Спустя 97 лет автор книги и героиня фильма "Растерзанная Армения" "возвращается" на Родину...
… В это лицо хочется смотреть и смотреть, пытаясь проникнуть
взглядом сквозь толщу века и разгадать секрет необыкновенного мужества и
стойкости девушки, пережившей немыслимые страдания, но сумевшей найти в
себе силы жить дальше и осознавшей свою особую миссию.
На
глазах 14-летней Аршалуйс Мартикян была зверски убита вся ее семья –
отец, мать, братья.. Над ней самой надругались, а потом угнали в гарем,
где ей также пришлось пройти через все круги ада. В 15 лет Аршалуйс
сумела бежать и оказалась в Америке, где на основании ее рассказов была
написана книга Ravished Armenia - "Растерзанная (изнасилованная)
Армения", а потом и участвовала в создании одноименного фильма. Ее
фотография на обложке первого издания книги (1918г.) – словно символ
Армении . Ее лицо – прекрасное, светлое, несущее в себе глубочайший
смысл и величайшую трагедию Родины - растерзанной, но не сломленной, не
сдавшейся, стремящейся встать на ноги и продолжающей жить и созидать.
Аршалуйс Мартикян – Аврора Мардиганян, как ее назвали в США –
имя-легенда. Архив этой женшины, которую современники называли
"армянской Жанной д’Арк", в прошлом году был чудом найден и привезен в
Армению директором Музея-Института Геноцида армян Гайком Демояном. В
интервью "ГА" Г. Демоян впервые рассказывает об архиве, с разрешения
руководства МИГА мы также впервые публикуем найденные уникальные снимки.
- Что было известно все эти годы об архиве Аршалуйс?
- Многие историки давно уже превратились в настоящих охотников за
архивом Аршалуйс Мартикян, о трагической судьбе которой мы пока знаем
очень мало. В первую очередь речь идет о поисках полной версии фильма
"Растерзанная Армения, или Аукцион душ", впервые показанного в
Вашингтоне в январе 1919 года. Это беспрецедентный фильм, снятый по
свежим следам совершенного Геноцида. 16-летняя девушка, прошедшая сквозь
ад Геноцида, сумевшая спастись и добраться до США, спустя всего три
года после трагедии написала книгу с рассказом о том, что ей довелось
пережить. Потрясшая всю Америку книга вышла в свет в 1918г. Нашему музею
в прошлом году удалось приобрести поистине бесценный экземпляр первого
издания, в котором есть и доселе неизвестные фотографии со сценами
депортации.
История
Аршалуйс Мартикян, которую в США переименовали в Аврору Мардиганян, и
легла в основу фильма "Растерзанная Армения". Она также сыграла в нем
главную роль.
Не имевшая, естественно, навыков актерской игры, Аврора тем не менее
очень старалась. На съемках сцены побега из гарема, когда она должна
была перепрыгнуть с крыши одного здания на другую, девушка упала и
сломала бедро. Но продолжала сниматься с загипсованной ногой - повязку
искусно замаскировали под лохмотьями...
- Как сложилась ее личная жизнь?
- Трагически сложилась судьба не только фильма, но и самой
Аршалуйс-Авроры. Пережитые в ходе резни и потом в гареме ужасы долгое
время не давали ей возможности выйти замуж. Ее брак оказался неудачным,
единственный сын фактически покинул ее, и в 1994 году она в возрасте 92
лет умерла в полном одиночестве и забвении. Настоящая героиня,
стараниями которой правда о Геноциде армян стала впервые известна
мировому сообществу, оказалась покинутой всеми. Никто не вспомнил, что
именно благодаря ей в ходе показов всколыхнувшего всю Америку фильма
были собраны миллионы долларов, которые пошли в помощь армянским
сиротам, позволив спасти тысячи детей.
- Кажется, есть что-то мистическое в том, что удалось-таки найти архив этой удивительной женщины...
- Я не думаю, что эта находка – случайность. Какая-то невидимая рука
направляет наши поиски, и в моей работе за 6 лет набралось уже немало
таких поразительных историй и находок.
В
марте прошлого года, будучи в командировке в Калифорнии, я побывал в
гостях у одной армянской семьи, которая решила передать в дар
Музею-Институту редкие книги. Мы с коллегой отобрали нужные музею
издания, и вдруг, когда уже собрались уходить, хозяйка говорит, мол, у
меня в гараже есть еще один ящик, посмотрите, может, что-то ценное
найдете.
Я открываю запылившийся ящик и... Представьте мое состояние, когда мы
увидели семейный архив Авроры Мардиганян, альбом с фотографиями ее
убитой во время Геноцида семьи, свадебными снимками, документы и личные
вещи. Затем удалось найти ее брошь, сумочку, личную Библию. Так, с миру
по нитке мы собирали все, что имеет отношение к этой поразительной
женщине, в результате Музей Геноцида обладает сегодня серьезным архивом,
на основании которого будет организована экспозиция.
Кстати, благодаря калифорнийским друзьям мы приобрели и оригиналы
газетных статей того времени о фильме "Растерзанная Армения". Таким
образом, у нас уже есть солидный материал для передвижной и постоянной
выставки, посвященной Авроре и фильму. Ее жизни и судьбе будет посвящен
специальный зал в МИГА, где всем желающим будет также демонстрироваться
сохранившийся 18-минутный отрывок из фильма.
- По сути дела, мы только начинаем открывать для себя – что сделала Аршалуйс для нашего народа.
- Я убежден, миссия этой женщины – сакральна и ее значимость мы
действительно еще не осознали в полной мере. Ведь пережившие Геноцид в
подавляющем большинстве не хотят вспоминать и рассказывать об увиденном и
пережитом. А Аврора не просто рассказала – она вызвала настоящее цунами
в Америке, впервые без прикрас и недомолвок раскрыв миру правду о том,
что случилось с армянским народом.
Говорят,
что, когда Аврора сумела убежать из гарема и оказалась в русской миссии
в Эрзеруме, а затем в американской военной миссии, с ней встречался
генерал Андраник. Он напутствовал ее, наказав рассказать о пережитом, и
помог ей деньгами. Эти русские деньги от Андраника Аврора потом хранила
всю жизнь.
Кстати, буквально на днях мы получили из Института Зоряна три диска, на которых записан рассказ 82-летней Авроры.
- Архив Аршалуйс нашли, а есть ли надежда найти полную версию фильма?
- Я более чем уверен, что она где-то сохранилась. Когда стало очевидно
шокирующее воздействие фильма на публику, его, как теперь сказали бы,
сняли с проката. Вспомним в связи с этим, как несколько лет назад турки
добились от правительства США запрета на создание фильма "Сорок дней
Муса-дага". На мой взгляд, именно здесь таятся корни того, что фильм
"Растерзанная Армения" оказался "утерян". Из той же серии - пожар в 1964
году в архиве Ближневосточного комитета помощи, когда сгорели многие
ценные материалы о Геноциде. Возможно, в их числе была и полная версия
фильма. В Англии, например, демонстрировался сокращенный вариант, из
которого были убраны наиболее жестокие кадры.
18-минутный отрывок, который мы сегодня имеем, сохранился благодаря
репатрианту из Франции Г. Сетяну, у которого по приезде в Армению КГБ
конфисковал пленку. К счастью, он сохранил во Франции копию этого
отрывка. Возможно, конфискована была полная версия. Поскольку фильм
показывался в нескольких странах, надеюсь, мы когда-нибудь найдем его
оригинальный вариант.
- Как вы оцениваете роль Аршалуйс-Авроры в истории Геноцида?
- Судьба этой выдающейся женщины лишний раз доказывает, что многое,
связанное с Геноцидом, остается все еще неизвестным, неисследованным и,
возможно, утерянным. Есть люди – как армяне, так и иностранцы, о которых
мы не знаем, не вспоминаем и не чтим их. Среди них, например,
миссионеры, спасшие десятки и сотни армян и даже погибшие при попытке
спасения. Их именами не названы улицы, хотя они заслужили вечную
благодарность армянского народа. Я думаю, что в центре Еревана должен
обязательно появиться памятник Аршалуйс Мартикян – смелой и мужественной
девушке, ее именем надо назвать улицы и школы. Она была первой, кто
рассказал миру о трагедии нашего народа, и мы обязаны воздать должное ее
памяти.
Марина ГРИГОРЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20256/home/18333/
|