Новости Армении – NEWS.am
приводит статью Питера Ратленда, профессора государственного управления
в Университете Уэсли в Мидлтауне (штат Коннектикут), опубликованную в
российской «The Moscow Times»:
Спустя три года после вооруженного конфликта между Россией и Грузией, тучи войны вновь сгущаются над Кавказом.
Уже
находящиеся в тупике на протяжении лет мирные переговоры между Арменией
и Азербайджаном ударились о кирпичную стену 24 июня в Казани, когда
долгожданный мирный саммит закончился без соглашения. Президент Дмитрий
Медведев применил свой личный авторитет в переговорах, лично созвав
девять предыдущих встреч между лидерами двух стран в течение последних
двух лет.
Сейчас все больше разговоров о войне – войне, которую
предположительно начнет Азербайджан, стремясь отвоевать провинцию
Карабах и прилегающие к нему районы, которые были захвачены армянскими
вооруженными силами во время войны с 1992 по 1994 гг. Армения
утверждает, что армянские жители Карабаха имеют право на независимость и
что нереалистично ожидать, что армяне будут жить как меньшинство под
правлением Азербайджана, учитывая годы вражды между двумя сторонами.
Каждая из сторон ссылается на зверства в отношении гражданских лиц,
совершенных противником во время конфликта, который разразился в 1988 г.
Стало
обычным описывать этот конфликт как столкновение двух конкурирующих
принципов – «самоопределение» для Карабаха против «территориальной
целостности» для Азербайджана. Это делает спор похожим на техническое
расхождение во мнениях, которое несколько хороших юристов могут легко
разрешить.
На самом деле нет никакого расхождения в отношении
моральных или правовых принципов между двумя сторонами. Скорее, как и в
палестино-израильском конфликте, это вопрос «двух народов – одной
земли».
Разногласие касается того, кто владеет определенной частью
недвижимости – Карабаха, горной области без выхода к морю, не имеющей
особого экономического или стратегического значения, с населением чуть
более 100 тыс.
Карабах имеет глубокое символическое значение для
обеих сторон. Для Азербайджана это вопрос стирания следов унижения из-за
военного поражения и достижения справедливости для 600 000 беженцев,
которые бежали в оставшуюся часть Азербайджана в результате войны.
Количество беженцев примерно равно числу палестинцев, которые покинули
Израиль в 1948 г., однако они практически игнорируются международным
сообществом. Для Армении речь идет об удержании территории спустя
столетие, в течение которого армянские жители были постепенно изгнаны из
своих земель. Этот процесс завершился массовыми убийствами, или
геноцидом, который произошел во время Первой мировой войны, – трагедией,
которая до сих пор бросает тень и неизмеримо усложняет конфликт вокруг
Карабаха.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
предложила некоторые базовые принципы для мирного урегулирования в 2007
г. Основная идея заключается во временном признании самоуправления
Карабаха в обмен на вывод армянских сил из других оккупированных
районов. Эти Мадридские принципы вводят в заблуждение с вопросом о
суверенитете, позволяя провести референдум по вопросу самоопределения в
Карабахе в какой-то момент в будущем. Армению просят отказаться от
чего-то конкретного – оккупированных территорий – в обмен на что-то
эфемерное – обещаний о будущем референдуме.
Главная морковь,
которую предлагают Армении в обмен на уход из оккупированных районов
вокруг Карабаха, – это открытие границы с Турцией, которая была закрыта
Анкарой в знак солидарности с Азербайджаном в 1993 г.
Российско-грузинская
война 2008 г. представляла угрозу для сухопутного транзитного маршрута
Армении через Грузию, оставив ее в зависимости от маршрута со стороны
Ирана. Согласованные международные усилия убедить Турцию открыть границы
чуть не провалились в октябре 2009 г., когда внутренняя политическая
оппозиция заставила Турцию отступить от соглашения об открытии границы,
которое было подписано с большой помпой в Цюрихе.
Президент
Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что независимость
Карабаха не подлежит обсуждению, поэтому сдержанность Армении в
отношении движения вперед в мирном процессе понятна. Почему Алиев
продолжает вести переговоры вопреки армянской бескомпромиссности? Если
Алиев сможет убедить международное сообщество в том, что Армения
блокирует Мадридские принципы, это может дать ему некоторое политическое
прикрытие для начала войны. Алиев утверждает, что время работает на
Баку, так как население Армении сокращается из-за застойной экономики, а
Азербайджан находится на подъеме благодаря своему нефтяному богатству.
Однако Алиева ожидает переизбрание в 2013 г., и сдерживать оппозицию
будет сложнее при отсутствии определенного прогресса по Карабаху. Кроме
того, начиная с 2014 г., добыча нефти в Азербайджане минует свой пик, и
доходы начнут падать.
Даже некоторые либералы говорят, что
короткая война – война, в которой ни одна из сторон, вероятно, не
достигнет победы, – может расчистить путь для реальных переговоров.
Моделью служит война Судного дня 1973 г. (Йом-Киппур), которую президент
Египта Анвар Садат посчитал победой и которая открыла двери для мирных
переговоров в Кэмп-Дэвиде.
Что более важно, нерешающая война
дискредитирует «ястребов» (милитаристов-сторонников жесткого курса) с
обеих сторон, что позволит примирителям заключить соглашение без угрозы
переворота, когда они вернутся домой. Валовой внутренний продукт
Азербайджана в пять раз больше, чем Армении, и Баку потратил $3 млрд. в
2010 г. на военные цели – больше, чем весь бюджет Армении. Однако
Армения приобрела сложное российское оборудование, включая систему ПВО
С-300, и в Армении размещается российская военная база с 5000
военнослужащих, срок которой был продлен в прошлом году до 2044 г.
Таким
образом, нападение на Армению вполне может привести к вмешательству
России, точно так же как Россия ответила на нападение Грузии на Южную
Осетию в 2008 г. Алиев пытается поддерживать хорошие отношения с Россией
в надежде на то, что Москва будет оказывать давление на Армению, чтобы
та согласилась на урегулирование, и будет оставаться в стороне в будущем
конфликте.
Основным фактором предотвращения войны является то,
что ни одна из великих держав не хочет видеть возобновления военных
действий. Запад не хочет видеть нарушений поставок нефти, а что касается
России, война вызовет волну беженцев и, возможно, приведет к большему
вмешательству Запада на ее задворках на Кавказе. Однако
российско-грузинская война 2008 г. была напоминанием того, что крупные
державы не всегда могут контролировать своих меньших союзников и
государства-сателлиты. Если разразится война, Россия, вероятно, будет
поддерживать Армению, поскольку она должна показать, что вступается за
своего главного союзника в регионе. Сама угроза российского
вмешательства служит сдерживающим фактором для вступления Турции в войну
в поддержку Азербайджана. В то же время, однако, Азербайджан, возможно,
является более ценным союзником для России, чем Армения, из-за его
важного стратегического расположения на Каспии. Вырвать Азербайджан из
рук Соединенных Штатов будет существенным стратегическим приобретением
для Москвы.
В любом случае, будем надеяться, что хладнокровие и
рассудительность возобладают, и существующая ситуация ни войны, ни мира
продолжится еще одно жаркое лето.