Введение
В прошлом году организация «Интерньюс» с целью исследования уровня
общественной толерантности и вопросов обеспечения прав человека в Грузии
провела мониторинг печатных СМИ. Были исследованы опубликованные в
прессе материалы об этнических и религиозных (а также сексуальных)
меньшинствах, подсчитано количество материалов на данную тематику и
изучено их содержание. В результате выяснилось, что в материалах,
посвященных меньшинствам, достаточное много статей с ярко выраженной
негативной окраской, в которых использовался «язык вражды».
Рассмотрим данные по этническим и национальным меньшинствам.
Количественный анализ материалов, опубликованных в печатной прессе
Грузии, показывает, что 43% из них имеют отрицательные коннотации, всего
13% – положительные, а 44% – нейтральные1.
Известно, что в грузинском обществе языковой национализм имеет
достаточно глубокие корни и богатые традиции, однако на современном
этапе он, можно сказать, уступает религиозной составляющей национализма.
Так, цифры свидетельствуют, что грузинское общество более нетерпимо к
религиозным меньшинствам: 54% статей на эту тематику имеют отрицательные
коннотации, нейтральны – 40%, положительны – всего 5%.
Наиболее примечательны данные об этнических группах в целом. 60%,
т.е. превалирующая часть публикаций в печатной прессе посвящена армянам.
Абхазам, с которыми грузинам довелось дважды воевать за годы
независимости, посвящено всего 11% материалов. Остальные данные
распределены следующим образом: азербайджанцам – 7%, туркам-месхетинцам –
7%, осетинам – 5% и т.д. Среди религиозных меньшинств опять же чаще
всех упоминаются армяне (47%), в то время как, например, мусульмане,
численность которых в стране постоянно растет, остаются в тени: им
посвящено лишь 24% материалов2.
Феномен антиармянского нарратива в Грузии
Судя по вышеприведенным данным, в эпицентре внимания грузинского
общества находятся, в частности, армяне, причем большей частью в
негативном свете. Антиармянская составляющая грузинского национализма
доминирует в атмосфере нетерпимости к инородцам даже в тех условиях,
когда:
- Грузия понесла значительные территориальные, человеческие и
экономические потери в результате конфликта с абхазами и осетинами,
- азербайджанцы по количеству занимают первое место среди
национальных меньшинств в стране (отметим, что до переписи населения
2002г. первое место занимали армяне).
Тем не менее материалы, распространяющие отрицательные настроения в
отношении армян, по своему количеству и радикальности оставляют в тени
всех других национальностей. Почему же армянский фактор так беспокоит
грузинское общество? Этот кажущийся на первый взгляд удивительным
феномен имеет свое объяснение. В деле формирования или переформирования
межэтнических отношений велика роль исторической памяти. В традиционных
восприятиях той или иной нации образы соседей – соперников, врагов или
союзников, как правило, трансформируются крайне медленно. Грузинское
националистическое восприятие армян традиционно представляет в качестве
основного соперника, и этот подход сформировался в частности во второй
половине XIX – начале XX века, а кристаллизировался уже в годы
кратковременной армяно-грузинской войны 1918-1919гг., кстати, по сути,
единственной в достаточно долгой истории «сожительства» двух народов.
Истоки армяно-грузинских противоречий
Во второй половине XIX – начале XX века с развитием капиталистических
отношений в Российской империи, в составе которой находились как
Восточная Армения, так и Грузия, происходили кардинальные изменения не
только в социально-экономической сфере, но и в межэтнических отношениях.
В период феодальных отношений, до развития капитализма в Закавказье,
позиции грузинской знати были достаточно прочными, они были
наследственными владельцами земли и обладали сословными привилегиями. Но
пришедший на смену феодальным отношениям новый капиталистический строй
постепенно стал расшатывать прежние устои. Новые условия оказались
весьма благоприятными для армян, которые, в отличие от грузин и татар,
были лишены как земли, так и сословных привилегий в силу того, что
армянская знать была постепенно ослаблена и, фактически, истреблена.
Так, армянам удалось быстро интегрироваться в развивающиеся
торгово-промышленные отношения, так как им, по сути, было нечего терять.
Происходил отток армян из сел в крупные города, где были благоприятные
условия для занятия торговлей и производством. В городе армянский
элемент интенсивно усиливался как в количественном, так и в качественном
отношении и сформировал прослойку зажиточных горожан, буржуазию.
Фактически, большая вовлеченность армян и меньшая грузин и татар в
капиталистические отношения объясняется тем, что в развивающуюся
торгово-промышленную сферу вовлекались, естественно, не грузины или
татары, которые владели крупными поместьями и не могли так быстро
отказаться от них и переехать в города, а малоземельные армяне. Так, в
начале века наследственные дворяне среди грузин, владевших огромным
количеством земельных угодий, составляли 41,53% всей это прослойки
Кавказа, турки-татары – 27,5%, а среди армян этот класс составлял всего
5,46%3. Фактически, более 2/5 наследственных дворян Кавказа были представлены грузинами.
Так возникший из-за пассивности грузин и татар в торгово-промышленной
сфере Закавказья вакуум в основном был восполнен безземельными
армянами, для которых торговля и промышленность были, пожалуй,
единственным средством существования. Кроме того, живя на перекрестках
разных цивилизаций и торговых путей, армяне издревле владели искусством
торговли и предпринимательства, были известны в этой области своими
успехами. Веками им удавалось транзитными торговыми путями связывать не
только Восток и Запад, но и Север и Юг. Географическое положение
Армянского нагорья, нахождение на перекрестках торговых путей
определенным образом способствовали формированию таких качеств армян,
как подвижность, владение коммерческими способностями и навыками,
способность быстро адаптироваться в чужой среде, с чужими народами,
гибкость ума, знание языков и пр.
Но, к сожалению, надо констатировать, что армянский капитал пускал
свои корни не в армянских городах – Ереване, Карсе или Александрополе, а
преимущественно в Тифлисе, Баку, отчасти также в Батуми.
Разорение грузинской знати и усиление армянского капитала
Известно, что дворянство является социальной опорой царизма, поэтому
царская власть посредством ряда мероприятий постоянно стремилась
поддерживать это сословие. Так, наместник Кавказа М.С.Воронцов в 1844г.
учредил Закавказский приказ общественного призрения, целью которого было
кредитование дворян по достаточно низким процентным ставкам4.
«Грузинские князья и дворяне бросились на перерыв закладывать и
перезакладывать свои имения в Приказе, проматывая полученные деньги
самым беспутным образом. Немногие из них сделали что-либо полезное для
своих имений, в смысле улучшения хозяйства; большинство же, оплетенное
долгами казне, скоро оказалось в безвыходном положении и в полной
материальной зависимости от наместников, крупно помогавших им на счет
общегосударственных средств»5.
Однако эти беспечные годы длились недолго, поскольку вышеупомянутый
приказ был упразднен, а вместо него появились разные кредитные компании,
которые больше не делали великодушных уступок грузинским помещикам.
Параллельно экономическое положение знатных грузинских землевладельцев
заметно ухудшилось. Долг карталинских помещиков в банковских
учреждениях, по официальным данным, составлял 80% от заложенных имений, а
имеретинских – 55%6.
«Тогда-то все эти "сиятельные стрекозы” поползли к своим
недругам-армянам, этим трудолюбивым "муравьям”, которые оказались
любезней крыловского "муравья”, так как не послали стрекоз "поплясать”, а
"пригрели” их, но за большие проценты»7.
Таким образом, разорившиеся грузинские помещики обратились к армянским
капиталистам с просьбой выделить им в кредит денежные средства, что было
выгодно армянам, желающим приумножить свои финансы. Но этот долг
постепенно увеличивался, поскольку грузинским помещикам трудно было
делать процентные выплаты в условиях, когда вследствие упразднения
крепостного права в 1861г. они лишились широкой возможности эксплуатации
крестьян. Начался процесс мирного перехода грузинских владений к
армянам. Большинство виноградных садов в Кахетии было отдано под залог
армянским капиталистам, которые с целью получения урожая приезжали в
Телави (главный город Имеретии) и распоряжались полученной прибылью8.
Важно заметить, что представленный выше переходный процесс является
чисто экономическим по своей сути и характеру. Кавказская же особенность
заключалась в том, что здесь он приобретал этническую окраску потому,
что старое сословие было представлено в основном крупными
землевладельцами – грузинами и татарами, а новое третье сословие, т.е.
буржуазия – в основном армянами (также русскими, англичанами и т. д.).
Об этих социально-экономических трансформациях Б.Ишханян пишет: «То, что
в России и, в частности, на Кавказе, не произошло политическим путем
(упразднение или сокращение дворянского сословия), самопроизвольно
происходит на почве экономической войны: закостеневшие представители
средневекового натурального хозяйства, естественно, должны были уступить
свое место нахлынувшему индустриально-техническому прогрессу»9.
Таким образом, накопление капитала у армянских капиталистов
происходило параллельно с разорением грузинских помещиков и отчасти за
счет этого.
Проявления антиармянских настроений
В этот период в грузинской среде стало распространяться своеобразное
объяснение возникшей ситуации. Грузины считали, что экономическое
усиление армян и накопление финансовых ресурсов в их руках предоставило
им возможность приобрести разоряющиеся хозяйства грузинской знати, что,
фактически, ослабление позиций грузин обусловлено успехами армян,
занимающихся торговлей. К этому прибавилось и то, что в этот же период
армянам удалось занять определенные высокие позиции в городской думе
Тифлиса.
На этой же почве, используя явное недовольство грузинской знати в
связи с создавшейся ситуацией, националистические круги начали
распространять в обществе антиармянские настроения. Все это отражалось в
публикациях и находило широкий резонанс в местной как грузиноязычной,
так и русскоязычной прессе.
В конце XIX – начале XX века в Тифлисе издавались газеты с
нескрываемой антиармянской риторикой. Грузиноязычные «Цнобис Пурцели»
(«Информационный бюллетень») и «Ахали Дроеба» («Новое время»),
русскоязычные «Иверия» и «Кавказ» распространяли резкие нападки в адрес
армян, обвиняя их в экономическом крахе грузин. Современный
исследователь этнической психологии Г.У.Солдатова отмечает, что «в
условиях усиливающейся межэтнической напряженности центральное значение
приобретают следующие социально-перцептивные механизмы:… например,
объяснение недостатков и неудач собственной группы на основе внешних
факторов и обстоятельств…, когда ответственность и вина за неудачи в
экономическом, социальном и др. развитии своей группы переносится на
другие этнические группы»10.
Фактически, аналогичная ситуация сложилась в начале XX века в
грузинском обществе. Так, редактор газеты «Цнобис Пурцели» (1886-1906)
В.Гуниа, известный своими антиармянскими статьями, в русскоязычном
«Кавказе» писал: «Ни для кого не секрет ..., что в течение последних
1,5-2 десятилетий армяне периодически вытесняли грузин из городского
управления. Грузинская пресса постоянно по мере возможностей указывала
на противоестественное положение – превосходство армян в древней столице
Грузии и несправедливое отношение думы к грузинам»11.
Трудно сказать однозначно, чего добивалась пресса – выражала
грузинское общественное мнение или, наоборот, стремилась формировать
его? Так или иначе очевидно, что эти публикации, стремящиеся усилить
армяно-грузинские противоречия и сеять вражду, не нашли резонанса в
широких грузинских общественных кругах. Эти противоречия в основном
остались наверху, на уровне конкурирующих элит. А.Гюлханданян, описывая
погромы армян, осуществленные в феврале 1905г. в Баку местными татарами
при подстрекательстве царского правительства, пишет: «Те же преступные
руки начали распространять в Тифлисе листовки, предупреждая грузин, что
армяне собираются убивать их. Таким образом, проводилась работа, чтобы
поднять против армян не только татар, но и грузин. К счастью, армянское и
грузинское население Тифлиса прекрасно понимало, что авторами листовок
были либо полиция, либо общественные подонки, которым были выгодны
армяно-грузинские столкновения»12.
Фактически, сея армяно-грузинскую межнациональную вражду и ненависть,
тифлисская антиармянская пресса хотя бы на этом историческом этапе не
добилась желаемых результатов. Однако она определенным образом смогла
укоренить в грузинской националистической идеологии выраженную
анитармянскую составляющую.
Заключение
Проводя параллели с сегодняшними реалиями, отметим, что нынешние
антиармянские настроения в грузинской прессе также не имеют глубинных
причин, однако сформировавшаяся в прошлом традиция, когда армян
рассматривали как соперников, устойчиво сохраняется до сих пор.
Разорение грузинской знати связывалось с усилением армянского капитала,
однако такая трансформация была всего лишь результатом перехода от
феодализма к капитализму. Тем не менее целому ряду тбилисских
грузиноязычных и русскоязычных изданий того времени удавалось направить
это недовольство в антиармянское русло.
И сегодня в печатной прессе Грузии 60% материалов, относящихся к
меньшинствам, касаются армян, и их превалирующая часть – негативная
информация. Это известные издания «Асавал-дасавали», «Ахали Таоба»,
«Алиа», «Квирис Хроника», «Квирис Палитра», «Версия», «Резонанси» и пр. В
свете грузино-абхазского, грузино-осетинского противостояния, постоянно
усиливающегося азербайджанского фактора в Грузии, нелогическая и
неестественная зацикленность грузинских СМИ на армянском элементе, с
одной стороны, является пережитком прошлого, но, с другой, видимо,
результатом целенаправленной деятельности определенных антиармянских сил
в стране.
1
Tabagari Giorgi, Chachua Diana, Monitoring of Media Coverage Ethnic,
Religious and Sexual Minorities in Georgian Printed Media, Internews
Georgia, 1 May 2011 – 31 July 2011.
2 Там же.
3 Ишханян Б., Состав населения кавказских народов, профессиональное группирование. – Тифлис, 1904, с. 192 (на арм. яз.).
4 Н.Н. М-ко, Грузино-армянские претензии и Закавказская революция. – Киев, 1906, с. 7.
5 Там же, сс. 7-8.
6 Там же, с. 8.
7 Там же, с. 8.
8 Там же, с. 9.
9 Ишханян Б., указ. соч., с. 193.
10 Солдатова Г.У., Психология межэтнической напряженности. – М., 1998, сс. 160-161
11 «Кавказ», Тифлис, 1897, #3.
12 Гюлханданян А., Армяно-татарские столкновения в Баку. «Айреник», Бостон, 1932, №1, сс. 126-127 (на арм. яз.).
|