Придание ОДКБ полицейских функций как попытка воссоздания постсоветского военного содружестваВ Москве завершил работу саммит Организации Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ). Главным успехом мероприятия считается принятие
решения о наделении ОДКБ новыми полномочиями по защите суверенитета и
территориальной целостности стран – участниц договора не только от
внешних, но и от внутренних врагов. Между тем, как выясняется,
Узбекистан на саммите некоторые «судьбоносные» документы не подписал.
Значит, если следовать объявленному в ОДКБ принципу консенсуса, принятые
решения не будут иметь силы, что говорит о продолжающемся кризисе в
организации.
Заявления руководителей стран ОДКБ об успехе мероприятия были смазаны
выступлением президента Узбекистана Ислама Каримова. Узбекский лидер
прямо заявил, что «задача ОДКБ – это прежде всего защита ее членов от
внешних угроз, а не участие в разрешении противостояний или различных
разборок между государствами ОДКБ и на пространстве СНГ». По возвращении
Каримова в Ташкент официальные информагентства республики более
подробно осветили его выступление в Москве. Говоря о пагубности
вмешательства ОДКБ во внутренние постсоветские конфликты, президент
Узбекистана привел пример «урегулирования карабахской проблемы», о
которой «Азербайджан и Армения на протяжении более чем 20 лет не могут
договориться». Вспоминая события, которые произошли этим летом в
Киргизии, Каримов заявил, что «если бы на территорию этой страны вошли
военные подразделения стран ОДКБ, это могло бы привести к эскалации
конфликта».
В том, что Узбекистан категорически против формирования в рамках ОДКБ
каких-то совместных коалиционных сил, известно давно. Когда 14 июня
2009 года в Москве проходила сессия Совета коллективной безопасности,
предложившая подписать Соглашение о создании Коллективных сил
оперативного реагирования (КСОР), Ислам Каримов, как известно, отказался
это делать. Узбекский МИД обосновал это так: «На территории Содружества
имеется ряд замороженных конфликтов, поэтому Узбекистан выступает за
исключение любой даже гипотетической возможности применения КСОР для их
разрешения и настаивает на отражении этого момента в Соглашении о КСОР».
С тех пор задачи КСОР уточнены, но не так, как этого требует Ташкент.
На нынешнем московском саммите де-юре за ОДКБ и КСОР были закреплены
функции, дающие право применения силы для разрешения внутренних
конфликтов на постсоветском пространстве.
Но Ислам Каримов не сдается. Причем аргументы у узбекского лидера те
же, что и год назад. И присутствие президента Узбекистана на саммите в
Москве было первым в этом году, хотя до этого подобные мероприятия
проходили дважды. Два года назад Каримов предлагал президенту Дмитрию
Медведеву объединить ОДКБ и Евразийское экономическое сообщество
(ЕврАзЭС), а когда получил отказ, Узбекистан из ЕврАзЭС вышел.
Фактически Ташкент сейчас приостановил свое членство в ОДКБ. Страна не
участвовала ни в одном военном учении, которые проходили с участием
КСОР. Хотя нынешнее присутствие Каримова на саммите ОДКБ в Москве
говорит о том, что Ташкент пытается сделать все, чтобы страны ОДКБ
учитывали и его позицию. Похоже, несмотря на попытки модернизации ОДКБ, в
организации нет четких принципов ее функционирования, да и предпосылок
для этого мало.
«В ОДКБ кризис. И он не пройдет, даже если из организации выйдет
Узбекистан. За все время своего существования ОДКБ так и не смогла
продемонстрировать дееспособность в решении многочисленных
территориальных, межнациональных и иных конфликтов, существующих в СНГ»,
– считает эксперт по межнациональным проблемам, доктор исторических
наук Владимир Попов. Он вспоминает, что в 1990–1993 годах, когда в
Таджикистане возник внутриполитический кризис, связанный с приходом
боевиков из соседнего Афганистана, ОДКБ оказалась не у дел. Отражали
агрессию и устанавливали мир в этой стране Коллективные миротворческие
силы (КМС) под эгидой существовавшего тогда объединенного штаба ВС СНГ.
«Не помогли силы ОДКБ и в разрешении карабахского и иных конфликтов на
территории Содружества. Может, конечно же, это и хорошо, поскольку
неизвестно, к чему бы такая помощь могла привести», – делает вывод
эксперт. Правда, тогда возникает вопрос: зачем создавать КСОР и
расширять возможность их применения до участия в
полицейско-миротворческих операциях, если реально этого никогда не
происходило и, видимо, не произойдет? Как сообщил «НГ» источник в аппарате Совета коллективной безопасности
ОДКБ, в ряде делегаций организации в ходе московского саммита
поговаривали о необходимости отмены принципа консенсуса при принятии
решений. Предлагали в связи с этим формулу существования организации в
формате «6+1», то есть «шесть твердых сторонников Москвы плюс
Узбекистан». Но пока изменений нет. По заявлению белорусского президента
Александра Лукашенко, ставшего председателем ОДКБ, сделанному им после
саммита, «решения принимаются консенсусом». «Если один будет против –
действуем на двусторонней основе», – уточнил Лукашенко.
"Независимая газета"
«Функционирование ОДКБ и расширение ее задач направлены на
постсоветскую интеграцию, что отвечает геополитическим интересам России.
Из этого процесса выпадает Узбекистан, но это не беда, – полагает, в
свою очередь, вице-президент Академии геополитических проблем РФ
Константин Сивков. – Ядро союзников нашей страны сформировано, и при
доброй воле нашего руководства мы сможем реализовать свои цели на
постсоветском пространстве не только в военной, но и в
военно-политической области. Полицейские функции войск ОДКБ снизят
вероятность возникновения оранжевых революций». Эксперт считает, что
Москва должна пересмотреть свои принципы во взаимоотношениях с
ближайшими союзниками и путем военно-экономических льгот, оказания им
военной помощи не на словах, а на деле реализовывать интеграционные
процессы в рамках ОДКБ.
|