Суббота, 27.04.2024, 04:53

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Июль » 1 » ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ, БАРАКУХА...
07:41
ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ, БАРАКУХА...
Шанхайская организация сотрудничества - крупнейшее региональное объединение в мире, наряду с АТЭС, ЕС и НАФТА, с населением почти 1,5 миллиарда человек, составляющим примерно четверть всего населения земного шара. В настоящее время в ШОС входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Статус наблюдателей имеют Иран, Индия, Пакистан и Монголия, а Белоруссия и Шри-Ланка - являются партнерами по диалогу.

Шанхайской организации сотрудничества - ШОС «стукнуло 10 лет, и у нее есть основания быть довольной достигнутыми результатами. Успехи, правда, лишь отчасти являются плодом деятельности собственно ШОС. Немалый вклад внесли западные державы и структуры, значительно ослабевшие за этот период. Вообще восприятие ШОС на Западе наглядно отражает тот путь, который прошла с 2001 года мировая политика. Шанхайская организация сотрудничества официально была создана на базе «шанхайской пятерки (группа стран, занимавшихся урегулированием пограничных вопросов в Азии после распада СССР) незадолго до 11 сентября 2001 года, - момента, который определил всю глобальную геополитику 2000-х годов.

Кстати. Тогда казалось, что ничто не помешает закреплению США в качестве мировой доминанты, и к центральноазиатскому креативу Москвы и Пекина Запад отнесся со снисходительным пренебрежением: опять, мол, Кремль, одержимый стремлением имитировать влияние, пытается вовлечь китайских партнеров в антиамериканские демонстрации. Москву тогда еще не считали способной вернуть себе реальные рычаги, а подъем Пекина не казался столь неотвратимым и стремительным, как впоследствии.

Перспективными направлениями сотрудничества в экономической сфере на юбилейном саммите президент РФ Медведев назвал формирование венчурного фонда, создание объединенного центра делового сотрудничества и специального счета ШОС, средства которого можно было бы использовать для технико-экономической проработки проектов. Также в рамках ШОС необходимо разработать и утвердить «дорожную карту по реализации программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. В свою очередь, Казахстан предложил в рамках ШОС создать новую структуру : водно-продовольственный комитет, который бы занимался проблемами продовольствия и питьевой воды на территории ШОС. По словам президента Казахстана, цены на продовольствие растут, остро стоит вопрос питьевой воды. «Необходимо оградить наши народы от этих проблем, - сказал Назарбаев. Он также предложил ускорить создание фонда развития финансирования совместных проектов. Президент Киргизии Отунбаева предложила создать механизм для разрешения конфликтных ситуаций. Также главы государств-участников ШОС рекомендуют ускорить реализацию многосторонних проектов в сфере экономического сотрудничества. Деловому совету и Межбанковскому объединению (ШОС) рекомендовано принять согласованные практически шаги по реализации многосторонних проектов, способствующих социально-экономическому развитию участников Организации. Будет также ускорено рассмотрение возможных механизмов финансового сопровождения таких проектов.
В целом, по итогам юбилейного саммита участники встречи подписали ряд документов, в том числе «Антитеррористическую стратегию на 2011-2016 гг. Т.о. сегодня в Центральной Азии параллельно действуют уже три региональных объединения - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Состав их участников практически совпадает. Исключение составляет один лишь Китай.
Политическая логика создания ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС неодинакова. ШОС «выросла из взаимодействия Китая и граничащих с ним постсоветских республик по проблеме пограничного размежевания. В основе ЕврАзЭС - идея «разноскоростной интеграции стран на экономическом пространстве СНГ. В основе ОДКБ - концепция усиления глобального военно-политического позиционирования России путем укрепления «собственной региональной военно-политической структуры. Отсюда, например, последняя инициатива о налаживании диалога между ОДКБ и НАТО.

Кстати. Тональность в отношении ШОС стала заметно меняться, когда во второй половине 2000-х годов американская политика начала буксовать по многим направлениям. Чем с большими трудностями сталкивались США, тем активнее говорили об антиамериканских устремлениях крупных недемократических держав, прежде всего России и Китая. Тогда же с подачи неоконсервативных идеологов возникла идея о новой конфронтации - либеральный капитализм против авторитарного, под носителями которого понимались опять-таки Москва и Пекин. Из этой попытки воссоздать привычный бинарный мир ничего не вышло, но она добавила красок в стереотип о ШОС: то ли клуб не любящих Америку автократов, то ли какая-то анти-НАТО. Прием в качестве наблюдателя Иран довершал картину.

Между тремя организациями отсутствует четкое разделение труда и взаимодействие. Параллелизм и дублирование функций приводят к негативным результатам и, главное, создают «потенциальные поля напряженности в отношениях между постсоветскими республиками и Китаем. В экономической сфере налаживание координации и разделение задач ЕврАзЭС и ШОС является актуальнейшей задачей. От ее решения зависит будущее социально-экономического развития и социально-политическая стабильность в Центральной Азии. Главной угрозой здесь является то, что по мере углубления финансовой (Евроазиатский Банк развития) и экономической (зона свободной торговли) интеграции в рамках ЕврАзЭС будет углубляться разрыв в условиях хозяйствования между Россией и странами Центральной Азии (ЦА-4: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), с одной стороны, и не входящим в ЕврАзЭС Китаем - с другой. Следовательно, чем успешнее будет идти интеграционное сотрудничество по линии ЕврАзЭС, тем труднее будет развиваться экономическая интеграция в рамках ШОС.
Подобная перспектива будет провоцировать Китай на поиск собственной стратегии интеграции со странами ЦА-4. Условная «формула проблем может выглядеть таким образом: «Россия плюс ЦА-4 против Китая. Логической антитезой этому может стать вторая «формула проблем: «Китай плюс ЦА-4 против России. Ну а условным «синтезом будет стремление ЦА-4 получить дополнительные экономические дивиденды, маневрируя между Китаем и Россией. В результате получается многовекторное «разыгрывание карт вместо эффективного сотрудничества, что может дать каждой из стран лишь тактический успех в ущерб стратегической перспективе. Отсюда выработка механизма взаимодействия ЕврАзЭС и ШОС является актуальнейшей задачей. И ее актуальность будет только возрастать по мере появления положительных результатов в сотрудничестве в рамках ЕврАзЭС.

ШОС, НАТО, ОДКБ
НАТО выдвинула много успешных инициатив, которые внесли вклад в укрепление мировой стабильности и взаимного доверия между различными геополитическими группами. Помимо нормальных отношений сотрудничества с Организацией Объединенных Наций и Европейским союзом, НАТО выдвинула следующие структурные инициативы: После распада Организации Варшавского договора в 1991 году был создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), в который вошли все государства-союзники, бывшие враги и нейтральные европейские страны. В 1997 году он был преобразован в Совет Евро-Атлантического сотрудничества и работает совместно с организацией «Партнерство во имя мира (PfP), созданной в 1994 году и с тех пор плодотворно работавшей. В течение нескольких лет большая часть стран-партнеров стала членами Альянса.В 1994 году другая важная инициатива вовлекла семь стран, расположенных на южном побережье Средиземного моря: Мавританию, Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Иорданию и Израиль.Три года спустя, в 1997 году два новых Совета связали с НАТО двух основных наследников Советского Союза: Комиссия НАТО-Украина и Совет НАТО-Россия, впоследствии воссозданный в 2002 году на новых и более прочных основаниях во время исторической встречи в Пратика ди Маре, где принимающей стороной был премьер Италии Берлускони.
В 2004 году Стамбульская инициатива сотрудничества (СИС) положила начало кооперации Альянса с некоторыми странами Персидского залива: Объединенными Арабскими Эмиратами, Оманом, Катаром и Бахрейном.Еще три года спустя что-то вроде «глобального партнерства связало с НАТО некоторые страны, которые географически не расположены на Западе, но которые придерживаются западных ценностей: Японию, Южную Корею, Австралию и Новую Зеландию. Более недавняя инициатива касается создания Комиссии НАТО-Грузия, возникшей летом 2008 года сразу же после «войны 08.08.08. Можно утверждать, что НАТО в международных организациях нигде не остается на вторых ролях в диалоге и сотрудничестве со странами, расположенными вне ее зоны географического размещения.
Удивительно, что Азия осталась неохваченной этими внешними инициативами, а между тем она играет исключительно важную роль. Это единственный континент, на котором все еще продолжается вторая мировая война, а прямые и косвенные последствия второго мирового конфликта ощущаются сегодня (арабско-израильский конфликт, индо-пакистанский конфликт, корейская проблема). Кроме того, это единственный континент, где расположены страны, бросившие вызов мировой безопасности (Ирак, Иран, Афганистан, Северная Корея).
На этом континенте существует пиратство, распространяется оружие массового уничтожения. Здесь же расположены огромные источники энергии в мире (Центральная Азия, зона Персидского залива). Несмотря на то, что некоторые зоны «желтого континента в определенной степени охвачены инициативами НАТО (СЕАС, в который входят Россия и республики Средней Азии, СИС, куда входят страны Персидского залива, и «Глобальное партнерство с Японией и Южной Кореей), но наиболее важные страны Азии - Индия и Китай, остаются вне этих инициатив. Другими словами, наиболее интересный и потенциально значимый диалог нужно еще развить, например, с ШОС. Этот вектор сегодня представляется многообещающим.

Справка. «Шанхайская пятерка, основанная в 1996 году Россией, Китаем и тремя среднеазиатскими республиками, была преобразована в ШОС в 2001 году на основе так называемого «духа Шанхая, то есть духа взаимного доверия, добрососедских отношений, сотрудничества в политической, экономической, научной и культурной областях. Целью этой организации было противостояние трем угрозам: исламскому терроризму, религиозному экстремизму и сепаратизму. Сейчас ее членами являются Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан (с 2007 года также и Туркмения участвует во встречах ШОС, несмотря на ее статус «постоянного нейтралитета). К странам-наблюдателям относятся Монголия, Индия,Пакистан и Иран. Кроме того, на саммите в Екатеринбурге в 2009 году Шри Ланка и Белоруссия были приняты в качестве «партнеров по диалогу. Между 2004 и 2006 годами были созданы такие структуры как Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине (2004 год), РАТС, Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте (2004 год), Группа контакта ШОС-Афганистан (2004 год), Межбанковский консорциум по продвижению инвестиций (2005 год), Совет по бизнесу (2006 год) в целях экономического сотрудничества и в том же году - Форум ШОС для научного сотрудничества между национальными исследовательскими центрами стран-участниц. Организация эта очень активна и динамична. В нее входят два постоянных члена Совета Безопасности ООН и в то же время два важных члена Большой Восьмерки (Россия и Китай,к-ый не входит в G8), две ядерных державы (те же Россия и Китай), а другие три ядерных державы входят в число стран-наблюдателей (Индия, Пакистан и Иран, так как, кажется, его атомная программа продвигается), две страны с самым многочисленным населением в мире (Китай и Индия), два самых быстро развивающихся государства в мире (те же Индия и Китай), три из четырех стран руппы БРИК (Россия, Индия, Китай), самые большие потребители энергии (Китай и Индия). Территория стран ШОС составляет 38 миллионов квадратных километров. На ней живет более трех миллиардов человек, то есть 60% всего мирового населения. Из этого можно заключить, что такую организацию нельзя недооценивать, а тем более игнорировать.

Причиной возможного (и желаемого) диалога между НАТО и ШОС, является то, что ШОС стала на мировом уровне одной самых многообещающих региональных организаций. Нельзя сказать, что НАТО и ШОС имеют мало общего, потому что принадлежность России и центральноазиатских республик к СЕАС демонстрирует обратное. С этой точки зрения ШОС и НАТО территориально перекрываются. Сегодня России реально выгодно в вопросе развития ШОС идти по пути постепенного объединения этой организации с ОДКБ. Уже есть реальные шаги в этом направлении - подписание Протокола о сотрудничестве между РАТС - Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации и Секретариатом ОДКБ .
Справка. ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) - создана государствами СНГ на основе Договора о коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности. Сегодня членами ОДКБ являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и (не во всех проектах ОДКБ) Узбекистан.
РАТС ШОС - постоянно действующий орган ШОС предназначен для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.

Подписание этого документа дает возможность более эффективно координировать усилия Региональной антитеррористической структуры ШОС и ОДКБ в противодействии экстремистско-террористической деятельности в Центрально-Азиатском регионе. Кроме того, существует ведь ясная тенденция в геополитике, согласно которой роль национальных государств медленно снижается, в то время как значение международных организаций постепенно растет. Ведь национальное государство пытается выжить под давлением глобализации, но оно не может избежать того, чтобы не уступать все большие «порции своего суверенитета международным организациям. Доказательствами этого утверждения служат общие рынки, зоны свободного обмена, единая валюта, главенство союзного законодательства над национальным, многонациональные военные силы и т.д. и т.п. На основе этого неизбежного тренда в один прекрасный (и не такой уж далекий) день международные организации могут заменить национальные государства в рамках Совета Безопасности ООН. Другим преимуществом может быть развитие полезного диалога по снижению традиционных и ядерных вооружений на азиатском континенте на примере диалога, который помог закончить холодную войну в Европе, в целях укрепления безопасности и стабильности - этих неотъемлемых общих ценностей. Вопросы безопасности могли бы стать частью этого диалога. Не менее важное преимущество диалога НАТО-ШОС могло бы выразиться в адекватном решении афганского вопроса и в эффективной стратегии выхода из этого кризиса. Если такой диалог между НАТО и ШОС начнется, то Шанхайская организация сотрудничества могла бы дать новый и решительный толчок своей Группе контакта с Афганистаном, оказав помощь по включению этой страны в региональную систему с социальной, энергетической и экономической точек зрения. Не только у России и Китая, но у всех стран ШОС есть глубокая заинтересованность в установлении стабильности в регионе, окружающем Афганистан. Однако преградой на этом пути может стать позиция Китая, который не желает какого-либо военно-политического сотрудничества в этих рамках. В тоже время, в рамках ШОС провозглашена цель - обеспечение безопасности. Потому не исключены некие «хирургические шаги, которые позволят сблизить позиции Китая и России. Так или иначе, «китайская карта будет разыграна Россией уже в ближайшем будущем.

Дм. МАРТИРОСЯН
martirossian@post.com

http://iravunk.com/rus/24.06.11.html#rus6


Просмотров: 643 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024