Один
из придуманных в недрах азербайджанской государственной пропаганды
"методов" борьбы с армянскими государствами - тотальный подрыв имиджа
армянского народа. "Работа" в этом направлении ведется масштабная и
охватывает практически все сферы жизнедеятельности: история, культура,
политика, экономика и пр. Ко многим инсинуациям Азербайджана мы
относимся со снисходительным пренебрежением, в каких-то областях
вступаем в многолетние ожесточенные споры, однако, как представляется,
мы до сих пор не осознали главного: подобная деятельность Азербайджана
представляет угрозу нашей национальной безопасности. Целенаправленно
искажая историю, подменяя понятия и факты, выдумывая и распространяя
ложные сведения, Азербайджан наводняет мировое информационное
пространство грязной клеветой, разбираться в которой никто не будет, а
запомнить - запомнят.
Одной
из последних "находок" азербайджанской пропаганды является "найденное"
по указу И. Алиева "кубинское захоронение". Именно по указу, даже по
четырем указам, в которых президент Азербайджана требовал найти
обоснование указу своего отца "О геноциде азербайджанцев" от 1998 года.
11 апреля 2007 года азербайджанские ученые доблестно выполнили
требование И.Алиева: в лезгинском городе Куба были обнаружены целых два
массовых захоронения, в которых, по разным данным, были обнаружены
останки свыше двухсот человек.
Уже
13 апреля директор института археологии и этнографии Академии наук
Азербайджана профессор Маиса Рагимова выдала шокирующую фразу:
"Антропологические исследования подтвердили, что эти люди - мусульмане".
Оставив в стороне вопиющую безграмотность профессора, определяющую
религиозную принадлежность антропологическими исследованиями, обратим
внимание на невольное признание - "подтвердили". Это был рапорт
президенту государства: задание выполнено.
Обнаруженные
захоронения, если они действительно были, были превращены в инструмент
политических спекуляций, в процессе которых "антропологические
мусульмане" неоднократно "меняли" национальность и веру. Для внешней
пропаганды "антропологические мусульмане" (читай - закавказские турки)
изображались евреями, для внутренней - закавказскими турками, а в
лезгинских районах Азербайджан рассказывал о "зверствах" армян по
отношению к коренным в регионе лезгинам. Последнему обстоятельству Баку
придает особую важность - учитывая все более растущее этническое
самосознание лезгин и возрождающуюся лезгино-армянскую дружбу. Замечу,
что азербайджанский историк, доктор наук Солмаз Рустамова-Тогиди вначале
решительно опровергла версию о принадлежности найденых останков евреям,
однако после того, как ей объяснили "политическую целесообразность"
этой версии, она столь же решительно отказалась от своих слов. Больше
никто из азербайджанских ученых выступить против государственной
программы не решился, и обнаруженные останки продолжили регулярную смену
веры и национальности. Однако
неуемное рвение Азербайджана пробудило у людей нежелательный для Баку
неподдельный интерес к событиям начала ХХ века. Так, известный
лезгинский общественный деятель Вагиф Керимов написал на эту тему
несколько статей, в которых, опираясь на этническую память и
исторические документы, доказывал, что армяне не могли вырезать лезгин.
"Если бы с описываемых событий прошло, например, 500 или более лет, я бы
не говорил уверенно об этом. Но за 90 лет наш народ никак не мог забыть
трагедии такого масштаба, поэтому пропаганду кубинских захоронений я
воспринимаю как грубую провокацию", - говорит В. Керимов.
На
днях наша редакция получила письмо от Назима Гаджиева - известного
лезгинского общественного деятеля. Назим Гаджиевич - основатель общества
ЛАР (Лезгинская автономная республика в пределах Дагестана и
Азербайджана), член руководства Движения Садвал. Письмо является
наглядным подтверждением того, что план Азербайджана, стремящегося
рассорить армянский и лезгинский народы, обречен на провал.
Интеллигенция наших народов давно уже разобралась в нечистоплотных
политических махинациях Азербайджана.
"Уважаемый
господин Левон Мелик-Шахназарян! Как Вы, наверное, знаете, я родом из
села Куруш, жители которого под влиянием турецкой пропаганды,
участвовали в нападениях на отряды Бакинской Коммуны, в годы
революционной смуты - они убивали и их убивали. Когда я был маленьким,
примерно на рубеже 40-50-х годов, старый дядя моей покойной матери -
участник вооруженных столкновений с отрядами Баксовета, среди которых
было много армян, ударяясь в старческие воспоминания, рассказывал о
событиях своей молодости и, в том числе, о курушцах и других лезгинах,
погибших в боях с отрядами Бакинской Коммуны. Это были единицы,
поэтому люди помнили всех по именам. Повзрослев, я влился в
патриотическое лезгинское движение, изучал нашу историю, вел долгие
беседы со многими лезгинами, в том числе с кубинцами, которые в молодые
годы, под влиянием стамбульской пропаганды, воевали с армянским
населением Хачмазской зоны нынешнего Азербайджана. Не раз приходилось
мне беседовать и с теми лезгинами восточного Дагестана, которые
участвовали в "бакинском" походе Гоцинского и рассказывали, что у них
были значительные потери, в следствии артиллерийского обстрела их
позиций.
Никто
из стариков лезгинской национальности, ни красные ни белые, никогда не
слышали о каких-либо массовых расстрелах лиц лезгинской или еврейской
национальности - ни в Кубе, ни в Дербенте. Другие дагестанцы об этом
также ничего никогда не слышали, говорили лишь о том, что "Джигитян"
расстрелял несколько уважаемых "каджаров" в Дербенте.
Махачкалинские
"хамшаринцы" (иранские азербайджанцы, шииты) рассказывали, что
дагестанцы - даже кумыки - называли их врагами, душманами, а
прятавшихся выдавали (так было, например, в селении Карабудахкент)
солдатам Джигитяна. Была такая смешная история: когда пришла турецкая
дивизия, и ее офицеры спросили о наличии "душманов" в Карабудахкенте,
имея в виду прячущихся армян, карабудахкентский староста сказал,что
душманы есть, и повел турок на хутор, где жили хамшаринцы-рабочие. За
это турецкий офицер назвал его дураком и ударил по лицу. Это рассказал
мне известный пантюркист Таги Таги-заде, чей отец был среди тех рабочих
и, как рассказывают старые люди, прятался в заводском котле. Легенда
о расстреле десятков и сотен лезгин в Кубе, что сделали якобы армяне -
ложь бакинского агитпрома. Во-первых, представители малочисленных
народов о таких потерях забыть не могли бы. Во-вторых, в целом
отношения между лезгинами и армянами, за малым исключением, были
дружескими. В-третьих, где нашли тогда армяне сотни кубинских лезгин, в
то время как лезгины жили в кубинских и кусарских горах, причем, в
больших селениях-крепостях, которые без штурма с потерей десятков и
сотен солдат захватить было невозможно. А в самом городе Куба в основном
жили ардебильцы и евреи, которые, как это всем хорошо известно, не
только не пострадали в этих событиях, но и, опасаясь турок, ушли с
отрядами Бакинской Коммуны".
Письмо
уважаемого друга заставило задуматься: предпринимают ли армянские
ученые попытки развеять азербайджанскую пропагандистскую ложь,
призванную не только опорочить армянский народ, но и посеять вражду
между лезгинами и армянами, евреями и армянами. Поиск ответа на этот
вопрос с логичностью привел меня к доктору биологических наук,
профессору Левону Епископосяну. Л. Епископосян является научным
руководителем группы генетики человека Института молекулярной биологии
Национальной Академии наук Армении, президентом Армянского
антропологического общества.
Профессор
Епископосян приятно удивил меня не только доскональным знанием истории
"открытия" и пропагандистской раскрутки так называемых кубинских
захоронений, но и тем, что он упорно добивается согласия Азербайджана на
участие армянских ученых в генетической и антропологической экспертизе
найденных останков. Левон Михайлович протягивает бумагу на бланке: "Это
письмо отправлено на адрес президента Академии наук Азербайджана М.
Керимова. Ответа, как и раньше, мы не дождались".
Как
видим, Азербайджану есть что скрывать. В самом деле, если в указанный
период истории в Кубинском регионе исторического Лезгистана закавказские
турки не проживали, лезгины отрицают саму версию о массовом убийстве
отрядами Бакинской Коммуны представителей лезгинского народа, а евреи
ушли вместе с отрядами большевиков, то выбор остается небольшим: в
кубинском захоронении покоятся либо жертвы эпидемии, либо убитые турками
армяне. Обе эти версии намного убедительнее научно не подтвержденной
политической спекуляции Азербайджана на трупах. Поттверждением тому
является отказ Азербайджана от привлечения к экпертизе иностранных, в
том числе и армянских, ученых. Впрочем, достаточно посмотреть на
пасущихся животных у свежевыстроенного "мемориала геноцида", чтобы
убедиться: в Азербайджане знают, что там были захоронены не закавказские
турки.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Письмо профессора Епископосяна президенту Академии наук Азербайджана М. Керимову
Ереван
11 января 2012 г.
Президенту Национальной Академии наук
Азербайджанской Республики
академику Керимову М.К.
Уважаемый г-н Керимов!
Вновь
обращаюсь к Вам с просьбой о совместном изучении азербайджанскими и
армянскими специалистами (с возможным привлечением экспертов и из других
стран) человеческих останков из недавно найденного на северо-западе
Азербайджана массового погребения.
Я
имею в виду обнаружение в апреле 2007 г. в городе Куба двух колодцев с
захоронениями людей. Тогда же директор Института археологии и этнографии
Национальной Академии наук Азербайджанской Республики проф. М.Рагимова
сообщила, что «…антропологические исследования подтвердили, что эти люди
– мусульмане». В свою очередь, 18 апреля 2007 г. Вы заявили, что
предварительную экспертизу найденных останков проведут азербайджанские
ученые. Вами также было отмечено, что "останки, обнаруженные в Кубе,
могут быть результатом как массового истребления людей, так и массовой
эпидемии”. Это была сугубо научная оценка проблемы, решение которой
предстояло поручить соответствующим экспертам.
К
сожалению, результаты ожидаемой экспертизы, если она действительно была
проведена, не были опубликованы. Вместо этого люди, далекие от
академической науки, взялись за политическую эксплуатацию этой темы.
Обнаруженные останки без всяких на то оснований были приписаны жертвам
карательных акций Бакинского совета, в частности, отряда Амазаспа, а
сами захоронения, в зависимости от конъюнктуры, признавались то
азербайджанскими, то еврейскими, то лезгинскими.
Сегодня
к месту найденных погребений привозят гостей Азербайджана, которым
рассказывают о «зверствах армян» по отношению к азербайджанцам. 30
декабря 2009 г. был издан указ президента Азербайджанской Республики о
строительстве в Кубе Мемориального комплекса геноцида. Данное
распоряжение главы государства формально узаконило не проверенную
независимыми специалистами и не подтвержденную научными исследованиями
политически ангажированную версию причины гибели людей.
10
февраля 2010 г. я обратилися к Вам и директору Института археологии и
этнографии Национальной Академии наук Азербайджана с предложением
допустить наших специалистов для участия в совместной антропологической и
генетической экспертизе найденных в Кубе останков. К сожалению, ответа
на письмо не последовало.
Есть
все основания предположить, что экспертиза обнаруженных в Кубе
человеческих останков до сих пор или не проведена, или ее результаты не
обнародованы. Учитывая обстоятельство дальнейшей политизации этой
проблемы, я вновь обращаюсь к Вам с настоятельной просьбой допустить
наших специалистов – антропологов и генетиков, имеющих большой опыт
работы в ведущих лабораториях мира, к экспертизе найденных в Кубе
захоронений. Уверен, что в результате (каков бы он ни был)
беспристрастного совместного научного исследования будут выяснены
истинные причины и обстоятельства имевшей место почти столетие назад
трагической массовой гибели людей.
С уважением,
Левон Епископосян, д.б.н., профессор
научный руководитель группы генетики человека
Института молекулярной биологии Национальной Академии наук Республики Армения
Президент Армянского антропологического общества
http://voskanapat.info/news/o_tom_kak_trupy_menjali_religiju_i_nacionalnost/2012-02-02-2026
|