Выступая 31 октября на семинаре для
армянских и иностранных экономических журналистов, исполнительный
директор Торгово-промышленной палаты Армении Араик Варданян вновь
подчеркнул важность открытия армяно-турецкой границы. В частности, для
примера он привел расходы по транспортировке грузов из Армении в
грузинский портовый город Поти, выражающиеся в $1200 за один контейнер, и
затем сравнил их с расходами его перевозки оттуда морским путем до
далеких от нас США - $800.
Понятно, что альтернативные внешние пути, сулящие снижение
транспортных и складских издержек, выгоднее нашей стране. Поэтому, с
целью прояснения этого вопроса Новости Армении – NEWS.am обратились к
эксперту по логистике транспортных путей, пожелавшему, однако, остаться
инкогнито.
Вначале специалист пояснил, что контейнер, как оборотная тара,
является собственностью компаний, занимающихся морскими перевозками. Для
их перевозок имеются специально приспособленные для перевозки по суше и
по морю транспортные средства.
Автомобили-контейнеровозы, в зависимости от своих габаритов, и
размеров самого контейнера (последние бывают 10-футовые и 20-футовые),
могут перевозить от 1 до 2 контейнеров. А вот морские контейнеровозы
способны принимать от 2 тыс. до вплоть 12 тыс. контейнеров. Таким
образом, удельные расходы (или же себестоимость транспортировки) по
перевозке единицы контейнера автомобилем и морским судном, кардинально
различаются.
Этим и обуславливаются, по словам эксперта, диспропорции в расходах
на транспортировку контейнеров, приведенные исполнительным директором
Торгово-промышленной палаты Армении. Причем, по словам эксперта, если бы
по морскому пути в США не было бы перевалочных пунктов для
судов-контейнеровозов, то стоимость перевозки туда контейнера из Армении
была бы заметно ниже.
Относительно стоимости транспортировки контейнеров по суше эксперт не
преминул добавить другую интересную деталь. Контейнер, будучи
собственностью морских транспортных организаций, совершает путь,
наподобие маятника. То есть, в нашем случае, сия тара транспортируется
от Поти в Армению, затем обратно. В сумме это составляет уже 1244
километров пути. Но, так как соотношение экспорта к импорту у нас
достигает порядка 1:4, выходит, что три четверти контейнеров совершают
пробег просто-напросто пустые, без груза.
К тому же в действительности соотношение пустых и загруженных
контейнеров несколько больше указанного выше соотношения. В отличие от
импортируемой продукции, экспортируемые из Армении товары не всегда
перевозятся в контейнерах. Получается, что наши внешнеторговые
организации в основном платят за перевозку… воздуха! Ведь, как отметил
эксперт, компании выкладывают $1200 за перевозку контейнера не в один
конец, а за весь его маятниковый пробег, туда и обратно. Кстати,
отметим, что примерно 80% автоперевозок осуществляют армянские
транспортные компании, остальные 20% - грузинские.
После этой исчерпывающей информации эксперт счел нужным обратиться к
главному вопросу: какие же преимущества даст для удешевления перевозок
открытие армяно-турецкой границы? Здесь нужно отметить интересную
деталь, касающуюся нынешних путей сообщения нашей страны со внешним
миром. Оказывается, перевозки, осуществляемые грузинской железной
дорогой, немножко, но все же дешевле, чем те, которые предлагает нам
концессионер армянской железной дороги – российская ЮКЖД. Понятно, что
грузинская сторона такими «мелочами» преследует определенную цель –
сделать привлекательнее услуги своей транспортной организации.
Итак, самый близкий к Армении турецкий порт – Трабзон, остальные
находятся дальше. Но, согласно мнению эксперта, по качеству услуг этот
турецкий порт уступает Поти. Как плюс для грузинского порта, мой
собеседник привел и тот факт, что дорожный налог с транзитных грузовых
автомобилей в Грузии снят, причем раньше, чем это было сделано в
Армении. Что касается железнодорожной перевозки грузов, то в Турции
тарифы как раз выше, чем в Армении…
Имеются проблемы и чисто технического характера: в Армении
ширококолейная железная дорога, а в Турции – узкоколейка. Возникает
серьезная задача, как решить этот вопрос при пересечении грузов
государственной границы между обеими странами…
На этом вопросе беседа вашего корреспондента с экспертом завершилась,
однако осталась масса других вопросов. Главнейший из них связан с тем,
какие экономические выгоды Армении сулит . С
политической и общеэкономической точки зрения все предельно ясно: в наш
просвещенный век абсурдно держать границу «под замком», как ныне делает
наш сосед.
Однако не представляется излишним дать оценку возможных экономических
благ, которые сулит нам открытие границы с Турцией. Но, к сожалению,
соответствующие государственные органы, в лице министерств транспорта и
связи, экономики, сельского хозяйства, а также прочих заинтересованных
ведомств, не спешат поделиться с общественностью такими разработками. В
силу этого возникает законное подозрение, что подобных оценок просто не
имеется.
Альберт Хачатрян