Григор АГАНЯН Бывают
случаи, когда совершенно нет желания вмешиваться или углубляться в
этно-религиозные споры и обсуждение пустопорожних заявлений, лишенных
четкой исторической подоплеки. Об этнонимах «курд» и «езид», или
конфессиональных разграничениях, написано множество трудов, проведены
весьма интересные этнографические исследования в бывшем СССР, в Армении и
за рубежом. Однако до сих пор остаются довольно темные пятна, которые
нуждаются в освещении и исследовании. Мы
никогда не преследовали цели вмешиваться в вечный курдско-езидский
«спор», но когда во время словесной перепалки неуважительно упоминаются
Армения и армянство, думаю, что в этом случае было бы просто
безнравственно смолчать и поиграть в пресловутую «политкорректность»,
что скорее выглядело бы как трусость, чем фальшивое благородство. В
чем дело? Что заставило лидеров курдов и езидов метать друг в друга
громы и молнии? В селе Зовуни Котайкской области несколько дней назад
произошло столкновение между местной езидской общиной и армянами,
которая непонятно почему встретила довольно широкий отклик, и после
непроверенной информации в наших СМИ Азиз Тамоян, который называет себя
лидером или Главой езидов мира, или еще как-то, попытался притушить
страсти. Оказывается,
на инцидент в Зовуни откликнулся лидер Иракского курдистана Масуд
Барзани, который возмутил Азиза Тамояна, и он в свою очередь опубликовал
пространный ответ об армяно-езидской дружбе. Насколько правдивы его
утверждения и какова степень его искренности – оставим на совести
господина Тамояна. Выясняется однако, что в соседней Грузии существует
«конкурирующая фирма» под названием Союз курдов Грузии, председатель
которого Виталий Набиев (Анкоси) направил гневное и насквозь лживое
письмо в редакцию агентства Regnum (www.regnum.ru/news/polit/1437938.html). Повторяю
еще раз: меня мало волнуют курдско-езидские этно-конфессиональные
запутанные клубки, равно как и вопрос о том, кто является реальным
лидером езидов. Об этом долго и нудно разглагольствует (со ссылкой на
выкопанные из Википедии сведения) сей то ли курд, то ли езид Набиев,
который приставил к своим инициалам не то прозвище, не то фамилию
Анкоси, которая, по всей видимости, отсутствует в его грузинском
паспорте. Оказывается, господин лидер курдов Грузии взволнован не
столько заявлениями «самозванца» Азиза Тамояна, сколько его
признательностью в адрес армян. Так
что же так убивает наповал очередного курдского вождя? Во-первых, сей
невежа именует Зовуни курдским селом Амо, потом поет дифирамбы Масуду
Барзани, который не жалея и без остатка отдает езидскому народу все.
Между делом этот человек заговаривает об армянских храмах в Ираке так,
словно это его предки подарили их армянам. Далее этот то ли духовный, то
ли политический «начальник курдов Грузии» от иракской действительности
плавно переходит в Армению, и цитирует слова Азиза Тамояна об
армяно-езидском военном сотрудничестве и объединенной, сплоченной борьбе
против турок: «За прошедшие столетия армяне и езиды не раз сражались
плечом к плечу против общих врагов. В частности, как указал Тамоян, в
начале 19 века 10-тысячная военная группировка армян и езидов вступила в
битву на севере Ирака против 30-тысячной турецко-курдской армии и
разбила ее". Привел Тамоян и другой пример "национального героя
езидского народа Джангира-аги, который со своими 700 всадниками "16-18
мая 1918 года принимал самое активное участие в судьбоносном для Армении
Баш-Апаранском сражении, когда турецкие войска подступали уже к
Еревану». Вот тут господа Набиев и Тамоян забыли про не менее известного
Усуб бека. Это также оставим на их совести. Как бы то ни было, но этому
так называемому господину Набиеву не нравится и то, что во время
арцахской войны Тамоян сражался за свою родину – Армению. Sic! Этот
«наивный» Тамоян, наверно, не знает, что для радетеля Великого
Курдистана Набиева не существует понятий Иран, Ирак, Сирия и Армения,
есть только Курдистан, куда не входят «его родина» Грузия и «друг»
курдов Азербайджан, где с течением времени исчезли курдские автономии. Напомним
вновь этому темному господину, лишившемуся исторической памяти, что
прежде чем говорить о других, неплохо было бы хоть немного знать историю
собственного народа. Дабы не быть голословными, напомним г-ну Набиеву,
что серьезный научный труд об этнологии курдского народа первым написал
армянский просветитель Хачатур Абовян, причем на немецком языке (язык
Гете явно недоступен грузиноязычному господину). Первый курдский алфавит
месроповскими письменами разработан в Советской Армении. Позже он был
заменен кириллицей. Первые курдские газеты вышли в Армении, первая
курдская радиопередача транслировалась из Армении, а не из Грузии и
Азербайджана, и никак не могла транслироваться из саддамовского Ирака.
Курдские учебники издаются в Армении, которую, по словам Набиева, якобы
спасли езиды. Вот тебе и раз! Приехали! Кто, кого и от чего спас?! Как
бы понятнее объяснить господину туркофильному фанату грузин Набиеву, что
именно в Армении, в академическом учреждении был создан сектор
курдологии и исследовались курдологические темы – впервые за всю историю
курдского народа! Насколько мне известно, в «родной» для Набиева Грузии
и курдонаселенном Азербайджане подобных структур не было и нет. Навыки
политической проституции господин Набиев, по всей вероятности, усвоил у
своих турецких друзей, которых настоящие курды (а не набиевские
грузинокурдские пушистые зайчики) режут как кроликов, но в голове этого
неуча свободно парит лишь одна мысль – очернить армян, «стреляя» по
Тамояну. Недавно еще один из турецких политических лидеров попытался
связать РКК с Арменией и армянством, от чего попал в смешную ситуацию,
удостоившись издевки даже со стороны своих же соотечественников и
единоверцев. Лично
мне вполне понятно и другое. Господин Набиев получил задание от своих
местных и азербайджанских хозяев и, чтобы скрыть их имена, прикрывается
авторитетом Масуда Барзани. Этот
жалкий неуч даже делает умозаключения и бросает грязь в сторону армян: «
Да, тут Тамоян говорит правду. Армения в большом долгу перед езидами.
Езиды очень много сделали для этой страны и то, что сегодня она вообще
существует на карте мира, это во многом заслуга езидов. Взамен же
получили, например фамилии с армянскими окончаниями, как и в случае с
Тамояном, и полную экспроприацию фольклора, культуры, истории и пр. -
мелочей, о которых Тамоян предпочитает не упоминать. Не секрет и то, что
сегодня турецкие курды, политики и простые граждане, являются яростными
защитниками прав армян в Турции. Не говорю уже о том, что армяне со
всего Ирака бегут в Курдистанский регион и находят там приют и защиту.
РИА Новости» (www.regnum.ru/news/polit/1437938.html). Пусть
не обижаются на меня мои езидские друзья, но как не сказать: ты,
неблагодарная курдская собака, где ты нашел этих наших «спасителей», кто
ты такой – турецкий выкормыш, кто ты такой, чтобы говорить об армянах и
армянской культуре! На фоне жалких человечишек Азиз Тамоян со своим
«мелким враньем» смотрится гигантом. Послесловие Учиться
никогда не поздно. Ученье – свет, но невежеству нет границ, ибо проклят
тот, кто руководствуется им, в любом государстве, в любой религии. И да
будет вечно свет, и да исчезнут невежественные, темные
марионетки-набиевы и его одноклеточные хозяева-кукловоды…
http://nationalidea.am/publications.php?id=10745
|