Некоторые предложения по реализации концепции реформ и развития СВП РА
"ГА" уже обращался к утвержденной распоряжением главы
государства в самом конце прошлого года Концепции реформ и развития
системы военной промышленности РА. Предлагаем вниманию читателя беседу
корр. "ГА" с директором ЗАО "Ереванский НИИ средств связи", заведующим
кафедрой информатики, вычислительной техники и систем управления
Ереванского государственного архитектурно-строительного университета,
доктором технических наук Мгером МАРКОСЯНОМ, который выступает с
конкретными предложениями по реализации целого ряда концептуальных
положений. Редакция "ГА" готова предоставить свои страницы и для других
предложений и мнений на эту тему, исходя из того, что широкая
общественная дискуссия будет способствовать выбору наиболее оптимальных и
эффективных путей для решения стоящих перед системой военной
промышленности (СВП) Армении задач и в конечном итоге - укрепления
военной безопасности страны.
Военные кафедры - не роскошь, а необходимость
- Г-н Маркосян, ваши предложения в основном касаются глав
4 и 5 концепции, в которых говорится о целях и приоритетных
направлениях реализации документа. Сперва поговорим о 4-й главе. Так, в
пункте 12.8 говорится о необходимости создания и сохранения
научно-технических, технологических и производственных возможностей,
удовлетворяющих нужды ВС и иных войск РА. Каково ваше предложение на сей
счет?
- Думаю, в этом плане нельзя ограничиваться только имеющимися под
управлением Минобороны предприятиями. Необходимо расширить этот круг и
независимыми НИИ, КБ и более того - содействовать созданию
исследовательских центров НИИ-вуз, которые могут стать центрами развития
технологий. Ограничиваться одними вузами нельзя, так как сегодня у них
отсутствует опыт выполнения соответствующих тем. Поэтому в первую
очередь упомянутые возможности должны создаваться на базе научно-учебных
центров вуз-НИИ, наличие которых приведет к формированию требований в
отношении необходимых производственных мощностей, в результате чего и
будут создаваться новые предприятия, а действующие - насыщаться
необходимым в соответствии с вытекающими из заказанных работ
требованиями. По моим расчетам, создание подобных возможностей в
различных направлениях потребует посильные средства бюджета и после
некоторого времени, примерно через 5 лет, созданные центры будут
развиваться самостоятельно.
- В следующем пункте речь идет о создании единой нормативно-технической базы...
- Для этого необходимо создать институт формирования технических
требований и заданий (с определенным годовым финансированием: на этот
счет имеются и расчеты) для разработок нового оружия и технических
средств, а также модернизации имеющейся номенклатуры. Этот институт
должен иметь контрольно-измерительный центр (возможно, не один), который
должен быть насыщен стендами испытания образцов и метрологическими
возможностями измерений. Все это повысит качество экспортируемых товаров
и их соответствие международным требованиям. Этот институт (с опорой на
Национальный институт стандартов) и должен разрабатывать отраслевые
нормативные документы либо в качестве основы взять стандарты США, НАТО
либо РФ. Административный директорат института должен быть подотчетен
совету управления, состоящему из главных конструкторов по различным
направлениям, а последних должен утверждать министр обороны РА.
-
Как, на ваш взгляд, должна вестись указанная в пункте 12.10 работа по
подготовке и переподготовке необходимых для СВП кадров - научных,
инженерно-технических и технологических?
- Считаю, что прежде всего необходимо восстановить в соответствующих
вузах военные кафедры. Смотрите, что сегодня происходит в 3-уровневой
системе вузовского и поствузовского обучения: нынешний бакалавр не имеет
соответствующего опыта работы, а после двух лет магистратуры у него,
хотя он и подготовлен для работы над научными и опытными темами, в
большинстве случаев недостаток знаний и опыта практической работы.
Будучи невостребованными, причем при общей нехватке специалистов, часть
бакалавров вовлекается в "углубленную" подготовку, организуемую
предприятиями за счет дополнительных, неестественных расходов, в ходе
которой им пытаются восполнить пробелы в практике...
Кстати, после выступления российского президента, в котором он
заявил, что стране нужны инженеры, многие это поняли так, что
бакалавриат должен подвергнуться определенным изменениям. Но каким? Этот
вопрос актуален и для Армении. В нынешних конкурентных условиях, когда
не известно место будущей работы проходящих практику на предприятиях,
последние никак не заинтересованы в организации хотя и краткого, но
практического обучения на высоком уровне, что к тому же требует от них
дополнительных издержек за счет своей прибыли. Все это становится
причиной того, что эти практики превращаются в чисто формальные
мероприятия.
А в свое время наилучшей практикой как раз и были знания, полученные
на военных кафедрах вузов. Поэтому я и предлагаю вновь открыть в
бакалавриатах, особенно в технических вузах, военные кафедры и совмещать
таким образом военную практику с учебным процессом, что, по моему
убеждению, резко повысит качество практики, подготовленность молодежи и в
конечном итоге - обороноспособность страны. Замечу, что при этом не
следует противопоставлять чисто военно-профессиональное образование и
осуществленное военными кафедрами дополнительное обучение. В этом смысле
они будут различаться определенными умениями и навыками офицеров, что
найдет свое отражение и в их званиях. Кроме того, наличие военных кафедр
только упростит и облегчит дальнейшую службу в армии, повысит
боеспособность ВС, к тому же серьезно сократив дополнительные расходы на
военную переподготовку. Не случайно, что в армиях Израиля и некоторых
европейских стран обязательную воинскую службу должны проходить все,
включая женщин, причем она не замыкается в рамках разовой службы, а
имеет периодический, ежегодный характер (с определенными сроками) и
направлена на постоянное обновление боевых навыков и знаний. В этих
странах на высоком уровне воплощена идея резервистов, что не менее важно
для обеспечения безопасности Армении. И это лишний раз подтверждает
необходимость военных кафедр.
Кстати, я провел расчеты и получил также экономическое обоснование
целесообразности своего предложения, которое готов предоставить
заинтересованным лицам и структурам. Скажу лишь, что наличие военных
кафедр позволит государству как минимум в 3 раза сократить расходы на
6-месячное обучение призывников военным специальностям после их призыва,
а для самих прошедших через военные кафедры это будет означать
возможность уменьшения общего срока воинской службы за счет
предварительного учебного процесса, что приведет к сокращению расходов
армии и улучшению психологического состояния военнослужащих. Главное,
что многие предприятия СВП будут заинтересованы в принятии на работу
таких специалистов.
- А касательно поствузовского обучения?
- Направления магистерских и кандидатских научно-исследовательских работ
для мест с отсрочкой от призыва должны утверждаться в МО РА
соответствующими техническими советами. Первоочередным правом отсрочки
от воинской службы должны обладать те обучающиеся в магистратуре и
аспирантуре студенты, которые вовлечены в решение научных и
инженерно-технических задач, необходимых для СВП. После завершения учебы
они должны как минимум 5 лет работать на предприятиях СВП. Необходимо
восстановить престижность работы на таких предприятиях, поэтому зарплата
на них не должна быть меньше, чем на действующих в республике в той же
области иностранных предприятиях. Могут применяться и другие
поощрительные механизмы. В инженерных университетах по некоторым
специальностям помимо бакалавриата необходимо восстановить степень
5-летнего дипломированного инженера, где 5-й курс будет годом практики и
выполнения дипломного проекта.
Без связи, как без рук
- Теперь обратимся к 5-й главе, где пунктом 14.1
предусмотрено создание, сохранение и развитие необходимых для ремонта
имеющихся вооружений и военной техники (ВВТ) и военно-технического
имущества (ВТИ) мощностей. Как вы предлагаете это организовать? Кстати,
следующим пунктом предусмотрена также модернизация ВВТ и ВТИ...
- Для ремонта радиотехнического, управленческого микропроцессорного и
иного электронного оборудования и средств связи я бы предложил
следующее. Независимо от страны-поставщика и поставленных условий, если
оборудование не имеет необходимых для обслуживания и ремонта документов и
возможности гарантированного снабжения компонентов, то следует
отказаться от подобных технических средств. Если же оно уже находится в
применении, то в зависимости от его количества и сроков эксплуатации
должны быть оформлены технические задания для разработки подобных
документов на предприятиях СВП. Далее: следует создать базы данных
относительно используемого в армии оборудования, его субблоков и
применяемых компонентов, которые должны содержать сведения о порядке их
проверки, включая опыт ремонта. Для перепроектирования и производства в
Армении наиболее часто выходящих из строя блоков оборудования надо
разработать технические задания и условия и предложить их предприятиям
СВП, а также студенческим группам технических университетов в качестве
тем для дипломных и курсовых проектов. И наконец, можно рассмотреть
вариант создания центра (центров) диагностики и выявления дефектов,
задачей которого (которых) станет проверка и выдача заключения
относительно недостатка устройства, его направление на соответствующую
специализированную станцию. Что же касается модернизации, то следует
отметить, что используемые в армии ВВТ и ВТИ, которые нуждаются в
обновлении, зачастую морально изношены. Для их ремонта компоненты не
производятся, а приобретаемые - старые. Модернизация зачастую
перерастает в полный пересмотр электронной системы ВВТ и ВТИ. Подобную
работу следует рассматривать как новую разработку - со всеми вытекающими
из этого следствиями и требованиями.
- Из приоритетных направлений развития СВП выделена
задача разработки и создания, а также организация управления линейными,
оптико-волоконными, радио-, радиорелейными и спутниковыми системами
связи. Тут вам, как говорится, и карты в руки...
- У меня тут следующие предложения: в линейной связи широко использовать
средства цифровой связи, для чего развивать технологии IP связи;
создать и внедрить цифровые IP коммутаторы, которые должны иметь
возможность интегрировать другие средства связи, а также линейные
цифровые полевые коммутаторы и телефоны, работающие по протоколу
Ethernet; создаваемая линейная техника должна иметь возможность
соединений с оптико-волоконными магистралями и средствами радиосвязи. В
Армении есть соответствующие силы, которые смогут и разработать, и
произвести соответствующую технику, притом конкурентоспособную.
Что же касается радиосвязи, то тут необходимо разработать, произвести
и внедрить в армии широкополосные средства связи - надежные,
помехоустойчивые и защищенные, - которые будут работать на коротких и
ультракоротких волнах. Эти радиостанции должны быть цифровыми и иметь
возможность передавать аудио-, видеоинформацию и данные с шифрованием
сообщения и при этом - менять в определенном порядке рабочие частоты, а
также противодействовать различного рода постановщикам помех. Кроме
того, должны быть разработаны мало- и многоканальные локальные и
магистральные цифровые радиорелейные станции с возможностью работы в
различных частотных диапазонах. Они должны иметь возможность
комплексирования с другими типами средств и систем связи, создавая
интегрированные центры обработки данных.
В этот ряд задач нужно включить различного рода устройства, создающие
помехи для связи, - в частности, отслеживающие устройства, позволяющие
подавлять работающие в широком спектре станции противника. Эти задачи
актуальны и посильны. Здесь важны и системы подавления навигационных
средств ракет и снарядов. Кстати, если уж говорится о
высокотехнологических системах, то Армения могла бы выдвинуть также
национальную программу разработки и производства своего спутника связи.
"Свой-чужой", "человек-машина"
- Следующий приоритет - разработка и организация
производства лазерных, оптико- и радиоэлектронных, радиолокационных
систем вооружений...
- В этой сфере в Армении накоплен достаточный опыт, который необходимо
развивать и направлять. Так, подлежат разработке и совершенствованию
лазерные дальномеры, противолазерные средства, лазерные датчики газов и
различные виды лазерного оружия. То же самое можно сказать об
оптико-электронных средствах. Огромное значение имеет развитие ПВО
страны, для нужд которой нужно разработать, произвести и разместить
метровые радары фиксированного и мобильного (с возможностью быстрого
развертывания с применением инновационного подхода) базирования,
работающие в широком частотном диапазоне, разработать и внедрить
обнаруживающие и сопровождающие радары с фазированными антенными
решетками на дециметровых, сантиметровых и миллиметровых волнах, в том
числе необслуживаемые. Такие новосозданные радары должны иметь надежную
систему защиты и возможность передачи информации в центр управления для
ее общей обработки. Важными являются и помехопостановщики радарам, а
также пассивные радары. Следует также модернизировать системы
определения "свой и чужой", сопрягая их с радарными системами.
Вся эта сфера достаточно наукоемкая и включает в себя достижения
многочисленных отраслей науки. По экспертным оценкам, требуемые вложения
быстро окупятся. В этой области Армения может конкурировать со многими
известными фирмами. Здесь потребуются расходы и для вывода этих
разработок на внешний рынок.
- И наконец, в пункте 14.8 поставлена задача организации
создания единой автоматизированной системы управления ВС РА и
компьютерного (машинного) интерфейса программного обеспечения
"человек-машина" ...
- Эта сфера требует наличия групп, специализированных в области ИТ. Это
группы или предприятия, объединяющие программистов, сетевых
администраторов, разработчиков и эксплуатационщиков цифровых технических
устройств, которые должны быть объединены вокруг одного руководителя -
главного конструктора. Конечно, не исключается и сбор всех этих
специалистов под одной крышей (еще раз хочу отметить, что эта область не
может развиваться без использования современных телекоммуникационных
средств и организации распределенных центров обработки данных).
Функционирование системы управления должно основываться на
WEB-технологиях - с обеспечением ее независимости от всемирной сети
internet (itarnet). Система помимо приема информации и распространения
приказов должна иметь возможность аудио-, видеоуправления и работать в
режиме реального времени.
Важной задачей представляется моделирование ситуаций и систем,
помогающих в принятии решений, которые являются составной частью системы
управления. Здесь важно развивать соответствующий математический
аппарат. Решение этих задач требует одновременных значительных расчетных
ресурсов, чего можно достичь, используя ресурсы кластера Института
информатики и проблем автоматизации НАН РА. Важной задачей является
обеспечение защиты информации. В этой области в Армении есть
определенные успехи. Здесь хочется вернуться к подготовке специалистов и
особо отметить, что ни одна страна на государственном уровне не готовит
иностранных специалистов в этой области. Это считается чувствительной
специальностью.
Вся эта работа представляет из себя непрерывный, с растущими
вложениями, процесс, который включает в себя ежегодную переподготовку и
тренинги командного состава всех уровней.
Беседу вел Ашот АРАМЯН в рамках проекта в рамках проекта "ГА" и Министерства образования и науки РА "За партой"
Ашот АРАМЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20276/society/19514/
|