Интервью первого заместителя Министра обороны РА Давида ТОНОЯНА информационному агентству «Медиамакс»
-
18-21-го июля возглавляемая Вами делегация приняла участие в Вашингтоне
в армяно-американских оборонных консультациях, по итогам которых
стороны договорились расширить сферы сотрудничества. Представьте,
пожалуйста, эти сферы.
-
В ходе консультаций основное внимание мы уделили оборонным реформам в
Армении и вопросам развития наших Вооруженных сил, стремясь вместе с
нашими американскими партнерами уточнить возможное содействие США этим
процессам. В частности, обсуждались оборонная политика Армении,
реализация планов, направленных на развитие армянских ВС и основанных на
итогах Стратегического пересмотра обороны Армении, управление
человеческими ресурсами, профессиональное военное образование,
совершенствование сержантского состава и контроль над товарами военного
назначения, а также некоторые программы, касающиеся гуманитарного
разминирования и имеющие общественно-культурную направленность.
Кроме
того, мы рассмотрели вопросы эффективного использования помощи,
оказываемой со стороны США и возможности Соединенных Штатов по оказанию
содействия в вопросе развития миротворческих способностей Армении, в том
числе, в организации совместных двусторонних и многосторонних учений.
- В каком формате, где и когда пройдут эти учения?
- Армянские и американские военнослужащие уже около 10 лет осуществляют
совместные учения в сферах миротворчества, связи, военной медицины и
реагирования на чрезвычайные ситуации. Проводились также небольшие по
масштабу учебные мероприятия. Не будем забывать и о контактах и
совместной работе наших военнослужащих в Ираке, Косово и Афганистане. Однако
все это было реализовано, в основном, в многосторонних форматах,
посредством многонациональных действий и военных учений. Что касается
возможности проведения двусторонних армяно-американских военных учений,
то мы обсуждали этот вопрос, но, учитывая тот факт, что с этого года
были возобновлены военно-полевые учения в рамках программы «Партнерство
ради мира» НАТО, актуальность организации указанных учений с целью
тренировки армянских миротворцев снижается. Данный вопрос продолжает
оставаться предметом армяно-американских консультаций.
Министерство обороны Армении имеет богатый опыт в организации и
осуществлении многосторонних военных учений и планирует расширять
деятельность в данной сфере.
- Можно ли сказать,
что армяно-американское военное сотрудничество из начальной стадии
перешло в этап полноценного практического взаимодействия?
- В армяно-американском оборонном сотрудничестве в последние годы
действительно зафиксирован впечатляющий рост. К числу достижений
указанного сотрудничества в 2010-2011 гг. можно отнести процесс
Стратегического пересмотра обороны и начало реализации плана развития,
разработанного по его итогам, а также увеличение втрое численности
армянского контингента, участвующего в миссии ISAF.
- 27-го июля в Брюсселе состоялoсь заседание Североатлантического Совета в формате 28+1 +(члены НАТО+Армения), в ходе которого был обсужден обновленный план IPAP. Принимая в конце июня в Ереване спецпредставителя Генсека НАТО, Президент Армении выразил надежду, что обновленный план IPAP позволит вывести взаимодействие между сторонами на качественно новый уровень. Каковы главные изменения IPAP по части Министерства обороны Армении?
-
Уточню, что на заседании обсуждался не обновленный IPAP, а доклад о
реализации предыдущего IPAP, что дает основание начать процесс
утверждения обновленного IPAP. Думаю, он будет утвержден до конца этого
года, когда все страны-члены Альянса дадут свое согласие на обновленный
План IPAP, подготовленный совместными силами армянских экспертов и
экспертов международного секретариата НАТО.
Что касается
содержания нового IPAP, то его главное, принципиальное отличие состоит в
том, что предыдущие были нацелены на осуществление Стратегического
пересмотра обороны, в то время как главная цель нового Плана -
реализация результатов этого Пересмотра.
Кроме того, в новый
IPAP будут включены такие сферы, как изучение возможностей программ
боеготовности различных видов войск армянских ВС и усовершенствования
теории их применения, сотрудничество в области военной промышленности, а
также исследование системы стандартизации и кодификации вооружений и
военной техники стран НАТО.
- В ходе встреч в США и
в Брюсселе обсуждался вопрос развития миротворческих возможностей
армянских ВС. На какой стадии становления находятся сегодня наши
миротворческие силы и какие задачи еще предстоит решить?
- В настоящее время 12-я миротворческая бригада ВС Армении полностью
укомплектована двумя мотострелковыми батальонами и в состоянии
обеспечить участие двух рот в операциях по принципу ротации. Сегодня из
состава бригады в международных операциях участвует 161 военнослужащий,
126 из которых - в Афганистане, а 35 - в Косово. В процессе формирования
находится третий батальон бригады.
В рамках процесса
формирования бригады, который должен завершиться в 2015 году, основные
усилия сконцентрированы на задачах развития системы тылового снабжения и
материально-технического обеспечения бригады. Большое место в этом
процессе занимают продолжительная переподготовка личного состава бригады
и оценочные мероприятия.
Наши миротворческие возможности в
последнее время пополнились еще и инженерным батальоном. В будущем мы
планируем осуществить оценку боевых способностей и этого подразделения.
-
Недавно Вы провели встречи и с российскими партнерами. В отличие от
армяно-американских военных связей, армяно-российское военное
сотрудничество имеет богатый опыт и, как говорится, стороны понимают
друг друга с полуслова. Какие вопросы обсуждались в Москве?
-
Действительно, армяно-российское военно-политическое сотрудничество
имеет достаточно богатую историю, сформировавшиеся традиции и включает в
себя гораздо более широкий спектр отношений в оборонной сфере, чем с
другими странами.
В ходе визита в Москву я провел встречи как
с руководством Секретариата ОДКБ, так и коллегами из Министерства
обороны России. В Секретариате ОДКБ обсуждались вопросы, связанные с
созданием Военного комитета Организации, совершенствованием деятельности
Объединенного штаба, возможным участием наблюдателей из различных
международных организаций и стран в военных учениях, проводимых в
формате ОДКБ, в том числе с привлечением Коллективных Сил оперативного
реагирования (КСОР). Реализация данных мероприятий обеспечит достаточную
транспарентность и повысит уровень взаимодоверия, способствуя
укреплению рейтинга ОДКБ в интересах международной и региональной
безопасности.
Что касается встреч, проведенных в Минобороны
России, то предметом их обсуждения были вопросы согласования позиций
оборонных ведомств Армении и России относительно международных
документов по контролю над вооружениями, региональной безопасности,
оптимизации 102-ой российской военной базы на территории Республики
Армения, передислокации некоторых ее подразделений, и вопросы,
связанные с их модернизацией.
- Иногда звучат мнения, что Россия придает своей базе в Армении скорее "символическое” значение, чем военное.
-
Думаю, это тот случай, когда не стоит искать какие-то подтексты.
Наличие российской военной базы в Армении всегда было обусловлено
военно-политическими интересами обеих стран. А согласно вступившему в
силу в июле текущего года межгосударственному Протоколу о пролонгации
сроков дислокации базы, российская военная база, кроме функций по защите
интересов Российской Федерации, обеспечивает совместно с Вооруженными
Силами Республики Армения безопасность Республики Армения. Таким
образом, очевидно, что российская военная база является неотъемлемой
частью системы обеспечения безопасности Армении, и это зафиксировано в
ряде концептуальных документов - Стратегии национальной безопасности
Армении и Военной Доктрине.
- Недавно министр
обороны России посетил Азербайджан для обсуждения вопросов, связанных с
будущим Габалинской РЛС. Имеет ли Армения какую-либо позицию
относительно функционирования этой станции и возможного изменения ее
статуса?
-
Использование Габалинской радиолокационной станции имеет определенное
военное значение для России. В советский период она являлась частью
противоракетной системы СССР, а сегодня позволяет Вооруженным силам РФ
контролировать ситуацию в широком диапазоне и предупреждать о ракетном
нападении. Учитывая стратегический характер армяно-российских
союзнических отношений, использование Россией Габалинской РЛС мы не
только не рассматриваем в качестве действий, противоречащих интересам
безопасности Армении, а скорее наоборот. Думаю, что чем больше будет
расти вовлеченность нашего стратегического союзника и других
стран-партнеров в сферу безопасности, и почему нет, военную сферу
соседней страны, настолько это будет содействовать безопасности всего
региона.
http://www.lragir.am/russrc/interview20005.html
|