Де-факто.
Заведующий отделом по общественно-политическим вопросам Администрации
президента Азербайджанской Республики Али Гасанов заявил, что
Азербайджан готов предоставить Нагорному Карабаху «промежуточный
статус». По его словам, «предоставление промежуточного статуса Нагорному
Карабаху – уступка со стороны Баку». Об этом в интервью Analitika.at.ua
заявил кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел
Нагорно-Карабахской Республики, Рубен Заргарян.
«В связи с этим заявлением возникает недоумение и закономерный
вопрос, а кто дал право бакинской администрации вмешиваться во
внутренние дела независимых стран, и предлагать какой-либо
«промежуточный статус» сопредельным государствам? Для Али Гасанова было
бы более уместным предлагать «промежуточный статус» для Азербайджана», –
отметил Заргарян.
«Идея с «промежуточным статусом» для независимой Нагорно-Карабахской
Республики противоречит международному праву, которое фиксирует, что
право определения политического статуса принадлежит народам, а не
кому-либо еще.
Право народов на самоопределение является одним из системообразующих
положений Устава ООН. Статья №1, п. 2 Устава ООН устанавливает право
народов на самоопределение.
Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., констатирует, что «каждый человек
имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (статья
№3). В статье № 28 зафиксировано, что «каждый человек имеет право на
социальный и международный порядок, при котором права и свободы,
изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены».
На 15-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1960 года была
принята «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и
народам». Пункт 2-ой этой декларации гласит: «Все народы имеют право на
самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой
политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и
культурное развитие».
Статья №1, п. 1 «Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах (принята в 1966 г.) констатирует: «Все народы имеют
право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают
свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое,
социальное и культурное развитие».
Особое значение имеет Декларация о принципах международного права
(Резолюция N 2625 от 24 октября 1970 года), в которой отмечено, что
создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение
к независимому государству или объединение с ним, или установление
любого другого политического статуса свободно определенного народом,
является формами осуществления этим народом права на самоопределение. В
Декларации подчеркивается, что каждое государство обязано
незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к
свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также иметь в
виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации
является нарушением принципа самоопределения и основных прав человека и
противоречит Уставу ООН.
Подписав Хельсинкский Заключительный акт в 1975 году,
государства-участники обязались уважать «право народов распоряжаться
своей судьбой», подтвердив, что «все народы всегда имеют право в
условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой
внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и
осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое,
социальное и культурное развитие». (п. VIII).
Попытка бакинской администрации диктовать НКР так называемый
«промежуточный статус», это стремление Азербайджана перечеркнуть всю
безупречную международно-правовую основу провозглашения независимости
НКР, Конституцию НКР, легитимность выборов в НКР, а также международное
право, квалифицирующее НКР как независимое государство и императивно
диктующее признание независимости Нагорно-Карабахской Республики», –
завершил эксперт.
|