Чем в конечном итоге разрешится многовековой спор о свободе мореплавания в Босфоре и Дарданеллах?
2010-11-12 / Александр Борисович Широкорад - историк, писатель.
Мечеть Айя -София, котoрую несколько поколений русских царей мечтали вновь сделать православным собором Святой Софии. Фото автора
|
Через несколько месяцев мир будет отмечать 75-ю годовщину конвенции
Монтрё, определившую статус черноморских проливов Босфор и Дарданеллы.
Конвенция Монтрё – чуть ли не единственный международный договор,
просуществовавший без поправок все это время. Однако с 1991 года Турция
предпринимает попытки заменить конвенцию внутритурецкими законами и
сделать международные проливы своими внутренними водами. Нетрудно
понять, что в случае перехода проливов под турецкий контроль с
разрешительной системой прохода через них гражданских и военных судов
российская экономика понесет огромный ущерб, а безопасность Российской
Федерации окажется под угрозой.
ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ
Нельзя забывать, что путь из варяг в греки и далее в Средиземное море стал государствообразующим для Руси.
Суда русов проходили проливы уже в IX веке. Так, в «Житии Георгия
Амастридского» говорится о нашествии русов на византийский город в Малой
Азии Амастриду где-то между 830 и 842 годом.
18 июня 860 года около 200 судов русов пришли к Босфору. Об этом
походе нам известно из византийских источников, среди которых наиболее
ценные принадлежат патриарху Фотию (около 810 г. – после 886 г.) –
свидетелю и участнику этого события. Замечу, что поход русов был
совершен не с целью грабежа, а прежде всего как возмездие за убийство и
обращение в рабство за долги нескольких русов в Константинополе.
Любопытно, что флотилией русов командовал князь Аскольд. Тот самый
Аскольд, который в 844 году штурмовал испанский город Севилью. Арабский
историк называет его Аскольд аль Дир (в переводе с готского Djur
означает «зверь»). Киевский летописец спустя два века что-то недопонял
или не расслышал, и в итоге в истории России Карамзина появились два
князя – Аскольд и Дир.
Для нас же важно, что в IX веке русский князь Аскольд с дружиной как минимум два раза проходил через Босфор и Дарданеллы.
Затем последовали походы на Константинополь русских князей Олега,
Игоря и других. Отмечу, что это не были чисто грабительские набеги.
Несколько раз русские князья заключали с Византийской империей мирные
договоры, главной целью которых являлись права русских купцов на
посещение проливов.
В 1204 году Константинополь был вероломно захвачен крестоносцами.
«Воины Христа» отправились в четвертый крестовый поход, чтобы освободить
от неверных Иерусалим. А вместо этого устроили дикий погром
православных святынь в Константинополе.
Нетрудно догадаться, что в 1204 году подвергся полному разрушению и русский торговый квартал.
Почти полное прекращение русской торговли в Константинополе и транзит
через проливы привели к экономическому и политическому угасанию Киева.
В 1453 году турки захватывают Константинополь, переименовывают его в
Стамбул и делают столицей Оттоманской империи. Тут стоит заметить, что
русские князья были бессильны оказать военную помощь последним
византийским императорам, отделенные от Константинополя не только морем,
но и сотнями верст Дикого поля, контролируемого татарами.
Тем не менее и в этой крайне сложной обстановке Русская церковь
отправляла огромные суммы денег в Царьград. К примеру, митрополит Кирилл
только в 1395–1396 годах отправил в Царьград 20 тыс. руб. (огромная по
тем временам сумма). Как были истрачены эти деньги – неизвестно, но
очевидно, что подавляющая их часть пошла на нужды обороны.
К началу XVI века практически все побережье Черного моря становится
владением султана или его вассалов. В итоге Россия на три с половиной
века потеряла доступ к берегам Черного моря.
ТЕНЬ АЛЛАХА НА ЗЕМЛЕ
Турецкие султаны называли себя тенью Аллаха на земле. Султан
одновременно считался и халифом, то есть главой всех мусульман.
Московские государи не замедлили дать достойный ответ в «идеологической»
войне – «Москва – третий Рим, а четвертому не быть».
На Светлую Пасху 1656 года царь Алексей Михайлович, христосуясь с
греческими купцами, пообещал освободить их из турецкого рабства: «Бог
призовет меня к ответу в день суда, если, имея возможность освободить
их, пренебрегу этим».
Увы, войны с турками Петра Великого и Анны Иоанновны не дали России
выйти на берега Черного моря. Лишь после войны 1768–1774 годов Екатерине
II удалось добиться включения в текст Кайнаджийского договора статьи о
праве прохода через проливы русским купеческим судам. Да и эти суда
имели ограничения в размерах. Но, увы, султаны и после 1774 года
трактовали эту статью по своей прихоти: захотят – пропустят русские
суда, захотят – не пропустят.
Вернуть исконное право России на свободный проход через проливы
военных и торговых судов, которое, как мы знаем, силой добыл себе князь
Аскольд, нам помог… генерал Бонапарт. Его войска в 1797 году захватили
Ионические острова, а в следующем году «враг рода человеческого»
высадился в Египте. Селим III, ожидая увидеть французов на Босфоре,
обратился со слезной просьбой о помощи к императору Павлу I. 23 декабря
1798 года (3 января 1799 года по новому стилю) в Константинополе был
заключен Союзный оборонительный договор между империей Всероссийской и
Оттоманской Портой. Турция обязалась открыть проливы для русского
военного флота. «Для всех же других наций без исключения вход в Черное
море будет закрыт». Таким образом, договор сделал Черное море закрытым
русско-турецким бассейном. В то же время было зафиксировано право
России, как черноморской державы, быть одним из гарантов судоходного
режима Босфора и Дарданелл.
Как говорится, история не терпит сослагательного наклонения, но если
бы Турция неукоснительно соблюдала этот договор, то в истории
русско-турецких войн можно было бы поставить точку. Ведь заключили же в
1809 году Швеция с Россией мир и до сих пор ни разу не воевали. Хотя на
Швецию постоянно давила Европа, чтобы заставить воевать с русскими.
Эскадра адмирала Ушакова под грохот салюта прошла Босфор,
приветствованная толпами турок и даже самим Селимом III. Однако
подстрекаемые западными державами, осенью 1806 года турки закрыли
проливы для русских военных кораблей и наложили серьезные ограничения на
проход торговых судов. Результат – русско-турецкая война 1806–1811
годов.
Далее следует серия договоров (Ункяр-Искелесийского 1833 года,
Лондонские 1841 и 1871 годов), согласно которым через проливы могли
свободно проходить торговые суда всех стран, а военным судам вход
воспрещался, кроме, разумеется, кораблей турецкого флота.
Следует заметить, что турки с 1857 года выборочно пропускали через
проливы русские военные суда. Например, в 1858 году из Николаева в
Средиземное море прошли два новых 135-пушечных корабля – «Синоп» и
«Цесаревич». А в 1857–1858 годах в обратном направлении прошли шесть
корветов. В 1859 году паровой фрегат «Громобой» с великим князем
Константином Константиновичем посетил Стамбул и т.д. Однако в ходе
русско-японской войны 1904–1905 годов турки отказались пропустить через
Босфор корабли Черноморского флота.
КОНВЕНЦИЯ МОНТРЁ
Лишь в 1936 году в швейцарском городе Монтрё была заключена более или менее приемлемая конвенция о проливах.
Конвенция подтвердила принцип права свободного прохода и плавания в
проливах и объявила свободным проход через проливы торговых судов всех
стран.
В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода через
проливы днем и ночью независимо от флага и груза, без каких-либо
формальностей.
Проводка судов лоцманами необязательна. Однако по желанию капитанов
судов, направляющихся в Черное море, лоцманы могут быть вызваны из
соответствующих лоцманских пунктов на подходах к проливам.
Во время войны, если Турция не является воюющей стороной, торговые
суда независимо от флага и груза будут пользоваться полной свободой
транзита и судоходства в проливах на тех же условиях, что и в мирное
время. Если же Турция будет воюющей стороной, то торговые суда, не
принадлежащие стране, находящейся в войне с Турцией, пользуются свободой
прохода и судоходства в проливах при условии, что эти суда не оказывают
никакого содействия противнику и входят в проливы только днем.
Конвенцией предусмотрено резкое разграничение для прохода через
проливы кораблей прибрежных и неприбрежных к Черному морю держав.
Проход военных кораблей прибрежных держав объявлен в мирное время
свободным при условии выполнения некоторых требований. Так, только
черноморским государствам разрешено проводить через проливы все типы
надводных кораблей независимо от их вооружения и водоизмещения.
Только черноморские государства могут проводить через проливы подводные лодки в следующих случаях:
1) в целях возвращения подводных лодок, сооруженных или купленных вне
Черного моря, к своим базам в Черном море при условии, что Турция
заблаговременно будем уведомлена о закладке или о покупке;
2) если необходим ремонт подводных лодок на верфях вне Черного моря
при условии, что точные данные по этому вопросу будут сообщены Турции.
И в том, и в другом случае подводные лодки должны проходить проливы в одиночку, только днем и в надводном положении.
Нечерноморским государствам разрешено проводить через проливы корабли
водоизмещением до 10 тыс. тонн с артиллерией калибра до 203 мм
включительно.
В случае участия Турции в войне проход военных судов через проливы
зависит исключительно от усмотрения турецкого правительства. Турция
имеет право применять эту статью и в случае, если она «считала бы себя
находящейся под угрозой непосредственной военной опасности».
С началом Второй мировой войны Турция объявила о своем нейтралитете.
На самом же деле турецкие власти прямо и косвенно помогали Германии и
Италии. Действительно, линкоры, крейсера и даже эсминцы этих стран не
проходили через проливы, однако лишь потому, что надобности в этом у
держав оси не было. У Италии и так не хватало боевых кораблей для
противодействия британскому флоту в Средиземном море, а у немцев там
своих надводных кораблей вообще не было.
Однако германские минные заградители, тральщики, корабли ПЛО,
десантные суда, военные транспорты всех видов сотнями ежегодно в
1941–1944 годах проходили через Босфор. При этом эпизодически
демонтировалась и складировалась в трюмах часть артиллерийского
вооружения.
Через Дунай, порты Румынии, проливы, а далее на занятую немцами
территорию Греции, на Балканы и далее в Италию и Францию шла одна из
важнейших коммуникаций Третьего рейха.
Соответствовал ли проход германских кораблей через проливы конвенции
Монтрё? Очевидные грубейшие нарушения отсутствовали, но тем не менее
придраться было к чему. В 1941, 1942 и 1943 годах советское посольство в
Анкаре неоднократно обращало внимание МИД Турции на нарушение конвенции
Монтрё, на недопустимость прохода через проливы немецких и других
кораблей под флагами торгового флота, но, по имевшимся у посольства
данным, «с целями военного характера».
В памятной записке советского посла Виноградова, врученной министру
иностранных дел Сарджоглу 17 июня 1944 года, говорилось о ряде случаев
прохода через проливы немецких военных и военно-вспомогательных судов
под видом торговых.
Конвенция Монтрё действует до сих пор. До 1991 года турки боялись
советской военной мощи и более или менее сносно выполняли все ее статьи.
Основные нарушения конвенции сводились к эпизодическому пропуску в
Черное море американских крейсеров и эсминцев с ракетами на борту.
Причем ракеты могли иметь ядерные боевые части. Замечу, что флот США при
заходе в порты других государств принципиально не дает информации о
наличии или отсутствии ядерного оружия на борту.
Во время заключения конвенции в 1936 году не было ни управляемых
ракет, ни ядерного оружия, а предельно мощным корабельным оружием,
подлежащим пропуску в Черное море, была 203-миллиметровая пушка.
Максимальная дальность такого орудия составляла 40 км, а вес снаряда –
100 кг. Очевидно, подобные ограничения следует распространить и на
современное ракетное оружие, то есть дальность стрельбы ракет – 40 км и
вес ракеты – не более 100 кг.
Дальность американских крылатых ракет «Томагавк» – около 2600 км.
Такие ракеты запускаются из торпедных аппаратов подводных лодок и
шахтных пусковых установок крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев типов
«Орли Берд», «Спрюенс» и др. В ходе двух войн с Ираком и агрессии в
Югославии надводные корабли и подводные лодки США производили массовые
пуски ракет «Томагавк». При этом в большинстве случаев эти ракеты
обеспечивали поражение точечных объектов – позиций баллистических и
зенитных ракет, подземных бункеров, мостов и т.д.
Если соединения кораблей США с ракетами «Томагавк» войдут в Черное
море, то в радиусе действия их окажется вся территория РФ до Урала
включительно. Даже без применения ядерных боевых частей «Томагавки»
могут вывести из строя большую часть наших ракетных установок, штабов и
прочей инфраструктуры.
Стамбул,
как и в прежние времена, является крупнейшим торговым и транзитным
узлом на пересечении стратегически важных морских путей. Фото автора |
КАК ХОЧУ, ТАК И ВОРОЧУ
После распада СССР и прихода к власти правительства Ельцина турецкие
правители стали пытаться в одностороннем порядке изменить статьи
конвенции Монтрё. Так, 1 июля 1994 года Турция ввела новые правила
судоходства в проливах. Согласно им, турецкие власти получили право
приостанавливать судоходство в проливах при проведении строительных
работ, включая подводные бурения, тушение пожара,
научно-исследовательскую деятельность и спортивные мероприятия, акты
спасания и оказания помощи, мероприятия по предотвращению и устранению
последствий загрязнения морской среды, операции по расследованию
преступлений и аварий и в других подобных случаях, а также право вводить
обязательную лоцманскую проводку там, где они сочтут необходимым.
Корабли длиной свыше 200 м должны проходить проливы в светлое время
суток и обязательно с турецким лоцманом. Турецкие власти получили право
проводить досмотр торговых судов, прежде всего танкеров, на предмет их
соответствия национальным и международным эксплуатационно-экологическим
стандартам. Введены штрафы и другие санкции за несоблюдение этих
стандартов – вплоть до отправки судна обратно, ограничения стоянки
(заправки) в примыкающих портах и др.
Еще в феврале 1996 года вопрос о неправомерности введения Турцией
Регламента судоходства в проливах был поднят на заседании Комитета по
экономическим, торговым, технологическим и экологическим вопросам
Парламентской ассамблеи стран Черноморского экономического
сотрудничества. Например, в результате введения регламента с 1 июля 1994
года по 31 декабря 1995 года было 268 случаев необоснованных задержек
российских судов, что привело к потере 1553 часов эксплуатационного
времени и к ущербу в сумме более 885 тыс. долл. США, не считая упущенной
выгоды, потерянных контрактов и санкций за опоздания.
В октябре 2002 года в Турции была принята новая инструкция о
применении правил судоходства в проливах. Теперь крупнотоннажные суда
должны проходить Босфор только в светлое время суток и со скоростью не
более 8 узлов. Замечу, что оба берега Босфора сильно освещены всю ночь. А
по утверждению специалистов, суда с «опасным грузом» по новым правилам
должны предупреждать турецкие власти о прохождении Босфора за 72 часа.
От Новороссийска до Босфора – 48 часов ходу, от Одессы – еще меньше.
Если же предварительная заявка поступила не вовремя – неминуемы простои,
задержки, повышение транспортных расходов.
Турецкие власти сетуют на то, что в день в среднем проливами для навигации пользуются 136 кораблей, из которых 27 – танкеры.
Замечу, что и это не так много, и интервал между судами, идущими в обе стороны, получается 21 минута.
В сентябре 2010 года окна нашего теплохода выходили на Босфор, и я в
течение пяти суток убедился, что транзитные суда через Босфор (включая
турецкие) ходят достаточно редко, иной раз по несколько часов никого не
видно. Во всяком случае, в 1980-х годах движение судов на Неве, Волге и
по каналам Волго-Балт и им. Москвы было на порядок интенсивнее, что я
тоже лично наблюдал.
Создают аварийную ситуацию на Босфоре исключительно сами турки. Вот, к
примеру, 3 ноября 1970 года в проливе Дарданеллы в тумане на крейсер
«Дзержинский» стал надвигаться турецкий сухогруз. Крейсер уступил дорогу
турку, но тот двинулся на крейсер и таранил его в левый борт в районе
18–20 шпангоута. После этого турецкий сухогруз «Траве» ушел с места
столкновения.
Мне могут возразить, что это, мол, единичный случай. Так спросите у
наших военных моряков, был ли хоть один случай прохода наших крупных
боевых кораблей через Босфор без сопровождения вьющихся как мухи
турецких военных и подозрительных гражданских катеров? Эти катера
проходили у бортов наших кораблей на расстоянии несколько метров. По
рассказам моряков, не менее двух таких катеров погибли под форштевнями
кораблей. Вот, к примеру, 15 марта 1983 года тяжелый авианосный крейсер
«Новороссийск» вошел в Босфор. В проливе его сопровождали три турецких
ракетных катера, три больших патрульных катера, а также два
разведывательных судна с корпусами черного и белого цветов, за что наши
моряки прозвали их «Белый кардинал» и «Черный кардинал».
В 2003 году турецкий катер попытался помешать проходу большого
десантного корабля «Цезарь Куников» и потребовал по УКВ остановиться.
Командир корабля капитан 2 ранга Сергей Синкин ответил: «Не мешайте моим
действиям». На палубе развернулись автоматчики – морпехи, экипаж по
тревоге занял боевые посты.
Сильно мешают судоходству в Босфоре десятки малых пассажирских судов
типа нашего речного трамвая «Москвич», в полнейшем беспорядке
пересекающих фарватер в центре Стамбула. Возникает естественный вопрос:
кто кому мешает – международное судоходство этим суденышкам или
наоборот? Как утверждают специалисты, почти все столкновения в последние
годы произошли с судами турецкого каботажного флота, которые ходят
поперек проливов, но турецкая сторона старается об этом помалкивать.
А почему бы турецким властям не упорядочить движение речных трамваев?
Кстати, в Стамбуле уже два моста через Босфор и строится третий, а в
2009 году должен был войти в строй железнодорожный туннель с 11 (!)
линиями скоростных поездов. Теперь его хотят закончить к концу нынешнего
года.
ДОГОВОРЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ
Параллельно с разглагольствованием о сложности обстановки на Босфоре
турецкие власти построили десятки небольших паромов, которые носятся во
всех направлениях со скоростью 30–40 узлов. Во всем мире стараются
строить большие паромы со скоростью 6–8 узлов. С такой скоростью за 8–10
минут вполне можно пересечь Босфор. Нетрудно догадаться, что скоростные
паромы – это потенциальные танкодесантные корабли. Разумеется, турки
вольны их строить, но место ли этим «метеорам» в Босфоре?
Управление движением судов в Босфоре остается на архаичном уровне. А
между тем, согласно исследованиям, выполненным отделом технологий
безопасности мореплавания Регистра Ллойда, современная система радарного
контроля способна увеличить пропускную способность проливов в несколько
раз.
Наконец, турки грубо нарушают конвенцию Монтрё, присваивая себе право
на обыск иностранных судов. Вот, к примеру, в 1997 году Республика Кипр
пожелала закупить в РФ зенитно-ракетный комплекс С-300, что в те годы
было совершенно рутинным делом. И русские продавали С-300, и американцы
поставляли свой аналогичный комплекс «Патриот» в десятки стран, включая
средиземноморские. Но тут турецкое правительство заявило, что оно
захватит силой суда, везущие С-300 на Кипр, и даже провело в проливах
незаконный обыск нескольких судов, ходивших под флагами Украины, Египта,
Эквадора и Экваториальной Гвинеи.
Замечу, что С-300 на Кипр было легко доставить с Балтики под конвоем
российских и греческих боевых кораблей. Но правительство Ельцина на это
не пошло и молча наблюдало, как турки демонстративно вытирают ноги о
конвенцию Монтрё. НГ-Военное обозрение
|