Четверг, 20.06.2019, 22:10

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2010 » Ноябрь » 16 » Езиды - кто они?
19:15
Езиды - кто они?
На протяжении долгого времени живя рядом с курдами и езидами, мы, армяне, никогда особенно не задумывались об их этническом происхождении. Чего греха таить, были в глубочайшей уверенности, что езиды те же курды, только с некоторыми отличиями. Оказалось, это не так. Езиды идентифицируют себя как абсолютно отдельную этноконфессиональную группу. Не курды, одним словом. И если таково самосознание езидов, никому не велено сомневаться в этом. Значит, так оно и есть. Пребывают они в разных весовых категориях: курдов — не меньше 40 миллионов, а езидов — не больше полумиллиона. Езиды к тому же не имеют ни малейшего отношения к пресловутому "курдскому вопросу” — одному из острейших в Ближневосточном регионе, обусловленному прежде всего идеей создания Курдского государства, что вызывает активное сопротивление Турции, Ирака, Ирана, Сирии — стран со значительным курдским населением. Езидов беспокоит также так называемый "курдский фактор”, в большей степени связанный с терроризмом. Именно поэтому езиды всеми силами отмежевываются от курдов. Все эти вопросы имеют отношение и к нам, поэтому предлагаем подборку материалов, которые помогут сориентироваться в непростой и запутанной геополитической и этнической коллизии.

НИКОЛАЙ АДОНЦ:
"ТУРЕЦКИЕ СУЛТАНЫ РАЗДАВАЛИ
АРМЯНСКИЕ ЗЕМЛИ
КУРДСКИМ ВОЖДЯМ...”

...Курды не жили в Армении с незапамятных времен, а были переселены сюда турецкими правящими кругами. После Чалдыранской битвы в 1514 г. турки захватили Армению, где благодаря своей артиллерии, которая использовалась ими впервые, разгромили войска правителя Персии шаха Исмаила. Споры между персами и турками из-за Армении продолжались и после этого, но и по сей день границы остаются прежними. Мулла Идрис, курд из Битлиса, будучи местным уроженцем и хорошо знакомым с локальными условиями, принимал активное участие в военных действиях султана Селима. Мулла Идрис защищал права мелких курдских племенных вождей.
Персы, достигнув успеха в борьбе за Армению, удаляли курдских беев. Турецкие султаны, однако, вели противоположную политику: они раздавали завоеванные армянские земли курдским вождям для создания живой преграды против персов. Мулла Идрис объединил под своим руководством большую провинцию от Нисибина до Дерсима, назвал ее Диарбекир и разделил на 12 санджаков ("флагов”), или военно-феодальных единиц. Восемь санджаков были отданы курдским беям с правом на наследование. Курдские вожди получили также земли у истоков Тигра в частную собственность, или хукюмет. Мулла Идрис раздал местным правителям в качестве подарков от султана 25 000 дукатов, 70 "кафтанов” (халатов) почета и 70 флагов. Он также переселил некоторые племена в Эрзерумскую область, положив тем самым начало внедрению в эту часть Армении курдского этнического элемента. Как Идрис, так и его сын Абульфаз были людьми пера, и об этих мероприятиях мы узнаем из их же собственных записей.
В 1597 г. один из правителей Битлиса, Шараф-эддин, написал историю курдских династий, которую впервые под заглавием "Шараф-намэ” издал академик Вениаминов-Зернов в 1860-62 гг. в С.-Петербурге. В 1868-75 гг. появился французский перевод книги. Эта работа курдского историка имеет все недостатки, присущие первым попыткам национальной историографии: малочисленность исторического материала свободно восполняется воображаемой генеалогией. Для объяснения происхождения того или иного рода Шараф-эддин летит на крыльях воображения в самое далекое прошлое, не различая времени и даже эпохи, ищет кровные связи между предками жалких курдских племен и известными историческими личностями. Некоторые из племен считаются потомками первых халифов. Для подтверждения достоверности своих утверждений Шараф-эддин часто обращается к старым родовым легендам. Но подробное изучение этих легенд показывает, что они основаны на народных этимологиях некоторых этнонимов и с большим успехом могли бы быть выдуманы самим автором. Когда современный историк старается перейти от ложных генеалогий и пустых предположений к конкретным фактам, касающимся курдских беев, он тут же оказывается вынужден спуститься с высот прошедших веков до эпохи Селима и Идриса.
За исключением происходящих от Тимура правящих домов Вана и Битлиса, все оставшиеся курдские племена, находящиеся в вышеупомянутом районе Евфрата и у истоков Тигра, связывают свое происхождение с эпохой турецко-персидской войны конца XV — начала XVI веков. Что касается правящих домов Вана и Битлиса, надо отметить, что их курдское происхождение спорно, и историк Шараф-эддин имел гораздо больше оснований искать в жилах своих предков армянскую, нежели арабскую или курдскую кровь.
Называя имена всех этих правящих домов, историк курдов ни единым словом не упоминает о населении новообразованных санджаков, пролегавших от Дерсима до Диарбекира. Было бы ошибочно считать, что если правители этих санджаков были курдскими беями, то и их население должно было быть курдским.
В завоеванных провинциях, как и в других частях Армении, предшественниками беев санджаков в XV веке были турецкие правители, большей частью близкие родственники туркменских шахов Ак-коюнлу и Кара-коюнлу. Они в свою очередь были преемниками армянских правителей, которые управляли этими провинциями до прихода монголов и частично — вплоть до нашествия Тимура.
Когда сельджукские орды проникли в эту страну, Византийская империя не нашла лучшего способа защиты своей границы от грозного врага, чем депортация армянских царских и дворянских родов на другую сторону Евфрата, в Малую Армению для создания вдоль Евфрата нового фронта. В две линии тянулась преграда, образованная из армянских дворянских имений. Арцруниды Вана, Багратиды Ани, Багратиды Карса, Пахлавуни, Мамиконяны, Павликяны исчезли в круговороте монгольских нашествий. Молниеносный поход Тимура, положивший конец монгольской династии, открыл проход для воинственных туркменских племен. Предводители туркмен Ак-коюнлу и Кара-коюнлу в течение XV века правили в Армении с присущими их народу своеволием и беззаконием.
Повлияло ли каким-то образом подобное изменение феодальной оболочки на армянских территориях на этнические основы? Имели ли перемещения верхних слоев влияние на низшие слои? Когда власть перешла к курдам, Армения также не стала и курдской. Сердцевину оседлого трудящегося населения составляли, как всегда, армяне.
Ни одна страна, имеющая хоть какой-нибудь вес в политическом мире, не состоит только из гор, долин и рек. Каждая страна кроме физического ландшафта имеет и духовные черты, отличающие ее от других. На самом деле это не мертвые выбросы слепой природы, а распростертые по стране извечные произведения человеческого гения. Именно эти создания умственного труда и являются духом его культуры.
Армения как лаборатория человеческого труда всегда была и остается армянской. Она создала человеческие жилища руками армянина. Для всех других проходящих она была лишь гостиницей. Они искали лишь пристанище в этой стране, пуская на ветер сокровища ее культуры: одни в качестве временных гостей, другие — воинствующих элементов, появившихся волею судеб, некоторые же, овладев ею, безо всяких церемоний грабили и разрушали ее. Ни один из них не оставил хоть какого-нибудь духовного наследия, какого-либо следа культуры. Ни один туркмен или курд не прибавил и камня в сокровищницу строительного искусства этой страны.
Прекрасные памятники культуры — замки, крепости, соборы и монастыри, величественно восседавшие на своих горных тронах, со всем своим культурным окружением сегодня похоронены в пыли, однако в них еще живет дух, в руинах еще бродят тени прошлого, тени, готовые воплотиться в новую жизнь. Не зря армянское народное воображение представляет себе Армению как молодую девушку, окруженную руинами. Пусть руины, но труда духовного... Неужели они менее подходят этой стране, чем стада курдских пастухов? Армянские церкви почти во всех городах, будь то в Армении или вне ее, превращены в мечети, однако перестали ли они быть армянскими?
Армения как любая цивилизованная страна является единым организмом. Самое сильное биение ее сердца, самое ее глубокое дыхание — армянские. Как живой организм, Армения не может отказаться от своего прошлого или будущего. Она может быть ранена, может истекать кровью, однако она не убита. Долг ее политических врачей — излечить ее боли и дать силу, чтоб восстать из пепла навстречу новой жизни. Было бы преступлением с их стороны ставить преграду перед вековым ее стремлением к свободе лишь по той причине, что на ее здоровом теле есть какая-то паразитическая этническая опухоль. В этом следует обвинять тех дипломатов, которые растянули решение Армянского вопроса на полвека и позволили, чтобы кровожадный режим утвердил чужеродный вражеский элемент на армянском теле.
ПЛЕМЕНА ЕЗИДОВ БЫЛИ ЗАМЕЧЕНЫ
В ЗАКАВКАЗЬЕ В XVIII ВЕКЕ

Со времен Средневековья курды, как и езиды, проживали в Кавказском регионе. Единичные племена езидов были замечены в Закавказье в XVIII веке. В 1770-х годах король Грузии Иракли II предпринял попытку установить диалог с езидами, используя в качестве посредника ассирийского архиепископа Исайю. Иракли II передал через Исайю письмо, адресованное лидеру езидов Чобану-ага, в котором он предлагал езидам вступить в немусульманский союз с армянами и ассирийцами против османского султана.
Более массовая миграция езидов в Закавказье наблюдалась во время и после Крымской войны (1853-1856) и Русско-турецкой войны в 1877-1878 гг. Тем не менее в начале XX столетия большинство современных езидов поселилось в Армении и Грузии в результате религиозных гонений со стороны турецких властей и местных исламских организаций. Эти езиды прибыли из районов Вана, Байазида, Карса и Сурмалу. Так как езиды были сельскими жителями, они селились, в основном в заброшенных и безлюдных деревнях Армении, хотя в Грузии они находили пристанище и в городах — сначала в Тбилиси, а затем также в Телави и Рустави. Согласно последним советским данным, в Грузии и Армении проживали около 90000 езидов.
...Можно сказать, что на протяжении советского периода в истории Грузии и Армении, то есть с 1921 по 1991 гг., девяностотысячная община езидов наслаждалась относительно благоприятной и культурно насыщенной жизнью. В то время как при сталинском режиме мусульманские курды были переселены из Советско-Турецкой пограничной зоны в Центральную Азию и Сибирь, езидам было разрешено остаться и разделить ежедневную жизнь с народами Грузии и Армении. Более того, иногда езиды и представители других национальных меньшинств подвергались позитивной дискриминации с целью повышения их образовательной и политической активности. Все резко изменилось после распада СССР. Национальные меньшинства стали беззащитными среди националистической пропаганды и во многих случаях гражданских войн. Из-за этой ситуации многие люди покинули и Грузию, и Армению в поисках более безопасных мест. Около 20000 мусульманских курдов из Армении были так или иначе приняты в Азербайджане и Центральной Азии благодаря религиозной и культурной близости.
В результате езиды оказались единственной этнической группой, которой некуда было идти. Их этнические братья, курды, сами оказались без государства, подвергались преследованиям, и ни одно другое государство в мире не было заинтересовано в том, чтобы им помочь.
Их религиозные ритуалы и табу (такие как запрет брака) не могли соблюдаться на их родине из-за малой численности оставшихся представителей и невозможности посещать историческую родину в Ираке. Так как группы езидов лучше всего обосновались в Германии, эта страна является для них как для общности, история которой насчитывает несколько тысячелетий, последним шансом выжить. Подавляющее большинство грузинских и армянских езидов хорошо образованы, имеют многолетний опыт интеграции в христианские общества и не разделяют экстремистских мнений, которые могут сделать их нежеланными гостями на Западе.  

ВИКТОРИЯ АРАКЕЛОВА, кандидат наук, доцент кафедры иранистики ЕГУ:
"ЕЗИДЫ РАЗДЕЛЯЛИ СУДЬБУ АРМЯН ПОСЛЕДНИЕ 200 ЛЕТ”

Советская востоковедческая школа пользовалась большим авторитетом, но в условиях тоталитарного государства была предельно политизирована, что нередко претило академическим подходам. Особенно это касалось этноконфессиональных меньшинств и малых народов, которых пытались идентифицировать с крупными этносами. Так, советское востоковедение причисляло езидов к курдам всего лишь потому, что и те и другие говорят на языке курманджи. В списке народов СССР езиды не значились и при проведении переписи населения причислялись к курдам.
Судьба езидского народа складывалась непросто. На своей исторической родине, в Северном Ираке, езиды по сей день испытывают притеснения со стороны курдов. В Османской империи они подвергались уничтожению. Национальное самосознание езидов формировалось в противопоставлении себя курдам и исламскому миру. Благодаря усилиям езидской интеллигенции Армении и поддержке армянских ученых этот народ получил признание в качестве отдельной этноконфессиональной общности сначала в Армении, а затем в международных кругах.  Это вызывает крайне негативную реакцию курдских националистических кругов, которые часто обвиняют Армению во враждебном отношении к курдам, хотя до недавнего времени Армения была единственной в мире страной, где действовали курдская радиостанция, газета, отделение курдологии в Академии наук и Союзе писателей. Интересы курдов никогда не ущемлялись в Армении, и именно здесь была сформирована курдская интеллигенция, многие представители которой, работая сегодня в европейских курдских СМИ, заняли антиармянскую позицию.  Обеспокоены этим не столько сами курды, сколько политические силы, использующие курдский фактор для дестабилизации региона и навязывания собственной политики. Что касается национальной безопасности, то несколько лет назад эмиссары Курдской рабочей партии безуспешно пытались наводнить езидонаселенные регионы Армении "учебниками родного языка” с националистическими текстами об Оджалане... Но сотрудники нашей кафедры помогли езидской интеллигенции подготовить учебники для езидских школьников. Если бы езиды продолжали считаться курдами, то Армения была бы сегодня страной с курдским фактором, что крайне опасно в и без того сложных условиях нашего региона. Кстати, как-то один из армянских парламентариев в интервью курдской газете заявила, что никаких езидов у нас нет, а существует только курдская община! Академическую неосведомленность еще можно простить, но недопустимо делать заявления, которые будут использоваться против нашей страны.
Езиды разделяли судьбу армян последние 200 лет, самоотверженно сражались за Армению, в том числе и в карабахской войне. Уже этого достаточно, чтобы огульно не отождествлять их с курдами, отношения которых с армянами не всегда были безоблачными. Тем не менее курды в Армении никогда не притеснялись. Армян всегда отличало дружелюбие к живущим рядом народам. Некомпетентные высказывания угрожают и армяно-езидским и армяно-курдским отношениям, а Армения много сделала для обоих народов.
Ныне на международном уровне езиды признаются отдельной этноконфессиональной группой. Это достигнуто благодаря усилиям армянских востоковедов, а вовсе не благодаря политикам и борцам за права национальных меньшинств.

"ЕЗИДЫ РОДОМ
ИЗ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ”

Сегодня мало кто берется оспаривать тот факт, что езиды действительно один из древнейших народов мира, сохранивший свою национальную самобытность, язык, обряды, традиции, праздники. Главные святыни езидов находятся в Северном Ираке; крупнейшая из них — Лалеша Нурани ("пресветлый” или "священный” Лалеш). Каждый езид хотя бы раз в жизни обязан совершить паломничество туда.
В Лалеше находится гробница основателя и реформатора езидской религии шейха Ади ибн-Музаффара, который жил в XI-XII вв. нашей эры.
В середине декабря езиды отмечают один из четырех своих главных праздников — "Аида Эзида” (Праздник езидов). Это день примирения. Он по традиции приходится на вторую пятницу декабря. В предшествующие этому дню вторник, среду и четверг соблюдается строжайший пост: до захода солнца нельзя ни есть, ни пить, ни курить. В четверг вечером духовники (шейхи, пиры) и миряне (мриды) собираются у священнослужителя, поют религиозные гимны, танцуют. А в пятницу посещают соотечественников, у которых недавно умер кто-то из близких.
Неделю спустя после "Аида Эзида” наступает "Аида Шамс”, или Праздник Солнца. Происходят примерно такие же празднества и церемонии. В феврале отмечают "Хыдыр Наби”. Это имя ангела-покровителя, который помогает исполнению праведных желаний человека. Через него и при его содействии исполняется ниспосланное божественное веление и предначертание судьбы. Наби покровительствует влюбленным и воссоединяет любящие сердца. В день праздника молодежь съедает соленые лепешки, чтобы увидеть во сне своего суженого. Тут, пожалуй, можно усмотреть определенные параллели с армянским праздником святого Саргиса, также отмечаемым в феврале.
А начинается год у езидов не в январе, а в апреле, как у многих древних народов. Приход Нового года совпадает с первым главным езидским праздником, который отмечается в первую среду апреля. Он связан с именем Малак-Тавуса — слуги Бога, действующего непосредственно по воле Верховного Всевышнего. Под именем Малак-Тавуса, т.е. Царя-Павлина, почитают Эзраила как высшего среди семи ангелов, созданных Всевышним; имена остальных — Джибраил (Гавриил), Михаил, Дирдаил, Симкаил, Эзазил (Азазель) и Эсрафил (Рафаил). Царя-Павлина считают падшим ангелом и отождествляют с христианским Люцифером и мусульманским Шайтаном. Поэтому соседние народы начали воспринимать езидов как "чертопоклонников”. Однако езиды верят, что в конце времен Бог помирится с павшим ангелом. Поэтому религия езидов строжайше запрещает проклинать Сатану.
В указанный день Малак-Тавус был послан Господом на землю, чтобы передать езидам Его заветы. В канун праздника женщины под руководством старшей в семье пекут большую гату, в которую запекают бусы. На следующий день глава семьи раздает гату членам семьи и родственникам. Кому достанется кусок с бусами — тому весь год будет сопутствовать удача. Кроме того, с апрелем у езидов связано еще одно поверье: этот месяц считается "невестой” всех остальных месяцев, поэтому в апреле запрещено создавать семью, строить дом, копать землю, сеять или менять место жительства.
В Армении проживают несколько десятков тысяч езидов. Взаимоотношения обоих народов уходят в глубь веков и всегда были дружественными. В свое время езиды, не отказавшиеся от своей веры, тоже, как и армяне, подверглись многочисленным лишениям, вынуждены были покинуть свою историческую родину, спасаясь от преследований. И многие из них осели в Восточной Армении.
Езиды внесли свой вклад в борьбу армянского народа за независимость — как в 1918-м, когда над Армянской Республикой нависла угроза турецкой агрессии, так и в начале 1990-х, в годы военных действий на армяно-азербайджанской границе.
Езиды по сей день придерживаются кастово-теократического устройства общества. А именно — вступать друг с другом в брак могут только представители одной и той же касты, а браки с иноверцами и вовсе запрещены. А священнослужителем может стать только тот, кто родился в семье священнослужителя. Езиды считают себя избранным народом, и эта избранность передается по наследству. На протяжении всей своей истории и до сегодняшнего дня они пытаются сохранить неприкосновенными основы своего вероисповедания и религии. Отчасти по этой причине у езидов мало письменных вариантов своего священного писания: они опасались, что письменные документы и священные тексты могут попасть в руки иноверцев, которые могут присвоить их религию, раскрыть таинство их обрядов. История народа, основы вероисповедания, молитвы, религиозные обряды передавались от поколения к поколению в изустной форме. Однако прогресс делает свое дело — езиды постепенно утрачивают традиции.
На протяжении многих лет езиды пытаются сломать сложившиеся в мире стереотипы о происхождении езидов и курдов. Этот спор привел к межэтническим конфликтам в среде езидов и курдов, проживающих в Армении. Езиды утверждают, что почти во всех существующих источниках отмечается, что езиды — это те же самые курды по национальности, но иной веры. Да и сами курды не принимают иного мнения о своей этнической принадлежности.
"Езиды родом из древней Индии, точнее из Бомбея (сегодняшнего Мумбаи), а курды — народ, сформировавшийся в Передней (Западной) Азии”, — говорит председатель Езидского национального союза Армении шейх Азиз Тамоян. Он утверждает, что мировому сообществу необходимо пересмотреть исторические свидетельства о езидах. Езиды — солнцепоклонники и поклоняются божеству Малаки-Тавуз (в виде павлина). Их религия называется не езидизм, а Шарфаддинэ. И как это принято в Индии, езиды также разделены на касты во главе с шейхами, пирерами и мридами.
"Нас ошибочно причисляют к приверженцам зороастризма, тогда как Заратустра был проповедником-персом и ничего общего не имел с езидами — одними из индийских народностей. Курды же сформировались в X-XII вв., они мусульмане и посему не могут быть причислены к одной этнической группе с езидами. Езиды пришли в современную Армению в начале XX века, в основном это те, кто спасся от рук янычар в Османской Турции. Езидов в Армении насчитывается более 40 тысяч, а курдов — 1500”.
Подготовили Карэн МИКАЭЛЯН
и
Елена Шуваева-Петросян
http://www.nv.am
Просмотров: 2242 | Добавил: voskepar | Теги: после “Аида Эзида” наступает “Аида , В Лалеше, НИКОЛАЙ АДОНЦ, Малак-Тавус | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2019