В 15-тысячной1 армянской общине Уругвая особое место занимают армяне-евангелисты. Они в основном сосредоточены в столице Монтевидео.
Хотя армянская евангелическая община Уругвая по своей численности
уступает армянской апостольской и католической общинам, она имеет
достаточно высокий уровень организации, благодаря чему вместе с ними
составляет армянскую общину Уругвая. O высокой организованности общины
свидетельствует хотя бы то, что первая армянская евангелическая церковь в
Монтевидео была воздвигнута практически одновременно с формированием
самой общины (в 20-х гг. XX века).
В целом, изучение армянской евангелической общины Уругвая имеет как
академическое, так и практическое значение. С академической точки зрения
ценностью изучения общины является комплекс арменоведческих и, в
частности, диаспороведческих исследований. А в прикладном плане оно
важно в контексте ресурсов и возможностей армянской общины в целом при
точном расчете ресурсов и возможностей армянской евангелической общины
Уругвая и разработке эффективных путей их применения на благо Армянству.
Нынешнее состояние армянской евангелической общины Уругвая можно охарактеризовать следующими основными признаками:
- община в количественном плане ограничена и сосредоточена в столице Монтевидео,
- несмотря на малочисленность, имеет тенденцию роста,
- имеет достаточно высокий уровень организации, о чем свидетельствует крепкая система организационных структур общины,
- община не живет изолированно, а интегрирована как в местное армянство, так и в протестантскую общину.
Численность общины
Армянская евангелическая община Уругвая сформировалась в результате
Геноцида армян и миграции в страну большого числа беженцев, в том числе
армян-евангелистов. Миграция армян в Уругвай происходила в два этапа.
Первая волна включает спасшихся непосредственно от Геноцида, а вторая –
мигрировавших на Запад (в Америку и Европу) армян из стран Ближнего
Востока. Вторая волна миграции привела к расширению армянской общины
Уругвая, что, в свою очередь, привело к численному росту местной
армянской евангелической общины. Именно поэтому с течением времени в
Уругвае стала заметна тенденция численного роста армянской
евангелической общины.
Так, согласно К.Атаналяну, во время формирования общины, в 1926г.
(год основания первой армянской евангелической церкви), ее членами были
6-8 семей. В 1938г. членами общины уже были 60 семей. В то время среднее
число воспитанников воскресной школы при церкви достигало 302.
Точной статистики о численности представителей армянской
евангелической общины Уругвая сегодня нет. Однако известно, что в
последнее время численность армян-евангелистов Уругвая резко увеличилась3, что, пожалуй, обусловлено ростом общей численности армянской общины.
Тем не менее, армяне-евангелисты Уругвая по своей численности
занимают третье место в Армянстве после адептов ААЦ и армян-католиков4.
Организационные структуры
Об организованности армянской евангелической общины Уругвая
свидетельствует сплоченность ее организационных структур. На сегодня в
общине действуют три организационные структуры, которые можно разделить
на три группы – духовно-церковные, социальные и образовательные.
1. Единственной духовно-церковной структурой является первая
армянская евангелическая церковь Уругвая, основанная в 1926г., когда
армянская евангелическая община только-только начала формироваться.
Фактически, церковь – первая армянская евангелическая организационная
структура в Уругвае. В первое время она действовала в здании
методистской церкви5.
Первая армянская евангелическая церковь Уругвая имеет попечительство.
В настоящее время церковь возглавляет преподобный Обед Бояджян6.
Эта церковь одновременно выполняет также функции организации и
руководства общины. Следовательно, можно сказать, что она, будучи
духовно-церковной структурой, является также руководящей структурой
армянской евангелической общины Уругвая, а ее руководителя Обеда
Бояджяна можно считать руководителем армянской общины в целом.
2. Единственной социальной структурой является уругвайский
филиал Армянского евангелического сообщества Америки – районный комитет.
Он был основан в 1954г., занимается в основном благотворительной
деятельностью. В настоящее время уругвайским районным комитетом
Армянского евангелического сообщества Америки руководит Жеремиас
(Еремия) Элмасян. Филиал действует в здании первой армянской
евангелической церкви Уругвая7.
3. Единственной образовательной структурой является воскресная школа первой армянской евангелической церкви Уругвая.
С учетом численной ограниченности общины можно сказать, что наличие
трех организационных структур – весьма существенный фактор. А если к
этому добавить очевидное видовое разнообразие организационных структур,
то высокий уровень организации армянской евангелической общины Уругвая
станет более ярко выраженным.
Межконфессиональные и межобщинные отношения
Армянской евангелической общине Уругвая не присуща изолированность.
Она находится в активных отношениях с другими, армянскими и неармянскими
общинами. Армяне-евангелисты Уругвая имеют двоякую общинную
принадлежность – национальную и конфессиональную.
1. В плане национальной принадлежности они составляют часть
уругвайского армянства. В межконфессиональных отношениях с армянской
апостольской и католической общинами доминирует солидарность, а не дух
конкуренции или нетерпимости. Во всяком случае конфронтации на
конфессиональной почве не известны. Высокое национальное самосознание,
общая религиозная (христианская) принадлежность, как и общие проблемы
(смешанные браки8, сохранение национальной идентичности, общенациональные задачи9)
создают серьезную почву для формирования атмосферы межконфессиональной
солидарности и сотрудничества. В основу межконфессиональной солидарности
положены общие цели и направления деятельности трех армянских
конфессиональных общин, поскольку «армянская апостольская, как и
евангелическая и католическая церковь в условиях диаспоры не
довольствовались исключительно духовной деятельностью. Посредством
принадлежащих им школ, прессы и других культурно-просветительных
организаций они стимулируют дело национального воспитания во всех
общинах»10.
Показателями интегрированности армянской апостольской, католической и евангелической общин являются:
- Совместное проживание. Армянская евангелическая община Уругвая
сосредоточена в армянонаселенном Монтевидео, что означает, что
армяне-евангелисты живут и действуют бок о бок с армянами-католиками и
адептами ААЦ,
- Деятельность организационных структур. Деятельность армянской
евангелической общины Уругвая не ограничивается рамками местной
армянской евангелической общины. Она распространяется на всю армянскую
общину, охватывая также армян-католиков и адептов ААЦ.
2. В плане конфессиональной принадлежности армянская
евангелическая община Уругвая составляет часть общей протестантской
общины этой страны, являющейся одним из самых многочисленных
конфессиональных меньшинств Уругвая. По разным подсчетам протестанты
составляют 7-10% населения этой страны11
и имеют значительное количество всевозможных структур. Следовательно,
сотрудничество армянской евангелической общины Уругвая с другими
протестантскими церквями этой страны имеет важное значение с точки
зрения усиления армянской протестантской общины, равно как и повышения
роли армянства в этой стране12.
Будучи частью общей протестантской общины Уругвая, армяне-евангелисты
тесно интегрированы в другие местные протестантские общины, очевидным
свидетельством чему –
членство армянской евангелической общины в основанный в 1956г. Союз евангелических церквей Уругвая13.
Армянская евангелическая община Уругвая является также членом основанного в 1998г. Совета христианских церквей Уругвая14,
что свидетельствует об интегрированности армянской евангелической
общины не только в протестантскую, но и в общую христианскую общину.
Таким образом, армянская евангелическая община Уругвая, несмотря на
численное ограничение, благодаря деятельности организационных структур и
интегрированности в армянскую апостольскую и католическую, а также
другие христианские (местные протестантские) общины, отличается высокой
организованностью и высоким уровнем жизнеспособности.
1 Энциклопедия «Армянская диаспора», Ереван, 2003, с. 613.
2 Կ.Պ. Ատանալեան, Յուշարձան հայ աւետարանականաց եւ աւետարանական եկեղեցւոյ, Ֆրեզնո, 1952թ., էջ 463-465։
3 Арман Акопян, Армяне в Уругвае, «Ноев ковчег», 2010, март, № 3.
4 Там же.
5 Կ.Պ. Ատանալեան, указ. соч., с. 463.
6
AMAA Directory 2011: Armenian Evangelical Churches, Institutions,
Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 18, http://www.amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.
7 Там же.
8
В армянской общине Уругвая, как и в армянских общинах Южной Америки в
целом, большое распространение имеют смешанные браки. По разных
расчетам, смешанные браки в армянской общине Уругвая составляют 60%.
9 Уругвай – первая страна в мире, признавшая Геноцид армян, в чем неоспорим вклад армянской общины Уругвая.
10 http://www.lib.mindiaspora.am/2460.html.
11 См. Protestantism by country http://en.wikipedia.org/wiki/Protestantism_by_country; Екатерина Тесемникова, Мы идем по Уругваю http://www.vestikavkaza.ru/analytics/politika/42791.html.
12 Ганаланян Т., Армянские протестантские общины Южной Америки, «Глобус Национальная безопасность», №2, 2011, с. 45.
13 См. Federation of Evangelical Churches of Uruguay http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/latin-america/uruguay/fieu.html?print=1%22%20onfocus%3D%22blurLink%28this%29%3B%22%20onfocus%3D%22blurLink%28this%29%3Bprint%3D1%22%20onfocus%3D%22blurLink%28this%29%3B%22%20onfocus%3D%22blurLink%28this%29%3B.
14 См. Council of Christian Churches of Uruguay http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/latin-america/uruguay/cicu.html?print=1%22%20onfocus%3D%22blurLink%28this%29%3B%22%20onfocus%3D%22blurLink%28this%29%3Bprint%3D1%22%20onfocus%3D%22blurLink%28this%29%3B%22%20onfocus%3D%22blurLink%28this%29%3B.
Ваграм Овян
Эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк» «Глобус Национальная безопасность», №1, 2012 http://noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6280
|