Попытка урегулирования или метод затягивания времениВардан Григорян27 октября, во время
встречи президентов трех стран в «арбузной столице» России Астрахани,
Москве удалoсь продолжить политику «удерживания двух арбузов одной
рукой».
Астрахань стала местом откладывания срока решения
нагорно-карабахского конфликта, что и является сценарием Кремля в
вопросе Нагорного Карабаха. Символично и то, что Россия именно
посредством этого города держит связь с государствами бассейна
Каспийского моря, среди которых Азербайджан является узловым центром для
экспорта энергоносителей из Средней Азии в Европу.
Поэтому,
создавая иллюзию ускорения в разрешении нагорно-карабахского конфликта,
одновременно Москва попыталась отсрочить срок положительного ответа,
касающегося реализации программы НАБУККО, которого Запад ожидал от
Азербайджана, а также укрепить российское военное присутствие в Армении,
которое предусматривается армяно-российским протоколом, подписанным 22
августа 2010 года.
На данный момент именно эти две задачи
являются первоочередными в региональной политике России, и если Москва
не решит их, то она не будет готова ни к сценарию мира, ни к сценарию
войны. Взяв на себя в Астрахани гуманитарную миссию по обмену
военнопленными и телами погибших, Россия переместила фундаментальную
задачу урегулирования нагорно-карабахского конфликта в Астану.
Сбрасывая
со своих плеч соблазн окончательной ответственности, Россия, устами
своего президента, заверила, что в течение месяца, в случае «усердной
работы», стороны могут прийти к соглашению относительно принципов
урегулирования, в то же время, отмечая все те серьезные разногласия,
которые сохраняются у сторон.
Москва передает карабахский
вопрос саммиту в Астане по принципу «если…», с сопутствующим ему
умеренным оптимизмом, чтобы найти там единственную возможность - выйти
из создавшегося тупика с помощью коллективной ответственности.
Возникает
вопрос: удастся ли международному сообществу в Астане принудить
Азербайджан и Армению подписать конкретный документ, закрепляющий «общие
Мадридские принципы», в отношении которых позиции сторон продолжают
оставаться на диаметрально противоположных полюсах?
Для того,
чтобы правильно подойти к символизируемому Астаной новому этапу
переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта,
нужно вспомнить процесс подписания армяно-турецких протоколов 10
октября 2009 года в Цюрихе и провал этого процесса. Там также, в итоге
всеобщего давления международного сообщества, по сути, таились
неразрешимые разногласия, а также шансы Турции на их «постцюрихское
использование».
Та же перспектива существует в Астане, так как
Баку зациклился на последовательности осуществления мадридских
принципов, что позволяет ему заполучить большую часть освобожденных
территорий и в то же время с помощью различных причин отказываться от
признания права карабахского народа на свободное волеизъявление,
опираясь на проблему возвращения беженцев или на положения конституции
Азербайджана.
Армения, в свою очередь, зациклилась на
существующем в мадридских принципах положении о самоопределении, требуя
конкретизировать его и не допустить самопроизвольного анализа со стороны
Азербайджана. Ясно, что в этом случае становится первоочередным вопрос
вопросов – статус Карабаха, после чего только может открыться путь к
миру. Так что, естественно, что армянская дипломатия должна делать все,
чтобы в Астане закрепить каким-нибудь документом право Нагорного
Карабаха на самоопределение и механизмы его осуществления.
По
мнению известного политолога Алексея Власова, хотя не следует ожидать
прорыва от саммита в Астане, в то же время там возможно подписание
какого-нибудь документа – меморандума о намерениях.
Думается,
что в Астане Армения может подписать такой документ только в одном
случае – в случае подписи Азербайджана под фактом признания права
Нагорного Карабаха на самоопределение, так как остальные вопросы не
могут регулироваться документом, принятым в Астане. Более того, что бы
ни было написано в этом меморандуме о намерениях, все это впоследствии
будет иметь грошовую цену для Азербайджана, так как официальный Баку
осуществляет политику силового давления, чтобы получить все.
Понятно,
что вопрос законопроекта о признании Нагорно-Карабахской Республики,
который находится в обращении в Национальном Собрании Армении, связан с
развитием ситуации в Астане. Даже в случае формального признания,
Азербайджан может подписать одно, а сделать совсем другое, но нельзя
забывать, что в этом случае Армения, основываясь на документе,
подписанном в Астане, может де-юре признать Нагорно-Карабахскую
Республику.
Осуществляемая Россией «арбузная дипломатия», в
действительности, является способом для маскировки решения вопроса
разными декларациями и тактикой для осуществления контроля в регионе,
чему прямо сопротивляться нельзя, но нельзя также стать жертвой этой
политики. Если Россия искренне берется за ускорение процесса, то
обязательно защитит право Нагорно-Карабахской Республики на
самоопределение, которого она до сих пор избегала, а если она просто
тянет время, чтобы подготовиться к более серьезным событиям, то нет
нужды предоставлять ей шанс для пролития «лишней крови» армян.
Думается, в создавшейся ситуации, задачами армянской дипломатии являются:
а) достичь признания права Нагорно-Карабахской Республики на самоопределение;
б)
обусловить изменение фактического положения на линии фронта
международным признанием права Нагорно-Карабахской Республики на
самоопределение;
в) использовать незаменимость
военно-стратегического значения Армении для России в качестве баланса
для возможных нефтегазовых сделок;
г) создать необходимую
атмосферу для продления мира и подготовки к войне, четко осознавая, что
Азербайджан не уступит Карабах без новой войны;
д) первым и
необходимым шагом в процессе обмена военнопленными и телами погибших
должно стать получение тела Манвела Сарибекяна, чего, по всей
вероятности, будет пытаться избежать Азербайджана, так как после этого
вопрос убийства невинного пастуха можно переместить в международный суд.
Перевод: Гамлет Матевосян Оригинал публикации: Айоц ашхар ИНОСМИ.РУ
|