В начале июня весь мир искусства был взбудоражен шокирующей новостью - на Всемирной венецианской биеннале президент Азербайджана приказал убрать две работы ведущего дизайнера Айдан Салаховой как позорящие честь азербайджанской женщины и глумящиеся над исламом. Несмотря на протесты организаторов и предложенный ими компромиссный вариант представления этих работ, президент и сопровождавшая его первая леди настояли на том, чтобы мраморные скульптуры "Ожидающая невеста" и "Черный камень" были убраны со стенда азербайджанского павильона. Чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре, автор была вынуждена заявить в своем интервью, что скульптуры были повреждены при транспортировке и поэтому должны отправиться на реставрацию.

Несколько дней подряд детали этой скандальной истории не сходили со страниц российской и азербайджанской прессы. Мировая арт-общественность заговорила о факте политической цензуры в области искусства. В связи с этим в интернете стали появляться и другие материалы, так или иначе связанные с автором и ее провокационными работами. И вот в одном из интервью Салаховой читаем: "Моя бабушка в 15 лет сорвала паранджу! Она была знаменитая узбекская артистка Тамара Ханум, единственная из артистов, кто получил от командования Красной армии во время войны звание капитана. И поэтому День Победы - самый главный праздник у нас в семье. Бабуля в этот день всегда надевала свои ордена, а мы, дети и внуки, этой красотой любовались".

Вот так номер! Оказывается, родная бабушка самой известной на сегодняшний день азербайджанской художницы и скульптора, правда, вот уже лет 20 живущей и работающей в Москве, Тамара Ханум. Те, кто не знает, кто это такая, могу представить: настоящее имя прославленной танцовщицы, подарившей миру музыку и культуру Узбекистана, певицы, балетмейстера, участвовавшего в становлении узбекского балетного театра, реформатора исполнительского стиля узбекского женского танца, собирательницы песенного и танцевального фольклора народов мира, наконец, обладательницы Государственной премии СССР и народной артистки СССР - Тамара Артемовна Петросян.

Тамара родилась 29 марта 1906 года в Фергане (тогда поселок Горчаково) в скромной армянской семье арцахца Артема Сергеевича Петросяна, сосланного с Кавказа в Фергану за участие в событиях 1905г., и его жены Анны. Тамара начала танцевать с юных лет. В 12 лет она впервые вышла на настоящую сцену. В 1922 году девушка поступила в ташкентскую балетную труппу и стала выступать в различных концертных группах. По мере развития ее профессиональной карьеры она становится образцом современной культурной женщины, которая свободно танцует перед публикой без паранджи, чего до нее в Узбекистане никто и никогда не делал. Правда, говорят, что, когда пятнадцатилетняя Тамара впервые вышла на сцену в 1921 году и сорвала в ходе танца паранджу, ее забросали камнями... А одно выступление чуть не стоило ей жизни - разгневанные зрители готовы были разорвать ее в клочья. Спас ее тогда один из артистов. В поднявшейся суматохе он накинул на нее паранджу и помог незаметно выбраться из толпы. Но Тамару это не остановило, она продолжала танцевать. Но окружающие все чаще говорили ее родителям, что их дочь ведет себя неподобающим образом, отцу угрожали расправой, если он не приструнит свое дерзкое дитя. В конце концов, местные фанатики поселка зверски расправились с Артемом Петросяном, и мать осталась одна с детьми, и теперь те крохи, что Тамара получала за выступления, шли на кусок хлеба для родных...

В 1923 году Тамара Ханум уезжает в Москву и поступает в Театральный техникум им.Луначарского, где обучалась балету и другим видам танцевального искусства вплоть до 1925 года. В том году на Всемирной выставке декоративного искусства Тамара со своим мужем Мухитдином Кари-Якубовым впервые выступила в Париже, о чем она мечтала с детства. С 1930 года она пробует себя уже в роли балетмейстера и через 2 года организовывает театр в Ургенче. Благодаря ее инициативе в Ташкенте открывается школа классического балета. С 1936 года она - солистка Узбекской филармонии. Армянская девочка из богом забытого узбекского поселка стала невероятно популярной благодаря целеустремленному характеру, исключительному трудолюбию и редкому художественному дару. И много позже, став знаменитой, она всегда помнила о своей высокой миссии носителя культуры и искусства.

Во время Великой Отечественной войны Тамара Ханум не прекращала свои выступления, объехав весь фронт, за что военное командование присвоило ей звание капитана и дало разрешение на ношение оружия. Более того, она перечислила триста тысяч рублей на счет танкового завода, и танк, на производство которого ушли эти деньги, воевал со специально подобранным узбекским экипажем и с ее именем на броне.

После войны Тамара Ханум продолжала гастролировать. Выступая в разных странах, актриса изучала их национальные песни и танцы, которые потом включала в свой репертуар. В ходе своих гастрольных поездок она пополняла коллекцию традиционных костюмов разных народов и исполняла народные танцы той страны, в которой она останавливалась во время своих зарубежных гастролей.

Можно сказать, что еще до эры телевидения и музыкальных клипов в Средней Азии уже была своя этно-Мадонна - сверхмощная народная мега-звезда, которую тогда можно было не только слушать, но и смотреть в музыкальных представлениях, где танцы, песни и наряды создавали неотразимый шоу-эффект, сражавший любую публику наповал. Она исполняла песни народов мира на 62 языках, создав жанр песенно-танцевальной миниатюры. Ее называли "восточной Айседорой Дункан".

А вот псевдоним Ханум закрепился за ней в результате любопытного случая: перед крупным концертом в Москве один из его организаторов услышал, как земляки называют Тамару "ханум", и решил, что это ее фамилия. Назавтра афиши с именем Тамара Ханум висели по всему городу.

Артистка имела массу наград и премий, таких как Сталинская премия второй степени, медаль Всемирного фестиваля народного танца в Лондоне, которую Тамаре лично вручила британская королева за большой вклад в искусство, орден Ленина... Она была народной артисткой Узбекистана и СССР.

Замечательная артистка внесла бесценный вклад в развитие узбекского музыкального искусства. Она была уникальной личностью, человеком безграничного таланта, поразительного трудолюбия и целеустремленности. Своим искусством она несла радость людям, вызывая интерес и уважение к культурам разных народов. За свою творческую жизнь Тамара Ханум побывала с гастролями во многих странах мира. Ей аплодировали во Франции, Германии, Великобритании, Румынии, Болгарии, Польше, Китае, Монголии, Албании, Австрии, Индонезии, Пакистане, Норвегии, Иране, Индии, Афганистане. В культурной жизни бывшего Советского Союза имя Тамары Ханум числилось в первой пятерке знаменитостей - Утесов, Райкин, Шульженко, Русланова и она.

Тамара Артемовна Петросян скончалась 30 июня 1991 года в Ташкенте, завещав свой дом под музей, где бы сохранились все ее вещи. Дом-музей, в котором выставлены сценические костюмы артистки, в которых она выступала, а также личные вещи, открылся в 1994 году. В музее хранятся фотографии и обширная переписка с Ольгой Книппер-Чеховой, Алексеем Толстым, Иваном Козловским, Махмудом Эсамбаевым, Игорем Моисеевым, Клавдией Шульженко, Аркадием Райкиным, Майей Плисецкой, Полем Робсоном, Раджем Капуром и другими. Мемориальный музей Тамары Ханум владеет двумя замечательными картинами советского художника-классика, долгие годы бывшего вице-президентом Российской академии художеств, Таира Салахова, изобразившего Тамару Ханум в полный рост в танцевальном движении и сидящей в глубоком раздумье. Причем вторая осталась недописанной, и, возможно, поэтому перед ней всегда невольно останавливаются посетители музея.

Отцом детей Тамары Ханум был известный узбекский певец Мухитдин Кари-Якубов. Они встретились на сцене и остались вместе навсегда. Сын Тамары Ханум - преподаватель Ташкентского пединститута, а дочь, названная в честь итальянского революционера Ванцеттой, стала художницей, причем довольно заметной. Однажды на одной из выставок она познакомилась с таким же молодым художником из Баку Таиром Салаховым. Две родственные души решили объединить свои судьбы. В результате на свет появилась Айдан, с которой и начался наш сегодняшний разговор. Сына Айдан, правнука Тамары Ханум, зовут Кай, и, говорят, у него уже тоже проявляются природные задатки человека творческого.

Наверное, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительном переплетении человеческих судеб. Но, когда работа над этим материалом была завершена, абсолютно случайно выяснилась фамилия маленького Кая - Оганесян. Кто знает, может, именно поэтому молодая художница вынуждена была покинуть родину своего отца в начале 90-х...

Армен МАНУКЯН "Голос Армении"