Турецкий фактор становится все более важным в политической ситуации в
Южном Кавказе. Ни Россия, ни США не заинтересованы в усилении позиций
Турции ни в этом, ни в каком-либо ином регионе. Но США и Россия пытаются
играть свои игры с Турцией, с намерениями сделать турецкий фактор
ресурсом своей политики, при этом, понимая, что Турция - достаточно
крупное и сильное государство, и играть на ее тактике и стратегии стало
бессмысленным. Единственным адекватным направлением американской
и российской политики в отношении Турции является «сдерживание» ее
экспансии и стратегической перспективе. Вместе с тем, США допускают
новые инициативы Турции, которые могли бы привести к столкновению ее с
Россией в более конфронтационном режиме, а Россия продолжает играть игры
с самой Турцией, надеясь, что в перспективе Турция по-прежнему будет
считаться с ее интересами. Пока Россия и США уверены, что Турцию удается
удерживать под контролем на кавказском направлении, но это иллюзия. Турция
понимает, что главной ставкой ее геополитики является Ближний Восток,
где и решится вопрос неоосманизма, и предпочитает не входить в
конфронтацию с рядом государств по поводу своих амбиций на Кавказе.
Возможно, эта ситуация продлится довольно долго, если ближневосточная
игра втянет Турцию в более длительные политические маневры, но можно и
допустить, что турецкие усилия на Кавказе станут более упорными. Так или
иначе, Азербайджан не может быть удовлетворенным политикой Турции, и,
помимо публичных пассажей, Азербайджан предъявляет своему главному
партнеру более существенные претензии. Что это означает в
смысле рисков возобновления военных действий? Азербайджан понял, что в
ближайшее время из Анкары не поступит сигнала или санкции о начале войны
с Арменией. Скорее всего, турецкие военные рассматривают вторую
карабахскую войну как бесперспективную и понимают, что как бы ни
началась и не велась новая война на начальном этапе, она вряд ли будет
ограничена локальной зоной. Перед Азербайджаном стоит выбор: либо
согласиться на существенные уступки в переговорах, которые означают
утрату нагорной части карабахской провинции, либо решиться на
возобновление военных действий без должного согласования с Турцией. То
есть, это означает ни что иное, как втягивание в войну различных
государств. В целом, это полностью соответствует национальным
интересам не только Азербайджана, но и Грузии. Оба эти государства
возлагают надежды на кардинальные изменения в геополитической ситуации,
что станет возможным только в результате большой региональной войны.
Поэтому со временем и, быть может, скорее, чем может показаться, Грузия и
Азербайджан придут к соглашению о развязывании большой войны в регионе,
с прицелом на вовлечение в войну Турции, США и НАТО. Все это настолько
маловероятно, что рассуждения такого рода обречены на неудачу, но все
зависит от логики рассуждений и от представлений о здравом смысле. Этот
сценарий - только один из возможных в части солидарных действий Грузии и
Азербайджана против Армении. Но сейчас вопрос больше не об
Азербайджане, а о Грузии, которая уже продемонстрировала способность
идти ва-банк в условиях подавляющей поддержки авантюрных действий
политического руководства со стороны общества. Безусловно,
Грузия хотела бы военного поражения Армении в войне с Азербайджаном, при
надеждах, что Россия вмешается в эту войну. Соучастие России,
несомненно, приведет к началу боевых действий со стороны Турции, и
остается только шаг до вовлечения в войну США и НАТО. Конечно, это не
означает прямого военного столкновения России с США и НАТО, но Грузия
надеется на ввод войск НАТО в регион Южного Кавказа и создание новой
ситуации. Поэтому Грузия должна сделать все возможное для блокирования
Армении с возникновением войны с Азербайджаном, если даже имеется риск
вовлечения ее в военные действия. При этом, ни у кого не остается
сомнений, что при возобновлении войны между Арменией и Азербайджаном
Грузия попытается осуществить этническую чистку армянского населения в
армянонаселенных районах, депортацию армянского населения за пределы
Грузии. Во всяком случае, стало очевидным, что Грузия пропустит
азербайджанские войска по своей территории для нанесения удара по
Армении. Это, несомненно приведет к армяно-грузинской войне. Грузинские
лидеры, возможно, догадываются, что политическое руководство Армении
глубоко сожалеет, что оставалось безучастным во время грузино-российской
войны, когда Армения вела себя предательским образом к своему союзнику
России и наблюдала, как Грузия проводит геноцидные действия в отношении
осетинского населения. Сами пережившие геноцид армяне так и не решились
защитить осетин в час жестокого испытания. Такое бессмысленное и
постыдное поведение Армении привело к утрате ею и без того не очень
важных политических позиций в регионе. Летом 2008 года возникла реальная
ситуация кардинального изменения геополитической ситуации в Южном
Кавказе, и в рамках более обширного пространства. Следует
отметить, что ни один из государственных документов Грузии не
предполагает ни на одном направлении применение военной силы в решении
отношений с соседями. Данные подходы в военном строительстве Грузии
предполагают решение задач решения проблем с соседними государствами –
Россией, Турцией, Арменией, Азербайджаном - исключительно политическими
методами и не включают военные способы. Таким образом, вооруженные силы
Грузии не призваны решать военные задачи в решении проблем с соседними
государствами. Однако, для нынешнего грузинского руководства и, скорее
всего, для более широких общественных и политических кругов данные
документы не имеют никакого значения. В условиях, если Россия откажется
от поддержки и прикрытия Абхазии и Южной Осетии, грузинские вооруженные
силы должны быть готовыми решить данные проблемы военным способом.
Считается, что предполагаемая численность и состав вооруженных сил
позволит решить данные проблемы территориальной целостности. В круги
грузинских армейских офицеров и в среду депутатов Национального собрания
Грузии проникают сведения, исходящие от министерства обороны страны о
возможном пересмотре военной доктрины и задачах, которые могут быть
поставлены перед вооруженными силами. Речь идет о пересмотре
предполагаемой перспективной численности, структуре и задачах
вооруженных сил. Имеется информация о том, что инициатива по
созданию более значительных вооруженных сил Грузии выдвинута президентом
и министром обороны страны во время визита в США, что было, якобы,
поддержано руководством Пентагона (однако это не подтверждается). До
сих пор, видимо, имели место только переговоры на определенную тему. О
рассмотрении данной инициативы в ГосДепе или в Совете Безопасности
информации нет. Руководители экономического блока правительства Грузии
считают данные планы нереальными, если они основываются только на
средствах государственного бюджета. Данные планы могут быть реализованы
только при внешней военной помощи, которая пока ставится под сомнение. Но,
тем не менее, руководители Грузии продолжают милитаризацию страны.
Следует отметить, что в Плане индивидуальной работы Грузии с НАТО нет
данных намерений. В данном плане предусматривается создание вооруженных
сил более скромных величин. Вооруженные силы Грузии имеют задачи защиты
национальной территории, госграницы и воздушного пространства, при
приоритетах обеспечения безопасности коммуникаций международного
значения. Имеется мнение, что инициатива политического руководства
Грузии относительно военного строительства в более значительных
величинах обусловлена руководством Пентагона. Во-первых, можно
предположить, что грузинским вооруженным силам будут приданы другие,
более существенные задачи. Во-вторых, это соответствует политическим
амбициям грузинских лидеров. В-третьих, эти инициативы могут быть
связаны с задачами гонки вооружений в Южном Кавказе и в Восточной Европе
в целом. Имеется версия, что данная инициатива связана со
стремлением США нивелировать нормативы и принципы ДОВСЕ, создать новые
оборонные реалии в Восточной Европе, что также связано с планами
передислокации американских войск в Европе. В Национальном собрании
Грузии депутатами, относящиеся к умеренной оппозиции, выражаются мнения о
том, что данная инициатива связана с желанием увеличения незаконных
доходов военного командования. Посредством данных планов и задач
министерство обороны Грузии пытается увеличить военный бюджет и улучшить
положение военнослужащих. Возможно, инициативы Грузии в части военного
строительства вызваны тем, что соседние государства – Армения и
Азербайджан - намерены еще более усилить свои военные потенциалы, что
приводит к серьезному отрыву их от Грузии в военной сфере. Допустимо,
что были учтены все данные факторы совместно. Насколько США
подразумевают наступательные задачи грузинских вооруженных сил, сказать
сложно. Во всяком случае, США выражают не заинтересованность вовлечения
Грузии в войну любого формата. Но гонка вооружений имеет свою логику и
закономерности развития как процесса. И Армения более не может
игнорировать вероятность войны на два фронта. Сооружение
коммуникационной инфраструктуры на иранском направлении хотя и успешно
осуществляется, но далеко не завершено. Иран намерен оказать
разнонаправленную помощь Армении в случае войны с Азербайджаном и
содействия ему Турции, и не вызывает сомнений, что иранское руководство
рассматривает эти предполагаемые действия в отношении Армении как часть
своей стратегии. Тем не менее, в ближайшие два–три года, значение
грузинских коммуникаций для обороны и жизнедеятельности Армении
сохранится. Армения не может спокойно наблюдать, как Грузия готовится к
осуществлению своих намерений, во время армяно-азербайджанской войны.
Военные приготовления Армении на грузинском направлении явно не
достаточны и нуждаются не только в значительных дополнениях, но и в
пересмотре самой концепции. Война на два фронта не фантазия,
это вполне допустимые ожидания, и задача Армении - не просто
подготовиться к такой версии войны, а предотвратить такой сценарий,
убедив Грузию, что она потерпит окончательную национальную катастрофу,
нанеся ущерб обороне и безопасности Армении. Невозможно силами четырех
бригад и несколькими артиллерийскими батареями прикрывать грузинское
направление. Здесь нужны более существенные силы, которые могли бы
выполнить оборонные и в результаты политические задачи, без учета
каких-либо действий союзников. Говоря кратко, необходимо разработать
совершенно иные планы вероятной войны с Грузией как с союзником
Азербайджана. Данные превентивные действия Армении, несомненно,
имеют гуманистическое содержание, так как направлены, прежде всего, на
предупреждение агрессивных намерений Грузии. В условиях всевозможных
обсуждений (серьезных и не очень) по вопросу о создании народного
ополчения представляется более чем возможной организация от 10 до 20
батальонов из числа выходцев из Грузии, прежде всего, из Джавахка, на
основе специальных контрактов. Если речь идет о привлечении армян
Северного Кавказа в вооруженные силы Армении, было бы разумным
базировать эти силы непосредственно в этом регионе, на одном – двух
направлениях, которые могли бы отреагировать на агрессивные действия
Грузии против Армении. Грузинское направление должно включать также
мобильные части, которые призваны не допустить враждебные действия
грузинских властей в отношении местного армянского населения в Грузии, в
случае войны. Война с Грузией не имеет смысла, если не удастся
взять под контроль коммуникации, причем, всех видов, вплоть до
черноморских портов. Это неоднозначная задача, включающая создание
профессиональных групп, которые могли бы обеспечить функционирование
газопровода, железных дорог, морских портов, аэродромов, транспортных
узлов и узлов связи, местные хранилища топлива и подвижного состава. В
ходе военных действий и оккупации грузинской территории здесь должна
функционировать некоторая, хотя бы ограниченная, организационная
система, в функции которой входило бы установление контактов с местным
населением. На грузинском направлении имеются многие
политические и пропагандистские задачи, которые никем не решаются. Это,
прежде всего, поддержание отношений с политически активными группами и
со всем грузинским обществом, которому необходимо разъяснить, насколько
опасны возможные намерения Грузии, даже в рамках сценария войны Армении
на два фронта. Решение таких задач вполне возможно. Грузинское общество,
в целом, не заинтересовано ни в какой войне, даже решение проблем
Абхазии и Южной Осетии не рассматривается в ракурсе военных действий.
Вместе с тем, нынешние грузинские элиты, не только актуальные власти, но
и всевозможные «политические проектанты» эпикурейского толка, вполне
допускают «указать место армянам», и воспользоваться грызней между
армянами и азербайджанцами, чтобы решить навсегда вопрос джавахских
армян и вообще армян в Грузии. Нынешней правящей команде в
Грузии терять нечего и это они очень хорошо понимают. Обеспечивать в
дальнейшем актуальность нынешней геостратегической, а вернее
транзитно-сервисной функции в режиме фактического мирного
сосуществования невозможно, хотя внешние партнеры Грузии совершенно не
заинтересованы в каком-либо военном конфликте, связанном с Грузией.
Грузия более, чем Азербайджан склонна позитивно реагировать на реальное
противостояние, на очевидные оборонные возможности вероятного
противника, так как Азербайджан все еще не ощутил подлинного военного
поражения. Поэтому превентивные меры все более эффективны, чем
выполнение военных задач «вдогонку» уже свершившимся событиям. В
настоящее время между Грузией и Азербайджаном нет предметных и
более-менее официальных договоренностей по поводу вероятной войны с
Арменией. Скорее всего, Грузия не пойдет на достижение таких
договоренностей с Азербайджаном, без определенного участия Турции. Но и
участие Турции в данных соглашениях может одновременно и напугать, и
насторожить Грузию, которая вряд ли захочет включиться вполне в орбиту
турецко-азербайджанского альянса. Как бы ни декларировали грузины дружбу
с турками, они опасаются Турции, и понимают, что рано или поздно,
оставаясь в нынешнем геополитическом положении, Грузия будет включена в
зону преимущественного контроля Турции, так как это содержит доктрина
неоосманизма. Грузины будут выжидать, нанося максимальный ущерб Армении,
надеясь, что забудется со временем, а если армяне потерпят поражение,
предпочтут задействовать свои вооруженные силы, возможно, надеясь
сторговать что-либо с Россией. Поэтому у Грузии не должно быть никаких
иллюзий на этот счет, причем, необходимо уже сейчас продемонстрировать
ей, подготовленность Армении. Все это сложная задача, но вполне
выполнимая.
Игорь Мурадян Lragir.am
|