Сначала он полюбил армянку, свою будущую жену, встретив ее в одном из британских музеев Лондона, а потом и ее страну - Армению, ставшую для него новоявленным миром, который предстояло открыть. С тех пор взгляд и сердце композитора - всемирно известного психолога Кита ХИРНИ прикованы к нашей стране, ее истории, традициям и характеру народа. Не случайно одно из своих последних сочинений - оду - он посвятил Армении. Слушая "Оду Армении" в записи, поражаешься - откуда у человека издалека такая любовь и глубокое понимание сути страны?
КИТ ХИРНИ - ОСНОВАТЕЛЬ И РУКОВОДИТЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО КОЛЛЕДЖА ГИПНОТЕРАПИИ. Главная сфера его деятельности - это исследование снов. Он первым в мире провел лабораторное исследование так называемых прозрачных снов, а созданная им "машина сновидений" хранится в Музее науки Лондона.
В последнее десятилетие Кит Хирни неоднократно приезжал в Армению, знакомился с людьми, историческими памятниками. Вот и недавно он побывал в Ереване с супругой Аракс Араратян, и мы имели возможность встретиться с ним и поговорить о его композиторской и научной деятельности.
- Господин Хирни, мир сновидений волновал людей в течение
тысячелетий, но сфера эта до сих пор остается не до конца разгаданной. К
каким результатам вы пришли благодаря своим исследованиям?
- Серьезное изучение сновидений началось лишь во второй
половине XX столетия. Меня лично это волнует давно, поскольку
человеческие сны всегда что-то означают, необходимы нам, они не сводимы к
поучениям и имеют смысл и ценность сами по себе как явление природы.
Что же касается прозрачных снов, то я еще до собственных исследований
кое-что читал о них, но что это такое, сам толком не знал. Первая
проблема, с которой я столкнулся, начиная свои опыты, - это как добиться
от спящего сигналов относительно того, что он видит и испытывает во
сне. И вот спустя какое-то время я обнаружил, что, перед тем как человек
из нормального сна переходит в состояние прозрачного сна, глазные
яблоки у него начинают быстро двигаться. Вот я и придумал машину, с
помощью которой можно было получить сигналы от спящего.
- А как отличить нормальный сон от прозрачного?
- Разница в том, что во время обычного сна мы не обращаем внимания на
аномалии. Возможно, они существуют, но мы их не фиксируем. Например, во
сне мы видим поблизости слона, но не задаемся вопросом, как он оказался
рядом с нами. Во сне мы не ищем ответов, которые может дать рациональный
ум, мы ищем ответы на те вопросы, с которыми сознательный ум не в
состоянии справиться. Кстати, иногда аномалии бывают настолько ярко
выраженными, что не заметить их невозможно. Так, во сне на женщине может
быть платье, которое в обыденной жизни она ни за что бы не надела. И
вот это фиксирование аномалии как бы пробуждает сознание. Зная это, я
попытался организовать искусственные аномалии: с помощью "машины снов" я
посылал спящему электрические импульсы. Он получал эти сигналы в виде
разных ощущений - иногда спящему казалось, что кошка или собака кусают
его.
- Вам приходилось исследовать сны душевнобольных людей?
- Нет. Я проводил опыты с обычными людьми. Сновидением душевнобольных занимались другие ученые. Это тоже интересная область.
- Как правило, душевнобольные дети больше всего склонны к
живописи, они прекрасно рисуют. Если не ошибаюсь, устраиваются даже
выставки их работ. Чем объяснить тягу к живописи?
- При аутизме, например, когда внешний мир совершенно заблокирован,
пробуждается внутренний и занятие живописью становится единственным
средством самовыражения. Больные изображают свой мир, который обычному
человеку недоступен. Однако живопись не единственная сфера деятельности
подобных детей. Порой они проявляют способность и к другим видам
творчества, музыке, например. Это очень интересная область для науки.
Еще один интересный феномен, связанный с детьми, страдающими аутизмом, -
это то, что при высокой температуре они становятся нормальными детьми,
то есть от температуры сознание их пробуждается. Почему это происходит?
Возможно, ответ на этот вопрос и поможет решить проблему аутизма. Я
занимаюсь гипнотерапией и, может быть, проведу ряд экспериментов, чтобы
разгадать этот феномен.
- Из истории искусства известны имена выдающихся людей,
частная жизнь которых была омрачена безумием. Очевидно, и здесь
сновидения сыграли не последнюю роль?
- Естественно, сфера подсознательного еще нуждается в глубоком изучении.
Часто, глядя на полотна, ставшие теперь классическими, мы даже не
подозреваем, сколь странной, неординарной была жизнь их создателя.
Сальвадор Дали буквально взрывал обывательское сознание не только своими
работами, но и парадоксальностью своих высказываний, всем своим
театрализированным бытием и, пожалуй, достиг того, что полностью слился
со своими произведениями...
- Скажите, господин Хирни, раз наука уже всерьез занимается
сновидениями, могла бы она, проанализировав, скажем, сны убийц,
предупредить преступление?
- Сновидениями преступников я не занимался, но читал исследования других
ученых в этой области. Ученые выявили, что у преступников необычные
волны мозга. Они зубообразные, что говорит об их острой потребности
совершить что-то неестественное. Сейчас ученые проводят множество
экспериментов, чтобы в дальнейшем появилась возможность контролировать
поведение агрессивных людей.
- Можем ли мы сказать, что механизм сновидений во многом идентичен механизму творческого процесса?
- Они полностью идентичны. Наш разум - это поля живых образований слов и
образов. Творческие способности - это в первую очередь сновидческие
способности. Яркий полет фантазии, фейерверк оригинальных мыслей,
озарение - это результат долгой и трудной работы энергетических образов,
накопленных человечеством. Эту постоянную, никогда не прекращающуюся
работу мы часто видим в своих снах. Сны нередко афористичны, емки,
живительны. Недаром Шекспир говорил: "Во сне глаза души сверкают".
Как известно, Фрейд первым ввел сновидения в науку и, в частности, впервые проанализировал их связь с творческим процессом. Фрейд увидел в сновидениях конфликтность отношений сознательной и бессознательной сфер психики. Но всю символику снов он сводил к нескольким глубинным инстинктивным импульсам. Но сны - это нечто большее. Один из учеников Фрейда, К.Юнг, утверждал, что во сне разум входит в сокровищницу закодированных образов, где хранится весь арсенал земных мудростей. Каждый, кто хоть как-то причастен к творческой деятельности, знает, какую невероятную силу дает сновидение человеку. Ответы на вопросы, которые мы тщетно ищем в реальной жизни, нередко находим во сне. Во сне я слышу музыку, а потом, проснувшись, бегу к инструменту зафиксировать ее. А разве у нас мало примеров того, к каким феноменальным открытиям приходили ученые благодаря своим снам. Вспомните периодическую таблицу Менделеева, открытия и других ученых - лауреатов Нобелевской премии. Явление сновидений касается всех наук и всех сторон жизни. Похоже, что универсальная теория сновидений ляжет в основу новой универсальной науки об энергоплазматических структурах жизни. Главное, человек поймет свое предназначение, свое место в мире и расширит границы творчества.
- А чему вы уделяете больше внимания - науке или композиторскому творчеству?
- Трудно сказать. Наука, конечно, требует много внимания, энергии, сил.
Но и музыка постоянно присутствует в моей жизни. С десяти лет я начал
писать музыку. Это были в основном небольшие этюды. Но интерес к
психологии у меня тоже определился в раннем возрасте. Я рад, что всерьез
занялся психологией, многого в ней достиг, но и музыка шла параллельно с
ней: она углублялась, взрослела, расширялись жанровые границы. Написал
Реквием, мюзиклы, Концерт для гитары, балет, который создан в
сотрудничестве с Джуллиан Линн, поставившей оперы Эндрю Ллойда Уэббера.
Отдельные фрагменты из этого балета были сыграны Московским
симфоническим оркестром. С большим трепетом и волнением я писал свою
"Оду Армении", которую поют два голоса, мужской и женский. Надеюсь,
полный вариант оды прозвучит в Армении в исполнении армянского оркестра и
двух вокалистов...