Провокаторы, выступающие от имени амшенцев, призывают соотечественников отказаться от апостольской веры 21
декабря армяне Абхазии избрали нового лидера. Если бы всегда выборы
проходили так гладко и демократично... Прозрачность процесса голосования
и равенство кандидатов отметили все делегаты третьего съезда армянской
общины. В результате тайных альтернативных выборов главой организации
стал руководитель ее столичной структуры, член Общественной палаты
республики Сурен Керселян. Бывший председатель Гарегин Казарян легко
смирился со своим поражением, поздравил преемника и пообещал ему во всем
содействовать. И тем не менее споров в ходе съезда избежать не удалось.
Противоречия возникли в вопросе, который, казалось бы, ну никак не мог
стать предметом дискуссии. Недовольство определенной части общины вызвал
призыв оказать содействие строительству в Гагре армянского храма.
Имея
в виду опыт прошлых выборов главы общины, делегаты съезда, собравшиеся с
доме культуры села Мачара Гульрипшского района, были настроены на
острые баталии и готовились даже противостоять открытому вмешательству
со стороны властей. Но, к счастью и к чести правителей непризнанной
республики, на этот раз не было предпринято попыток даже косвенного
воздействия на выбор армян. Быть может, причина в том, что все три
потенциальных кандидата были для президента Багапша вполне приемлемыми
партнерами. Иначе было три года назад, когда власти не скрывали своих
пристрастий к одному из кандидатов. Как и следовало ожидать, именно он и
стал победителем. Причем выборов как таковых не было, так как все
соперники фаворита вынуждены были взять самоотвод. В результате
безальтернативного голосования председателем общины стал влиятельный
сочинский бизнесмен Гарегин Казарян. Российское сетевое издание "Эхо
Кавказа” в связи с этим пишет: "В начале лета 2007-го на втором съезде
руководство Абхазии "продавило” на эту должность "своего” человека. Он
из уважаемой сухумской семьи, но давно уже жил в Сочи, где занимался
бизнесом. Широкой общественности республики был неизвестен, но зато
активно помогал Сергею Багапшу в период избирательной кампании”. На этот
раз Казарян проиграл уже в первом туре. Во втором туре глава сухумской
общины Сурен Керселян набрал 94 голоса, а его соперник и в то же время
друг — вице-спикер Народного собрания Сергей Матосян — 62.
Заметим,
что, несмотря на все былое, у нового руководства к Казаряну претензий
нет. На своем посту он сделал немало для защиты интересов
соотечественников и для развития связей с Арменией. Его активность и
последовательность особо ценят в Эчмиадзине, так как именно после
прихода Казаряна с "мертвой точки” сдвинулось почти замороженное
строительство армянского храма в Гагре. Но, как ни странно, кое-кто
именно это сейчас вменяет в вину бывшему лидеру общины. Отчитываясь
перед делегатами третьего съезда о проделанной за три с половиной года
работе, Гарагин Казарян поделился доброй вестью — рассказал о том, что
12 декабря над строящейся церковью был поднят купол и установлен крест. В
то же время он посетовал на недостаток средств для завершения
отделочных работ и призвал соотечественников делать пожертвования.
"Помогите своей церкви. Убедительно вас прошу, хоть копеечку, хоть
рубль, но каждый армянин должен туда принести. Ведь это наш Божий храм”,
— сказал председатель в своем отчетном докладе. Этот его призыв и
вызвал разногласия.
Дело в том, что не все абхазские армяне считают
себя последователями Апостольской церкви. Большинство наших
соотечественников, живущих на восточном побережье Черного моря, —
выходцы из западноармянской провинции Амшен, конфессиональный состав
населения которой всегда был весьма пестрым. Там апостольские армяне
мирно уживались с соотечественниками, исповедующими православие,
католицизм, протестантизм и даже ислам. В годы коммунистического
богоборчества о религии все дружно забыли, а когда стали возвращаться к
истокам, многие амшенские армяне предпочли стать ортодоксами, так как
это было удобно. Так легче быть "своим” в стране, титульная нация
которой исповедует православие. В результате община оказалась расколотой
на две части. Одни ходят молиться в абхазские и русские церкви, а
другие за отсутствием в республике армянского апостольского храма
молятся дома и с нетерпением ждут освящения строящейся в Гагре церкви.
Задачей Гарегина Казаряна было объединить всех армян, будь они
амшенскими, "ереванскими” или "грузинскими”. У него нашлись оппоненты. В
интерет-форумах и социальных сетях некие активисты, представляющиеся
амшенцами, начали массированное наступление на Казаряна. Вот что пишет
один из таких "активистов” на сайте "Абхазия.орг”: "Армяне-амшенцы —
православные. А откуда взялся этот Казарян? С Еревана что ли? Уж не
знаю, сколько здесь "эчмиадзинских” армян, но по-любому в упор не пойму,
с какой радости каждый армянин-амшенец на это должен денег давать...”
Обвиняя бывшего главу общины в "насаждении” воли Святого Эчмиадзина,
Казаряна оппоненты называют "Гарегином Третьим”.
Нетрудно
догадаться, от кого именно может исходить инициатива дискредитации
инициативы, направленной на объединение абхазских армян. В непризнанной
республике есть влиятельные люди, которых не устраивает единство и
самостоятельность армянской общины. Не секрет, что наши
соотечественники, по численности почти не уступающие представителям
титульной нации, лишены доступа к реальным механизмам управления
страной. Нет их и в крупном бизнесе. Определенные силы просто не
подпускают армян к местам под солнцем. И это несмотря на грандиозный
вклад, внесенный нашими соотечественниками в дело построение абхазской
государственности. Замечу, что силы эти следует искать не в высшем
политическом руководстве непризнанной республике и не в канцелярии
Абхазской православной церкви, а скорее среди представителей
чиновничества. Как бывший, так и новоизбранный лидер общины пытаются
этой политике противостоять, за что и удостаиваются "ударов ниже пояса”.
Обидно то, что удары эти наносятся нашими же соотечественниками,
становящимися игрушками в чьих-то нечистых руках.