17
июня и 7 октября не являются днями рождения или смерти великого
армянина, воина, философа и героя Гарегина Нжде (Гарегин Егишевич
Тер-Арутюнян, 1886-1955). Но так уж сложилось, что два этих дня в году
являются днями паломничества к тем местам, где захоронены останки
патриота: монастырь С.Аствацацин в Спитакаворе (Вайоц Дзор) и склоны
горы Хуступ (близ Капана). Есть еще появившийся позже мемориальный
комплекс в Капане, хранящий часть праха Нжде. Так уж сложилась судьба
этого человека, который народом признан "главным армянином XX века".
Сложилось так, что побывавшему при жизни на четырех континентах
Г.Тер-Арутюняну и после смерти выпало то, в чем заключается первый и
основной смысл взятого им псевдонима: Нжде означает "странник".
Владимирский централ - Армения
История возвращения праха Нжде на Родину, усилия всех тех,
кто способствовал и осуществил это, в самом скупом изложении займет
десятки страниц. Потому, рискуя не назвать, а значит обидеть многих
истинных патриотов, ограничусь пунктирной хроникой главных вех.
...УЗНАВ О СМЕРТИ БРАТА В ИЗВЕСТНОЙ СОВЕТСКИМ ЗЭКАМ ВЛАДИМИРСКОЙ ТЮРЬМЕ,
Левон Тер-Арутюнян (тоже репрессированный в свое время врач),
приезжает, чтобы отвезти тело в Армению. Не разрешают. Нжде хоронят на
прилегающем к централу городском кладбище, ставят ограду, через 2 года
родственники привозят из Еревана и укрепляют металлическую табличку с
именем, фамилией и номером могилы.
Идея возвращения останков Нжде все эти годы не давала покоя многие
патриотам в Армении. Особо стоит выделить главного инициатора, доктора
филологических наук, профессора Варага Аракеляна (1910-2011), диссидента
Гургена Армаганяна, математика Гарегина Мхитаряна, врача Арцаха
Буниатяна, художника Жоры Барсегяна...
30 лет назад этот подпольный кружок единомышленников приступил к
действенным шагам по возвращению Нжде. Во Владимир поехал супруг внучки
Нжде Гоаринэ Трдатян - Павел Ананян. "Командировочные" расходы негласно
оплатил руководитель известного обувного производства Гурген Гороян. Не
смею описывать все детали этого путешествия, когда Божьим промыслом
Ананяну удалось отыскать могилу. Обо всем этом он сам замечательно
рассказывал и писал в прессе и книге. Скажу лишь, что в 1983 П.Ананян
еще раз поехал во Владимир и привез прах Нжде в Ереван. Оставалось
предать его земле.
По иронии судьбы часть праха была захоронена на склоне Хуступа в
обстановке строгой секретности 7 октября 1983 года - в день советской
Конституции. В 1987-м, 8 мая, также с соблюдением конспирации,
оставшуюся часть праха хоронят во дворе монастыря С.Аствацацин. Позже,
17 июня 1989г., по инициативе ОНС и с участием будущего Национального
героя Армении Мовсеса Горгисяна устанавливается могильная плита.
Странник обретает наконец надгробие, а позже появляется и хачкар. Так
к 7 октября прибавляется 17 июня. Позже, 26 апреля 2005г. - в день
провозглашения "Горной Армении" - часть праха отсюда переносится в
Капан, в мемориальный комплекс Нжде. Таким образом, последний помазанный
по всем канонам спарапет Армении оказался захороненным в трех точках
спасенных им Сюника и Вайоц Дзора.
На поклон к Страннику
Три книги замечательного врача, патриота Арцаха Буниатяна
названы "Возвращение Нжде". В годы Арцахской войны Буниатян был на линии
огня во фронтовом госпитале Мартакертского района, потом несколько лет
возглавлял лечебное объединение Кашатахского района. Идейный
последователь Нжде в своих воспоминаниях описывает подробности
паломничества к могилам Нжде на склоне Хуступа и в Спитакаворе. В
нынешнем году исполнилось 25 лет со дня первого прикосновения к святыне в
Спитакаворе. Сегодня этот день собирает во дворе монастыря многих.
Ритуал посещения остается неизменным. Обычно к могиле приезжают к
вечеру, предшествующему 17 июня. Добраться до монастыря по бездорожью
нелегко. Паломники разбивают палатку, самые стойкие проводят ночь у
костра. К рассвету все на ногах. Молитва, цветы к надгробию, свечи,
застолье. И все это время не прекращаются беседы о том, ради чего жил и
боролся Нжде. Знакомые и незнакомые люди, просветленные прикосновением к
личности героя, делятся мыслями о свершившейся и творящейся сегодня на
их глазах истории, спорят об истоках наших побед и поражений, вспоминают
заветы Нжде.
17 июня, так уж совпало, является днем смерти Паруйра Севака. И
поэтому многие успевают посетить 2 могилы, расположенные не так уж
далеко друг от друга. А 6-7 октября паломники направляются к горе
Хуступ. Все подробности посещений могилы спарапета приведены в книгах
Арцаха Буниатяна. В нынешнем году из-за плохого самочувствия он не смог
поехать в Спитакавор. Пожелаем врачу здоровья. Ему принадлежит ставшая
крылатой фраза-изречение, которое означает: если не приду, знайте, меня
нет. Помолимся, чтобы наш старший друг пришел в другой раз к могиле
Учителя.
Что сделано для возвращения Нжде?
Честь и хвала тем, кто вопреки диктату тоталитарной советской
машины вернул останки героя на Родину и инициировал ритуал поклонения
основателю "Горной Армении". К этим трем святыням отныне тропа не
зарастет. Но даже многие из тех, кто приходит, весьма скудно осведомлены
о взглядах Нжде, не знают его афоризмов и мыслей о мироустройстве, о
взаимоотношениях человека и нации, о принципах построения контактов
между народами.
Сегодня многое из его наследия утрачено, исчезло в недрах
Владимирского централа и других мест заключения Странника, а то, что
сохранилось, недостаточно изучено и не сделано достоянием широкой
общественности. Более того, в некоторых СМИ тиражируется лишенная
каких-либо оснований чушь, искажающая облик и кредо великого Странника.
Трудно поверить, что все это делается только по причине безграмотности
дорвавшихся до "микрофона" болтунов... И уж, конечно, вне всякого
сомнения, подобное "свободомыслие" вредит национальным интересам, вредит
учению и делу Нжде.
Негодяев, договорившихся до параллелей между Нжде и фашистами, вряд
ли можно будет переубедить, а для нормальных людей хочу привести одну
цитату патриота: "Хотя каждый народ имеет свою родину, человечество,
однако, остается без Отечества. Родиной человечества между тем является
человечность, которой до сих пор нет и в помине".
Возвращение навсегда
Чтобы Нжде вернулся в полном смысле этого слова, мы все
должны лучше его знать. Есть множество предложений, связанных с
увековечением его имени и обращенных в высокие инстанции. Они относятся к
пропаганде наследия Нжде для подрастающего поколения в школах и вузах. А
для этого прежде всего нужен государственный Дом-музей в Ереване, где
можно было бы собрать все уцелевшие реликвии.
У нас до сих пор в Ереване нет памятника Нжде (скромный бюст не в
счет). У нас нет ордена Нжде (медаль МО РА - это совсем другое). Заслуги
самого Нжде, отстоявшего для Армении Зангезур и Вайоц Дзор, также не
оценены по достоинству. Он так и остался генералом, которых, к примеру, в
годы независимости народилось почти полторы сотни. Разве спасенный
Сюник, разомкнувший вожделенное турецкое кольцо на горле Армении, не
стоит гораздо более высокого воинского звания (не постесняюсь произнести
вслух слово "генералиссимус")? Вы скажете, что по законодательству в
наших ВС такого звания нет. Такого, как Нжде, у нас (по крайней мере в
XX веке) тоже не было. Маршалы и адмиралы воевали за всю советскую
славу. Этот храбрец спас Сюник.
...Сегодня, после очередного восхождения к Нжде, в память о
трех датах поклонения его праху (17 июня, 7 октября, 26 апреля) хочу
привести 3 из множества его заветов.
"Патриотизм и гуманизм совместимы абсолютно. Только любящий свою нацию способен любить человечество".
"Мы потерпели поражение, ибо вместо того чтобы использовать все силы духа нашей нации, искали покровителей".
"Три вещи сегодня следует оберегать от лжепатриотичного осквернения: прежде всего - армянский крест, ребенка и письменность".
Так говорил когда-то Нжде, раздвигая границы времени. Говорил на века.
Гарегин КАЗАРЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20282/society/19837/
|