Российский политолог Станислав Тарасов. Иллюстрация: 1news.az
В связи с вспыхнувшей полемикой вокруг статьи "За что Баку атакует московского корреспондента Washington Post" ИА REGNUM публикует седьмой очерк из авторской серии Станислава Тарасова "Азербайджанские мифы о Карабахе".
Наш
шестой очерк был связан с политико-дипломатическими перипетиями,
связанными с подготовкой советско-турецкого мирного договора 16 марта
1921 года. Было отмечено, что из сценария подписать четырехсторонний
договор - РСФСР-Турция- Азербайджанская и Армянская советские республики
- ничего не вышло. В Эривани произошел антибольшевистсий переворот, в
результате чего Армения была выведена из переговорного процесса как
государство, не признанное Кремлём де-юре. С другой стороны, это
означало, что в триаде (Зангезур - Карабах) - Нахичевань первые два
звена выводились из правового пространства. В то же время из
переговорного процесса был выведен и советский Азербайджан, поскольку в
переговорной повестке дня значились и проблемы пограничного размежевания
между двумя соседними республиками. При этом мы использовали архивный
документ, предоставленный нам кандидатом исторических наук Эльдаром
Аббасовым. Это - письмо И. Сталина Г. Чичерину от 6 марта 1921 года. Мы
кратко процитируем его еще раз для того, чтобы читателям было более
ясно, о чем ведется речь: "Сообщаю вам согласно вашей просьбы точное
содержание моих заявлений турецким делегатам о возможных по моему мнению
уступках со стороны РСФСР.
1. Большая часть Батумского округа
остается за РСФСР. Артвин и Арденчуг переходят к Турции, новая граница
между РСФСР и Турцией проходит приблизительно по линии Лиман - Борчха -
река Чорох - река Имерхеви. Само собой понятно, что говорил о
приблизительной линии, ибо точная граница на основе этой приблизительной
линии должна быть определена соответствующей комиссией.
2.
Военные не согласны уступить Турции Ардаган, считая его ключом к
Тифлису, тем не менее я (Сталин) надеюсь уломать военных и добиться
уступки так, чтобы граница между РСФСР и Турцией проходила
приблизительно по старой границе между Карской областью и Тифлисской
губернией, причем здесь я делаю тут же оговорку о точной границе на
основе приблизительной линии, какую я сделал в пункте первом.
Александрополь очищается Турцией, причем вдоль всей железнодорожной
линии...
4. По вопросу о Нахичевани последнее слово предоставляется представителю Азербайджана".
Тут
сразу появляются проблемы, которые абсолютно игнорируются нашими
оппонентами. К марту 1921 года Грузия была советизирована. Из
приведенного письма И. Сталина следует, что во время переговоров с
Турцией обсуждались вопросы пограничного размежевания между Грузинской
советской республикой и кемалистами. В частности, судьба Батумского
округа. Однако представители Тифлиса не были приглашены на переговоры в
Москву. Видимо, потому, что, как писал И.Сталин, этот "округ остается за
РСФСР". Имел ли права И. Сталин, да и вообще Кремль, брать на себя
такие юридические полномочия, ведь к тому времени между Москвой и
"красным" Тифлисом еще не было заключено каких-либо двухсторонних
межгосударственных соглашений? Аналогичный юридический казус складывался
и с советским Азербайджаном.
Из радиограммы Г. Чичерина на имя
министра иностранных дел Великобритании Керзона 9 марта 1921 года:
"Через несколько месяцев после этого Британское правительство нашло
новый предлог для дальнейших отсрочек в факте присутствия британских
пленных в третьем государстве, но находящимся под властью в России, в
независимой Азербайджанской республике,- это обстоятельство, не лишенное
иронического характера, так как дипломатическую помощь, в то время
предложенную Россией Великобритании для разрешения этого спора с
Азербайджаном, Британское правительство использует в настоящее время для
оправдания отсрочки заключения соглашения с Россией, приписывая
последней вину за действия третьего государства, т. е. Азербайджана"
(Внешняя политика СССР 1917-1944 гг. Сборник документов. Т.2( 1921-1924
гг,) с. 26).
Из тезисов В. Ленина (не позднее 16 марта 1921 года):
" 4) Послать специальных послов в Баку и Ташкент, дабы объяснить им,
что надо продолжать еще сильнее нападать на британский империализм, но
не от нашего имени, а от Азербайджана и от Бухары, никогда в нотах и
письмах не говоря об этом... 8) Восточным народам сообщать всем, но
только устно через послов, без единой бумажки, что мы надуем Англию. 9)
Помянуть, в числе нас заинтересовывающих стран, Кавказ, Армению и, если
можно, западные государства" (РГАСПИ. ф. 2. Д. 1292. лл. 1-2)
Аналогичных
рассуждений о "независимости" советского Азербайджана немало и в других
архивных документах. Но акта о признании большевистской Москвой
независимости советского Азербайджана не существует. Есть только
телеграмма, которую направил В. Ленин советскому правительству
Азербайджана: "Совнарком приветствует освобождение трудовых масс
независимой Азербайджанской республики и выражает твердую уверенность,
что под руководством своего Советского правительства независимая
республика Азербайджана совместно с РСФСР отстоит свою свободу и
независимость от заклятого врага угнетенных народов Востока - от
империализма. Да здравствует независимая Советская республика
Азербайджана! Да здравствуют рабочие и крестьяне Азербайджана! Да
здравствует союз рабочих и крестьян Азербайджана и России!"(В.И.Ленин.
Полн. собр. соч. Т.41, с. 119. 166).
Еще в одной небольшой
телеграмме термин "независимость Азербайджана" упоминается четыре раза,
но без не юридического смысла. Советуем нашим бакинским оппонентам
обратить на этот факт особое внимание. В договоре о военном и
финансово-экономическом союзе от 30 сентября 1920 года и Соглашении о
проведении единой экономической политики от того же числа между РСФСР и
АзССР о независимости последней вообще ничего не говорится, а
Конституция Азербайджанской Социалистической Советской Республики,
принятая 19 мая 1921 года, объявляет республику только "свободным
социалистическим обществом всех трудящихся Азербайджана".
При
изучении исторических архивов в Северной Осетии автор столкнулся с
любопытными документами. Письмо Е.Д. Стасовой Кавказскому краевому
комитета РКП(б) от 20 августа 1919 г: "Мы считаем, что сейчас крайне
важный момент в смысле воздействия на мусульманский Восток, который
своими стремлениями к освобождению от ига империализма сможет оказать
огромную поддержку делу революции. Затем мы считаем безусловно
целесообразным признать "Гуммет" областным комитетом коммунистов
Азербайджана, а сам Азербайджан своевременно объявить независимой
советской республикой, но вместе с тем не считаем возможным провести
этот вопрос в жизнь без Вашего согласия, а потому, приняв это решение,
добавим, что они вступают в силу в том случае, если Краевой комитет
выразит на это свое согласие. Относительно советского Азербайджана мы
высказались потому, что можем свою агитацию, агитацию
гумметистов-коммунистов противопоставить мусавату и этим выбить у него
почву из-под ног, в его агитации, что Советская Россия организовала
погромы татар и т.д. Мы считаем крайне важным вести самую усиленную
агитацию против дашнаков" (Архив СОНИИ, ф.21, оп.1,д. 338, л.21).
И
второе письмо, написанное на бланке "Полномочный представитель РСФСР в
Грузии. Тифлис. 20 августа 1920 года: "Дорогая Е. Д (Стасова). Очень
прошу нажать на Москву, чтобы возможно скорее дали нам состав ЦК для
Грузии и Армении. Здесь работать совершенно некому. Как ликвидирован
инцидент Микояна с Наримановым? С приветом, Киров" (Там же, ф 1, опись
2, д. 10, с.3).
А каком инциденте между Анастасом Микояном и
Нариманом Наримановым ведет речь С.Киров? Долгое время этот сюжет
выглядел загадочным. Но его прояснила секретарь Степана Шаумяна Ольга
Шатуновская, которую автор этих строк успел застать в живых в Москве.
Она поведала, что Нариманов прибыл в Баку вскоре после его советизации -
16 мая 1920 года. В тот же день он занял должность председателя
Временного военно-революционного комитета Азербайджана. Летом 1920 года,
когда готовилась первая программа компартии Азербайджана, Нариманов
поставил перед Кремлем вопрос о необходимости подписания между Кремлем и
Баку договора о признании независимости советского Азербайджана. Он
считал, что это даст возможность Баку самостоятельно вести переговоры с
Турцией и вообще с другими закавказскими государствами в качестве
полноценного субъекта международного права. На этой почве, как
выразилась Шатуновская, между Микояном и Наримоновым произошел
"мордобой". Это дело разбиралось в Кавказском крайкоме РКП(б), но его не
предали огласке. Тем не менее, Микоян выиграл, поскольку к моменту
подготовки российско-турецкого мирного договора советский Азербайджан
так и не стал субъектом международного права.
Таким образом,
складывалась уникальная диспозиция. Чтобы читателям был ясен смысл наших
дальнейших рассуждений, сделаем небольшую вводку. С 6 по 8 марта 1921
года работает X съезд РКП(б). Начинается переход от военного коммунизма к
новой экономической политике (нэп): допускались некоторые формы
частного предпринимательства, поставлена цель привлекать зарубежных
специалистов, и - если получится - иностранные инвестиции. Это означало,
что во внешней политике Советская Россия должна была добиться статуса
субъекта международного права, чтобы свободно подписывать с иностранными
государствами соответствующие соглашения. В то же время в Кремле сильны
были позиции тех, кто ориентировался на концепцию Льва Троцкого.
Она основывалась на том, что построение социализма в России зависит от
успеха революций в других странах. Поэтому такие большевики
воздерживались от формулирования принципов внешней политики, не
придавали значения установлению договорных и дипломатических отношений с
другими государствами, судьба которых, по его мнению, "была уже
решена". Так выявились расхождения между заявлениями Троцкого и мнением
Наркоминдела Г.Чичерина.
На начало марта 1921 года дипломатическая
диспозиция Кремля выглядела следующим образом. РСФСР не является
признанным мировым сообществом государством, оно не имеет
договорно-правовых отношений с советскими государствами Закавказья.
Единственным выходом из ситуации являлось советско-английское торговое
соглашение, в преамбуле которого Лондон признавал право Кремля вести
самостоятельную политику в отношении стран, "составлявших часть бывшей
Российской империи и ныне ставшим независимыми" (Правда. № 69 от 31
марта 1921 года).
Что касается кемалистской Турции, то она также
не была признана мировым сообществом и не имела субъектности в
международном праве. На этом направлении и стала раскручиваться еще одна
острая политическая интрига.
От Наркома по иностранным делам ВНС
Турции Г. Чичерину: "Нашими телеграммами от 29-го и 31-го января Мы
осведомили вас о телеграммах, которыми мы обменялись с Тевфиком-пашой, а
также о телеграмме, посланной нами правительствам иностранных держав. В
дополнение к этим сообщениям имею честь уведомить вас, что делегация,
которой поручено представлять правительство ВНСТ на Лондонской
конференции, собирается выехать из Ангоры. Согласно принятому обычаю, мы
сообщаем вам, как и всем, что одушевлены искренним желанием мира.
Законное требование наше заключается в том, чтобы добиться полной
независимости, как политической, так и экономической, внутри границ,
определенных Учредительным актом от 28 января 1920 года, текст которого
вам известен. Что касается слухов о тайных переговорах, то они не
заслуживают ни малейшего доверия и распространяются нашими врагами с
целью набросить на нас тень подозрения. Впрочем, это решение нашего
правительства находится в полном согласии с общим смыслом нашей ноты от
19 декабря 1920 года, равно как и с интересами обеих стран, ибо, если
нашим делегатам будет отказано в их требованиях, то этим самым
обнаружатся ненасытные аппетиты империалистических держав, что еще более
усилит наше боевое настроение. Если же наш шаг увенчается успехом, то
он отметит собою для всего Востока начало эры мира и благоденствия.
Плодом которого будут пользоваться все народы, в том числе и русские.
Излишне
говорить, что основным стремлением, которым мы будем воодушевлены во
время предстоящих переговоров, будет стремление к безусловной верности
руководящим принципам нашей политики - принципам, которые побуждают нас
смотреть на Советскую Россию как на нашего естественного союзника и
которого мы будем держаться.
Это общее соображение, как вы
заметили, весьма полезно для поддержания взаимного доверия. Совершенно
искреннего с обеих сторон. И в этих именно видах мы просим вас в скором
времени сообщить о результатах совещания, которые мы имели с Красиным по
его возвращении из Лондона и решениях, принятых относительно Востока...
Примите, господин Комиссар, уверения в совершенном уважении.
Бекир-сами, комиссар по иностранным делам". (Известия. 13 февраля 1921
года. № 32 (1175)).
Сразу бросается в глаза важная
политико-дипломатическая тонкость. Глава кемалистского
внешнеполитического ведомства Бакир-сами не собирался ехать в Москву для
подписания мирного договора с большевиками, хотя ему хорошо было
известно о том, что советскую делегацию возглавляет Наркоминдел РСФСР Георгий Чичерин.
26 февраля 1921 года, когда начала работу Московская конференция по
заключению советско-турецкого договора, правительство Великого
национального собрания Турции представляли нарком народного хозяйства
Юсуф Кемаль-бей, нарком просвещения Риза Hyp-бей и посол Турции в Москве
Али Фуад-паша.
С 21 февраля по 14 марта в Лондоне проходила
конференция представителей держав Антанты (Великобритании, Франции,
Италии, Японии, Бельгии и Греции) с представителями бывших вражеских
стран - Германии и Турции. На ней рассматривались два вопроса:
ближневосточный и репарационный. Первый для нас наиболее важен. По
инициативе Франции и Италии, на обсуждение было поставлено предложение о
прекращении греко-турецкой войны и о пересмотре Севрского мирного
договора. Согласно решению Верховного совета Антанты от 25 января 1921
года Турция была представлена на этой конференции двумя делегациями - от
"законного" султанского правительства и от Великого национального
собрания Турции. Кемалисты получила только статус де-факто, хотя главой
общей делегации стал представитель султанского правительства великий
визирь Тевфик-паша. 25 февраля 1921 года общая турецкая делегация
выступила на конференции с требованием: 1) восстановить Турцию в
границах 1913 года (без арабских стран), 2) установить режим проливов,
гарантирующий безопасность и суверенитет Турции, 3) разрешить Турции
иметь военно-морские силы, достаточные для нужд её обороны, 4)
уничтожить режим капитуляций.
Но французская и итальянская
делегации выступили против Севра, но не столь решительно, как того
ожидали турки. Негласно французы и итальянцы пытались достигнуть
отдельного от Англии соглашения с кемалистами, надеясь этим добиться
отхода Турции от Советской России. Историки, разрабатывающие эту
проблематику, описывают в этой связи различные дипломатические интриги.
Премьер-министрВеликобритании Ллойд Джордж имел беседу с главой турецкой
делегации Бекир-Сами-беем, которому было сделано предложение "взять под
протекторат Турции Закавказье вместе с бакинскими нефтяными
источниками". Эта беседа была застенографирована, а затем была
организована "утечка" в английскую печать и стала достоянием Кремля.
Положение усугублялось еще тем, что в Лондон прибыли две армянские
делегации. Одну из них возглавлял Аветис Агаронян от имени Республики
Армении, подписавшей Севрский договор. Другой делегацией от имени так
называемых общественно-политических кругов армянской диаспоры руководил
Погос Нубар. Они стремились убедить державы Антанты осуществить
относящиеся к Западной Армении статьи Севрского договора и получить
"административную автономию" для армянской Киликии, находившейся в сфере
влияния Франции. В итоге Лондонская конференция приняла неопределенную
формулировку о праве армян иметь в пределах восточных областей Турции
всего лишь "национальный очаг". Если бы в Лондоне Аветис Агаронян
подписал от имени Республики Армения новое соглашение о границах с
Турцией, то юридически "армянские проблемы" выводились бы из сферы
компетенции Москвы.
Эти обстоятельства и обусловили дальнейший ход
событий. Но Агоронян не пошел на такую сделку. В Москве же турецкие
делегаты выставили перед Кремлем требование признать условия
подписанного между Турцией и Арменией от 10 августа 1920 года
Александропольского договора. Но главное было в том, что на тот момент
кемалистская Турция по-прежнему не являлась субъектом международного
права.