуацию на Босфоре исключительно сами турки. Вот, к примеру, 3 ноября 1970 года в проливе Дарданеллы в тумане на крейсер «Дзержинский» стал надвигаться турецкий сухогруз. Крейсер уступил дорогу турку, но тот двинулся на крейсер и таранил его в левый борт в районе 18–20 шпангоута. После этого турецкий сухогруз «Траве» ушел с места столкновения.

Мне могут возразить, что это, мол, единичный случай. Так спросите у наших военных моряков, был ли хоть один случай прохода наших крупных боевых кораблей через Босфор без сопровождения вьющихся как мухи турецких военных и подозрительных гражданских катеров? Эти катера проходили у бортов наших кораблей на расстоянии несколько метров. По рассказам моряков, не менее двух таких катеров погибли под форштевнями кораблей. Вот, к примеру, 15 марта 1983 года тяжелый авианосный крейсер «Новороссийск» вошел в Босфор. В проливе его сопровождали три турецких ракетных катера, три больших патрульных катера, а также два разведывательных судна с корпусами черного и белого цветов, за что наши моряки прозвали их «Белый кардинал» и «Черный кардинал».

В 2003 году турецкий катер попытался помешать проходу большого десантного корабля «Цезарь Куников» и потребовал по УКВ остановиться. Командир корабля капитан 2 ранга Сергей Синкин ответил: «Не мешайте моим действиям». На палубе развернулись автоматчики – морпехи, экипаж по тревоге занял боевые посты.

Сильно мешают судоходству в Босфоре десятки малых пассажирских судов типа нашего речного трамвая «Москвич», в полнейшем беспорядке пересекающих фарватер в центре Стамбула. Возникает естественный вопрос: кто кому мешает – международное судоходство этим суденышкам или наоборот? Как утверждают специалисты, почти все столкновения в последние годы произошли с судами турецкого каботажного флота, которые ходят поперек проливов, но турецкая сторона старается об этом помалкивать.

А почему бы турецким властям не упорядочить движение речных трамваев? Кстати, в Стамбуле уже два моста через Босфор и строится третий, а в 2009 году должен был войти в строй железнодорожный туннель с 11 (!) линиями скоростных поездов. Теперь его хотят закончить к концу нынешнего года.

ДОГОВОРЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ

Параллельно с разглагольствованием о сложности обстановки на Босфоре турецкие власти построили десятки небольших паромов, которые носятся во всех направлениях со скоростью 30–40 узлов. Во всем мире стараются строить большие паромы со скоростью 6–8 узлов. С такой скоростью за 8–10 минут вполне можно пересечь Босфор. Нетрудно догадаться, что скоростные паромы – это потенциальные танкодесантные корабли. Разумеется, турки вольны их строить, но место ли этим «метеорам» в Босфоре?

Управление движением судов в Босфоре остается на архаичном уровне. А между тем, согласно исследованиям, выполненным отделом технологий безопасности мореплавания Регистра Ллойда, современная система радарного контроля способна увеличить пропускную способность проливов в несколько раз.

Наконец, турки грубо нарушают конвенцию Монтрё, присваивая себе право на обыск иностранных судов. Вот, к примеру, в 1997 году Республика Кипр пожелала закупить в РФ зенитно-ракетный комплекс С-300, что в те годы было совершенно рутинным делом. И русские продавали С-300, и американцы поставляли свой аналогичный комплекс «Патриот» в десятки стран, включая средиземноморские. Но тут турецкое правительство заявило, что оно захватит силой суда, везущие С-300 на Кипр, и даже провело в проливах незаконный обыск нескольких судов, ходивших под флагами Украины, Египта, Эквадора и Экваториальной Гвинеи.

Замечу, что С-300 на Кипр было легко доставить с Балтики под конвоем российских и греческих боевых кораблей. Но правительство Ельцина на это не пошло и молча наблюдало, как турки демонстративно вытирают ноги о конвенцию Монтрё. 

НГ-Военное обозрение


Просмотров: 612 | Добавил: voskepar | Теги: турки боялись, Турецкие власти, конвенцию Монтрё, мореплавания в Босфоре и Дарданелла | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024