23 августа 1990 года парламент Армении принял Декларацию о независимости. Это стало следствием ослабления союзного контроля на местах и принятого 3 апреля закона "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Ни в коей мере не умаляя исторического значения принятой декларации, попытаемся разобраться в некоторых сопутствующих вопросах.

В августе 1990 года наряду с Арменией свой суверенитет декларировали также парламенты Туркмении и Таджикистана. Несколько ранее в той или иной форме (в основном на уровне парламентов) провозгласили суверенитет Прибалтийские республики, Грузия (26 мая), Россия (12 июня), Узбекистан (20 июня), Молдавия (23 июня), Украина (16 июля), Белоруссия (27 июля). В том же 1990 году Декларация о независимости была принята парламентами Казахстана (25 октября) и Киргизии (15 декабря).

Единственной союзной республикой, не декларировавшей в 1990 году свой суверенитет, был Азербайджан, который сделал это лишь в конце августа 1991г. после подавления путча ГКЧП.

В этой связи следует отметить грамотную и дальновидную политику азербайджанского руководства. В условиях Карабахской войны и все еще достаточно сильного военного присутствия Центра в регионе бакинские власти абсолютно не торопили события и во всем угождали кремлевским властям. В мае 1990 года азербайджанский парламент избрал президентом республики первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана, народного депутата СССР Аяза Муталибова, который днями позже стал уже и членом Политбюро ЦК КПСС.

Возникает вопрос: чем обуславливалась заинтересованность властей Азербайджана в потакании союзному руководству? Конечно, можно указать на соответствующую позицию Центра по карабахскому вопросу, на сворачивание дел по событиям в Сумгаите и Баку, на представление армянского фактора в качестве деструктивного и проч. Кроме того, принятая 23 августа армянским парламентом декларация констатировала политическую неделимость Республики Армения и Нагорного Карабаха (в преамбуле документа читаем: "Верховный Совет Республики Армения, основываясь на совместном постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года "О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха", провозглашает начало процесса утверждения независимой государственности"). Подобная позиция в корне противоречила подходам Центра, посему у бакинских властей был прямой резон поддерживать союзное руководство.

Однако главная причина в другом: азербайджанская элита (в частности, в лице президента Аяза Муталибова) попыталась сыграть на известных еще с 20-х годов противоречиях - антагонизме между однозначно "советским" Азербайджаном и "антисоветской Арменией – агентом империализма, агентом Антанты". Объявленная в сентябре 1920 года на I съезде народов Востока в Баку "священная война" против дашнакцаканской Армении определила сюжет Нового времени и стала главным ориентиром азербайджанской власти.

Именно этим и объясняется участие Азербайджана в организованном 17 марта 1991 года референдуме по сохранению Советского Союза "как обновленной федерации равноправных суверенных республик". Мероприятие бойкотировали в Армении, Грузии, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии. Иначе обстояло дело в Азербайджане: в референдуме приняли участие более 75% избирателей, причем около 90% из них высказались за сохранение обновленного Советского Союза.

Таким образом, у азербайджанских властей были все основания поддерживать советский строй, тем более что они рассчитывали также и на крупные дивиденды от раздела союзного военного имущества, находящегося на территории республики (арсенал оружия в Азербайджанской ССР был наиболее крупным в Закавказье). Скорый распад СССР особых сомнений не вызывал, так что и ожидания были вполне обоснованными: в том же 1991 году под контроль Баку перешли 4-я общевойсковая армия, три бригады ПВО, бригада специального назначения, четыре базы ВВС и часть Каспийской морской флотилии. Республике достались также все склады боеприпасов: окружные – в Агдаме и Насосной, дивизионные – в Гюздеке, Гяндже, Ленкорани, Нахиджеване, стратегический – в Килязи. Процесс передачи Азербайджану имущества 4-й армии и 49-го арсенала завершился в 1992 году – в самый разгар Карабахской войны.

"Антисоветская" позиция Армении (в частности, провозглашение летом 1990 года, еще за год до ГКЧП, Декларации о независимости, отказ от проведения референдума по сохранению Советского Союза и др.) представлялась прекрасным механизмом столь созвучного лозунгам 20-х разделения единого советского народа на "своих" и "чужих", удобным рычагом стравливания на "чужих" дислоцированных в регионе "наших" (советских) воинских подразделений.

Именно в таком контексте практически сразу после референдума по сохранению СССР был дан старт операции "Кольцо" по депортации армянского населения НКАО и прилегающих районов с самым активным участием подразделений министерств обороны и внутренних дел СССР, а также азербайджанских Отрядов милиции особого назначения (ОМОН). При исследовании вопросов, связанных с обстоятельствами этой чудовищной акции, крайне важно учитывать фактор исторических аналогий (1920-1921гг.). Более того, именно участие советских силовых структур в депортации и стало катализатором широкомасштабной войны.

Азербайджан действительно не торопил события. Декларация о восстановлении государственной независимости была принята лишь после подавления путчистов (кстати, президент Муталибов поддержал ГКЧП) 30 августа 1991года. Операция "Кольцо" стала последним аккордом солидарности между большевиками и азербайджанцами на армянском векторе, последним примером введения пантюркистских и паназербайджанских устремлений в контекст "интересов советского государства". Это тягчайшее преступление против человечности явилось продолжением экспансионистской политики Турции начала века, глобальной целью которой было расширение жизненного пространства за счет захвата территорий векового непрерывного проживания коренного армянского населения.

Вовсе не случайно за успешно проведенную операцию "Кольцо" Аяз Муталибов снискал доверие турецких властей. В январе 1992 года он нанес визит в Стамбул, в ходе которого была достигнута договоренность о переподготовке азербайджанских офицеров в турецких военных училищах. Говоря о роли Турции в карабахском вопросе, Муталибов отметил, что нейтральная позиция Турции в период существования СССР была правильной, но "сегодня Азербайджан – независимое государство и в сложившихся условиях Турция должна осознавать, что вопрос имеет международный характер, и должна нам помочь". Тем не менее он оставался советским функционером, и на фоне февральских (в 1992г.) неудач Азербайджана его кандидатура стала уже неприемлемой, особенно учитывая усиление позиций Народного фронта.

Впрочем, это уже другая история…

Арис КАЗИНЯН

http://www.golosarmenii.am/ru/20159/world/12816/