Россия обязана конвертировать в мир свои стратегические отношения со странами Южного Кавказа
Президент Франции Николя Саркози готовится к поездке по Южному
Кавказу. Точные даты не объявлены, однако «комментарии с придыханием»
всех трех столиц свидетельствуют о том, что в Закавказье визиту Саркози
придают очень важное значение.
С Тбилиси и Баку все более или менее ясно. Грузия пожалуется на
Россию, нарушающую условия соглашения Медведева–Саркози, в числе прочего
подразумевающего отвод подразделений на позиции, занимаемые до войны
2008 года. И, конечно, напомнит гостю об обещаниях о скорейшей
интеграции Грузии в европейские структуры.
Азербайджан тоже пожалуется на Россию, которая, взяв миротворческую
инициативу по карабахскому вопросу, по мнению Баку, не может (не хочет)
склонить Армению к уступкам. Азербайджан говорил о необходимости перемен
и, возможно, будет не против, если за дело возьмется Франция, готовая
сменить Россию в формате трехсторонних переговоров. Париж – не братская
Анкара, но хуже не станет. Тем более ему можно кое-что посулить из
каспийских кладовых (благо именно французские компании открыли новые
газовые месторождения), тогда как обещания Москве предоставить любые
объемы углеводородов, только была бы восстановлена территориальная
целостность, дело с места не сдвинули.
Что будет в Ереване – туманно. Франция считается наиболее близким
после России партнером Армении на международной арене. Но недавно
отношения подверглись испытанию – вопреки соглашению с армянской
диаспорой Франции, Саркози вдруг сделал все, чтобы провалился
законопроект об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян.
Укол был получен в тот период, когда Россия взялась за решение
карабахского конфликта, и мог быть намеком Еревану на нежелательность
такого сценария. Армении стало дискомфортно.
С учетом того, что Баку требует возвращения Карабаха, отказываясь от
любых других вариантов и подходов к решению проблемы, закономерно, что у
части армянской общественности возникли опасения: как бы желание Москвы
укрепить реноме миротворца, подпорченное событиями в других конфликтных
зонах бывшего СССР, не перевесило над союзническим долгом и не
обернулось нажимом на Ереван. Алармизм подпитывается не лучшими
примерами стратегического партнерства. В счет госдолга Армении в сотню
миллионов долларов Россия получила в собственность местные предприятия,
но, пообещав их запустить, не сделала этого. А Запад (и Франция в том
числе) оказывает Армении безвозмездную помощь, объем которой уже
превысил миллиард долларов. Россия, взяв в управление газовое хозяйство
республики, повышает цены на газ, а население может пользоваться им едва
ли не благодаря западной помощи. Но главное – российская военная база в
Гюмри. Армения, по сути, за свой счет содержит (и еще 49 лет будет
содержать) ее. Во время карабахской войны база нейтрализовала возможные
угрозы Турции. Но в случае нового конфликта с Азербайджаном сможет ли
база сыграть как минимум ту же роль? Ведь за прошедшие годы из-за того,
что Грузия не пропускает российские военные грузы, ее потенциал вряд ли
сохранился на прежнем уровне. Без внятного ответа на эти вопросы
допустимо, что Ереван «вспомнит» о заложенной в государственную доктрину
политике комплементарности в «направлении» Франции, которая, как
отмечалось, не прочь плотно заняться проблемой Карабаха с вытекающими
последствиями в виде влияния на регион.
Франция – не самый непримиримый соперник России в геополитических
хитросплетениях. Но нужен ли Москве еще один конкурент на Южном Кавказе
вдобавок к имеющимся? Очевидность диктует России необходимость
поддерживать реальные стратегические отношения и с Ереваном, и с Баку.
Решать сложные проблемы с упором на одну сторону конфликта невозможно. И
нереально. А стратегические отношения с обеими сторонами конфликта,
судя по всему, и есть то исключительное преимущество России, которое
может быть конвертировано в прочный мир в регионе. По крайней мере иных
более веских мотивов поддержания отношений на стратегическом уровне с
Россией в Южном Кавказе не просматривается.
|