Кто они:Армяне,амшенцы,хемшилы или турки?(Часть 2)
Пастухи Бармен бара «Гайде» достал откуда-то кавал
(пастушеский духовой музыкальный инструмент, род флейты.- Ред.) и
передал Гаруну. «Я скажу, кто такой амшенец. Амшенец - пастух»,- сказал
Гарун и заиграл. От пастушества амшенцев остались только мелодии,
которые вместе с молочного цвета анисовой водкой и пивом рассказывают
нам сейчас об уходящей в прошлое горской жизни и пасторальных традициях. Ну
и круговой танец. Каждый вечер в верхнем зале бара, прокуренном и
полутемном, молодые амшенцы с ритмичными возгласами и притопами танцуют
под кавал, волынку и гитару прадедовский круговой танец. Амшенцы были пастухами, но от тех пастушеских времен остались лишь музыка кавала да летовки-эйлаги. Большие
скотоводческие фермы поглотили мелкие пастушеские хозяйства, и амшенцы
сменили посох пастуха на автомобильную баранку - большая часть
встреченных нами мужчин работают шоферами. Немало амшенцев занялись и
выращиванием чая. «Сейчас есть фермы с 20-25 тысячами овец, так что
животноводство для нас стало бессмысленным»,- говорит житель Кайакоя
Джемал Вайич, работающий на чайной фабрике в Кемалпаше. Основной доход здешних сельчан приносит чай. По словам Джемала, его доход составляет 20-25 тысяч долларов в год. Урбанизация
и модернизация в 60-е годы согнали амшенцев из сел и привели их в
города Кемалпашу, Хопа и мегаполисы - Трапизон, Самсон, Стамбул, Анкару…
От переписи к переписи сокращается численность сельского населения.
Сейчас многие амшенцы имеют три места обитания: бывшие летовки-эейлаги,
куда они отправляются не столько пасти скот, сколько избавиться от
летнего зноя, Кех-село, то есть место рождения, и Чархи или побережье,
то есть город. В памяти старшего поколения еще живы воспоминания о
пастушеской жизни. Но вот что они делали до того, как заняться
скотоводством в горах Ардвина, и почему амшенцы переселились из самого
Амшена в Хопа? Ответов на эти вопросы нет. Коммунистическая Хопа, или Моя история - это мой дед Бар «Гайде» - одно из немногих мест в Хопа, где нет портретов Ататюрка. «Вот
мой Ататюрк!» - говорит коммунист-амшенец и показывает на фотографию
старика - коммуниста Нури Ясатагиса по прозвищу «Доктор». Слова
«коммунист» и «социалист» здесь обозначают не партийную принадлежность, а
убеждение (в Турции сейчас действует некая Коммунистическая партия,
созданная, как считается, властями в угоду Западу - чтобы выглядеть в
его глазах демократичными; но амшенские левые относятся к ней с
пренебрежением). Примерно семь из семнадцати тысяч населения Хопа -
амшенцы, еще тысяч семь - лазы,- причерноморский народ, говорящий на
языке, близком к менгрельскому. Остальное население принадлежит к самым
разным народностям. Как почти в любом приморском городе, жизнь в
Хопа кипит на двух узких центральных улочках, где мужская часть
населения пьет чай, играет в нарды и бреется. В конце улиц - мечети, из
репродукторов которых раздается призыв к молитве (ezan), а в подвальных
барах сидят проститутки из бывших советских республик, ублажающие
уставших после тяжелых рейсов водителей. Если вы видели фильм
Озджана Алпера «Осень», часть которого снята именно в Хопа, то осенью в
Хопа тебя охватит состояние дежавю: дождь, тянущий с моря промозглый
ветер, и проститутка-грузинка. Разница лишь в том, что в фильме грузинка
звонит по уличному телефону-автомату, а сейчас - что-то яростно втолковывает по сотовому телефону, стоя на ступеньках ночного клуба. «Где
тут можно спокойно посидеть и выпить пива?» - спрашивает Хачик
знакомого амшенца. Тот кивает в сторону ночного клуба и отрицательно
мотает головой: только не там! - и показывает глазами на здание
напротив: там, на втором этаже, бар «Гайде» - революционный клуб Гаруна
Аксу. Откуда нас знает Муми Йылмаз? Не успели мы зайти в «Гайде»,
как он весело помахал нам рукой - я тоже армянин! Мы подсаживаемся к
ним. Пиво или водку? Турецкое пиво Efes очень вкусное. Три друга пьют
анисовую водку: наливают в стакан и добавляют воды - водка становится
молочного цвета. «Мы знаем об Армянском вопросе - мы одной крови! - говорит Муми и показывает на вены.- Мы братья, мы все армяне!» Его
товарищ Наджи 15 лет назад был в Армении. Рассказывает, что как только
пересек грузино-армянскую границу, сразу же встал на колени и поцеловал
армянскую землю. И со смехом добавляет: американцы, армяне, грузины,
азербайджанцы - все они люди, и проблем между ними нет, проблема в их
мозгах. - Откуда тебе известно, что ты армянин? - выслушав тираду Муми, спрашивает Гарун. - С чего ты взял, что ты армянин? Муми
возмущается, потом мы все отправляемся в какой-то магазинчик,
рассаживаемся на табуретках и пьем пиво прямо из бутылок. Муми никак не
может забыть слова Гаруна: «Гарун говорит: разве ты знаешь историю, что
утверждаешь, будто ты - армянин? Ну и ну! Мне не нужно знать историю;
моя история - это мой дед. Что мой дед сказал, то и истинно, и все, что я
знаю, я унаследовал от него. Дед спустился с гор, чтобы продать свой
товар, а товар этот - всего лишь молоко да масло. Хотел обменять на
нужные вещи, но ему сказали: «Ты армянин!» - дали по башке, разбили
голову, ограбили, коня тоже отобрали… Раньше, когда мы жили в горах и
спускались вниз, нас все время били и били, говорили: это армяне! Но
сейчас мы спустились вниз и нас уже не могут угнетать». Узнав, что
мы армяне, хозяин магазинчика изменился в лице, но не как хаджи Сулейман
- не нахмурился, а наоборот, расцвел. «А там у вас знают о нас?» -
спрашивает он. Хачик говорит, что в Армении не так уж и осведомлены .
«Э-э,- вздыхает хозяин,- мы продали свою веру, продали свое христинство и
стали мусульманами…» Даже те амшенцы, которые избегают считать себя
армянами и называют себя турками, не могут избежать пренебрежительного
отношения со стороны других мусульманских народов, в особенности лазов,
использующих слово «эрмени» как ругательство. «Не знаю, почему называют
нас «армянским семенем»,- жаловалась нам амшенка из Чамурлу. И хотя отношения между армянами и лазами несколько смягчились, амшенцы тем не менее затаили в своих сердцах давнюю обиду. Официальные
власти, желая отрезать амшенцев от их армянских корней, придумали им
другую историю, но в то же время власти на местах, считая их армянами,
грабя и подавляя их, не давали им забыть о своем армянском
происхождении. Если в Башобе хаджи Сулейман самым счастливым днем
своей жизни считал посещение Мекки, то амшенцы не забывают и времена
гонений: «Лазы не давали нам поселиться в Хопа, закидывали нас камнями…» Амшенцы
нашли два способа противостоять им: первый - сопротивление и идеология
«проклятьем заклейменных», то есть марксизм, и второй - стать «большими
католиками, чем Папа Римский», то есть превратиться в более ярых
турок-националистов, чем даже лазы. Как и Муми, так и Аслан в баре «Гайде» при виде нас сразу вскочил и как старый знакомый протянул нам руку.
«Я армянин, армянин!» - сказал он и пригласил нас за свой столик. Аслан
пытается говорить только на амшенском. Трое его сотрапезников не
обращали на нас особого внимания, и я предположил, что они не амшенцы.
«Они курды, наши товарищи по левым убеждениям. Они прекрасно помнят, что
резали армян, и сейчас сожалеют о содеянном»,- говорит Аслан и что-то
по-турецки объясняет им. Один из курдов кивает: конечно! «У турок
две проблемы, две вещи они ненавидят - армян и коммунистов, и вот эти-то
два ненавистных туркам понятия я воплощаю в своем лице!» - с гордостью
сообщает Аслан. Он всячески пытается подчеркнуть, что он коммунист не
советского толка, что не принимает советскую коммунистическую идеологию,
и особенно Сталина. «Для меня Россия дала трех коммунистов: Троцкого,
Коллонтай и еще Ленина». Имя Ленина он произносит с ноткой сомнения. В
2004 году впервые в истории мэром Хопа был избран амшенец, да еще и
коммунист Йылмаз Топалоглу, выдвинутый партией «Свобода и согласие»
(ныне он состоит членом Партии равенства и демократии). Йылмаз Топалоглу - амшенец, коммунист и мэр «В
моем лице мы впервые смогли добиться того, что коммунист-амшенец стал
мэром, - говорил 50-летний Йылмаз. - Что и говорить, наши оппоненты
издевались: мол, что они понимают в политике, они дикари, только и
умеют, что пасти овец… Но я уверен, что во время моего пребывания в
должности мы правили довольно хорошо, и я горд, что стал первым
амшенцем, достигшим такого поста». Но после первого успеха
последовал провал: в 2009-м амшенцы выставили двух левых кандидатов,
которые разделили между собой голоса сторонников. Йылмаз набрал 2200
голосов, второй амшенец - 800, а должность мэра вновь перешла к
Народно-республиканской партии: набрав 3400 голосов, победу одержал
лазский кандидат. «Сведи мы воедино мои и его голоса, то все равно
бы не выиграли, но если тыл крепок, то и голоса бы добавились, и выступи
мы солидарно, то могли бы и выиграть,- говорит Йылмаз.- Но даже если
бы амшенцы выставили единого кандидата, это вовсе не означает, что все
амшенцы проголовали бы за него. Националисты создали сплошную
антиармянскую атмосферу, в которой армянское прошлое приравнивается чуть
ли не к преступлению. У многих амшенцев есть еще этот страх - чтобы его
вдруг не сочли армянином. И особая пропаганда ведется, если кандидат -
армянин и тем более оппозиционер». Он рассказывает и о том, как,
будучи мэром, пытался решать культурные проблемы национальных
меньшинств, но центральные власти создавали ему препоны. «Первые
искорки сотрудничества национальных меньшинств могут возникнуть в сфере
литературы и искусства,- говорит Йылмаз.- Мы пытались организовать
амшенские и лазские фестивали. Даже составил с префектом одного из
районов Диарбекира проект, стержнем которого стала идея культурного
сближения между тамошними курдами и здешними амшенцами и лазами. Такой
переполох поднялся!.. Центральные власти вмешались, не дали завершить,
пустили слух, будто курды и амшенцы объединяются против властей, а под
конец и вовсе потребуют независимости… Одной из причин утраты нами
власти было именно то, что нас обвинили в антигосударственности и
антитюркизме». В молодые годы Йылмаз был членом нелегальной
Коммунистической партии, после переворота 1980 года был осужден на три
года и прошел все круги турецкого тюремного ада. Первой его женой была
амшенка - вместе с дочерью она погибла в автокатастрофе. Вторая жена
турчанка, тоже коммунистка. Есть дочь, а несколько дней назад родился и
сын. Джемил Аксу «Во время допроса, когда узнали, что я из
Хопа, спросили, лаз я или амшенец? Я сказал, что амшенец. Значит,
сказали, ты армянин. Да,- подтвердил я,- я армянин! После этого
отношение ко мне сразу изменилось в худшую сторону. Меня ругали за то,
что я армянин, завязали мне глаза, и полицейские начали бить меня за то,
что я армянин…» 34-летний Джемил Аксу во время учебы в Самсуне
принимал активное участие в левом движении, был членом
марксистско-ленинской коммунистической партии. В 1996 году в возрасте
19-и лет был арестован, обвинен как член террористической организации и
отсидел в тюрьме 8 лет. После освобождения 9 месяцев скрывался от
властей, чтобы избежать службы в армии. «Только-только освободился, а
тут сразу хотели забрать в армию, я же хотел побыть немного на свободе…»
Потом полтора года отслужил в армии. Создал общественную организацию
«Одна жизнь», является главным редактором созданного им же журнала
«Биряшам». - Зачем же тебе завязывали глаза? - В заключении мне,
бывало, на целые дни завязывали глаза. Нас постоянно пытали, и глаза
завязывали, чтобы мы не видели, кто нас мучает. Когда меня схватили, я
восемь дней провел под стражей, потом меня должны были привести в суд.
До суда нас собрали в коридоре - 18 человек. Какой-то государственный
чиновник начал читать нам проповедь - мол, зачем вы последовали за
каким-то армянином, стали игрушкой в его руках, поверили его идеологии… Впервые
о Джемиле я узнал два года назад, когда посмотрел фильм Озджана Алпера
«Осень», который рассказывал о потерявшем в турецкой тюрьме здоровье
политзаключенном Юсуфе. Мне стало известно, что у Юсуфа был прототип, и
он, в отличие от Юсуфа, который умер в тюрьме, жив. Это был Джемил. - Каков твой вклад в фильм, Джемил? -
Все, что касается психологического состояния вышедшего из тюрьмы
человека: как он заново учится входить в социальную среду, общаться с
людьми после долгого пребывания в тюрьме… Использовали и мои письма из
тюрьмы, а еще я принимал участие в редактировании диалогов на амшенском.
- Мы наслышаны о жестокости турецких тюрем. Что ты можешь сказать об этом? -
До последних времен положение как в тюрьмах, так и в полицейских
участках было ужасающее. В полицейских участках также применяли пытки и
издевательства. За восемь лет тюрьмы я и мои товарищи постоянно
подвергались насилию. Только в нашей тюрьме умерли десять человек. В
2008-м или в 2009-м в диарбекирской тюрьме скончались 12 человек - все
курды. В 2000 году в целом ряде тюрем осужденные за свои левые взгляды
заключенные подняли восстание. 28 курдов были убиты, сотни людей ранены.
В последние годы в связи с желанием Турции вступить в Евросоюз пытки в
полицейских участках несколько поумерились, но они все еще есть,
особенно в тюрьмах. - Как погибли эти люди? - Так, в одной из
тюрем в камере вместо тридцати человек сидели сразу сто. Чтобы изменить
эти условия, заключенные начали было движение протеста, но власти ночью
устроили нападение - со стрельбой, слезоточивым газом, вот и погибло
столько людей. Еще некоторых солдаты просто забили до смерти - все они
были левыми социалистами. - А какие конкретно пытки применялись? -
Назову лишь две: мучили электрическим током или же привязывали за руки и
ноги и начинали растягивать. Много есть разных способов… Больных не
лечили: не давали лекарств, не клали в больницу… Тюремщики часто
заходили в камеры лишь для того, чтобы избить. - За что же били? А если б вы не протестовали, сидели бы себе тихо, все равно бы били? -
Поступали и так. Но они специально провоцировали нас, искали любой
повод для избиения. Придумывали на местах всякие свои законы и правила.
Например, передают с воли книгу, а тебе ее не дают. Или перед прогулкой
приказывают: на прогулку пойдете голыми, так что раздевайтесь! Все это
было противозаконно. Мы начинали возмущаться, и тут они набрасываются…
Всегда находили повод избить человека - Как вы выдерживали? - А что делать, выхода нет - ведь хочется жить, и чувство собственного достоинства дает тебе силу сопротивляться и жить. - Армянин и коммунист - неужели в Турции их действительно так ненавидят? -
Здесь в сознании всех людей сидит, что у Турции имеется три врага:
армяне, алавиты (турецкие алавиты или алеви - «почитатели Али» являются
подгруппой шиитов) и коммунисты. В Турции почти 20% мусульман
принадлежат к этому религиозному направлению. Турецкие мусульманские
богословы не признают алавитов мусульманами. Движущей силой против
турецких алавитов являются исламские фундаменталисты и пантюркисты.-
Ред.) и коммунисты. Так говорится даже в учебниках, о них говорят
враждебным тоном: мы горды, что мы турки, нет никого лучше турок, все
наши соседи зарятся на наши земли - все это находит отражение в
учебниках. Господствующая идеология утверждает, что те, кто говорит
по-турецки,- цивилизованные люди, а все остальные языки считаются
языками дикарей, и такое мышление вбивается в мозги всех людей. -
Связано ли распространение левых взглядов в Хопа и округе с тем, что
амшенцы составляют здесь меньшинство и постоянно подвергались гонениям
со стороны властей? - Мы - общины, подвергавшиеся давлению со
стороны государства, и я на все сто процентов уверен, что это тоже
сыграло свою роль. Наша амшенская самобытность - очень важный фактор, он
играет огромную роль в нашем сопротивлении центральным властям. Это
неоспоримая социологическая действительность. Другие причины носят
социально-экономический характер: обезлюживание сел, природные бедствия,
возникшие из-за строительства в последние годы ГЭС… - Являясь
носителями армянской и турецкой культур, могут ли амшенцы стать
связующим звеном в деле сотрудничества и снижения напряженности между
армянским и турецким народами? - Я полностью согласен с тем, что
амшенцы являются носителями элементов как армянской, так и турецкой
культуры. Но в смысле налаживания турецко-армянских отношений Турция
вынуждена будет столкнуться с фактом совершенного ею геноцида и признать
свою моральную и материальную ответственность за это преступление. С
самого момента установления республики в 1923 году людям постоянно
внушали, что армяне враги, что они предали Турцию. И если сейчас власти
даже захотят резко изменить эту убежденность турок, то столкнутся с
очень резкой реакцией народа. Сторонником дружбы между армянами и
турками был Грант Динк, и его убили у всех на глазах. Можно сказать, что
его убило государство, и никто не станет
этого отрицать. Зачем Турции налаживать отношения с Арменией? В
основном для торговли, но в турецком обществе существуют многочисленные
психологические проблемы, которые не позволяют им создать нормальные
взаимоотношения с армянами. Преодоление этих стереотипов требует долгого
времени. Турции прежде всего нужно излечить свои собственные болезни -
национализм, шовинизм, ненависть к армянам,- и только после этого она
сможет нормально общаться с другими народами. - Хранят ли амшенцы-мусульмане память о событиях 1915 года? -
Да, у многих есть такие воспоминания. Мой дед рассказывал - но, скорее,
это его отец ему поведал, когда был еще пастухом и пас овец у
Ардануша,- что собственными глазами видел, как турки сбросили в пропасть
большую группу армян и одна беременная женщина просила-умоляла, чтобы
ее пощадили, но ее тоже бросили в пропасть… Это было дело рук жандармов и
солдат. Это все произошло в Джехеннем Дереси (Адское Ущелье). Многие из
людей, которым за пятьдесят, знают истории о резне армян. Половинчатое возвращение Полуторагодовалого
сына Джемиля зовут Арев. Имя внучки брата - Лусенка. Джемил перечисляет
еще несколько имен, которыми в последние годы нарекают амшенцы своих
детей: Жемна (Поспевающая), Эранд (Энергичный), Тунес (Это ты). После
трехсотлетнего забвения амшенцы с 2005 года вновь дают своим детям
армянские имена, и таким образом имена и фамилии у них оказываются
наполовину армянскими, наполовину турецкими, как, скажем, у сына Джемиля
- Арев Аксу. Левон Хачикян в своем труде «Страницы истории
амшенских армян» пишет, что в период перехода от христианства к исламу у
амшенцев имена были наполовину армянские, наполовину турецкие:
например, Али-Саркис Карапетоглы, Махмуд Ованесоглы. Впоследствии
армянские имена исчезли, остались лишь турецкие. И вот через 200-300 лет после этого имена амшенцев вновь становятся наполовину армянскими, наполовину турецкими.
продолжение следует Материал
написан благодаря Фонду сотрудничества «Евразия», на пожертвования
народа Америки и при поддержке Агентства международного развития США
(USAID). Ответственность за содержание материала несет литературный клуб
«Инкнагир». Выраженные точки зрения не обязательно совпадают с точками
зрения Фонда сотрудничества «Евразия», Агентства международного развития
США или правительства США. http://www.sobesednik.am/ru/social/2069--ii