В прошлом будучи густо населенным армянами, город Диарбекир и сегодня
продолжает занимать довольно примечательное место в контексте вопроса
этнической идентичности в Турции. Сегодня в преимущественно
курдонаселенном городе, который неофициально считается курдской
столицей, по разным источникам, проживают ассимилированные поколения
исламизированного армянства. Еще во времена гамидских погромов
1894-96гг. в Диарбекире были насильственно обращены в ислам около 25
тысяч армян. Правда, часть из них позже опять обратилась в христианство,
однако определенный сегмент продолжал жить, выдавая себя за мусульман. В
годы Геноцида армян 1915г. в Диарбекире вновь имело место
насильственное верообращение определенного числа армян, завершившееся
курдизацией. В различных источниках мы встречаем факты,
свидетельствующие о том, что по сей день мусульманское общество в
Диарбекире четко различает потомков верообращенных армян, называя их
«фила» (армянин).
Происходящие в последнее время в Турции процессы, связанные с
поисками этнической идентичности, довольно активно проявляются и в
Диарбекире. Вспомним, что после открытия церкви Сурб Хач (Святой Крест)
на острове Ахтамар свою идентичность раскрыли несколько диарбекирских
семей, заявив, что они армяне и хотят пройти черед обряд крещения в
качестве армяне-христиане. В настоящее время ведутся работы по
реконструкции самой большой армянской церкви Ближнего Востока –
находящегося в Диарбекире храма Святого Киракоса, которым открыто
содействует мэр-курд Диарбекира, известный своими позитивными
заявлениями об армянах. Все это служит определенным импульсом для того,
чтобы потомки верообращенных армян, живущие в заселенном оппозиционными
курдами городе, чаще заявляли о себе.
Несколько лет назад в Ереване одна курдянка, прибывшая сюда из
Диарбекира для участия в научной конференции, в личной беседе с нами
призналась в своем армянском происхождении. Ее история, по ее же словам,
типична для многих семей верообращенных армян, в чем мы убедились во
время дальнейших исследований. Курдянка армянского происхождения, в
частности, отметила: «Я всегда знала, что мой дед с отцовской стороны
– армянин. Все мы знали об этом, но не говорили вслух. Он, конечно же,
не мог жить как армянин и выдавал себя за курда. Ни с кем не говорил
по-армянски, но когда мы задавали ему вопрос, иногда отвечал на
армянском». Примечательно, что дед подробно рассказал своей семье о
Геноциде армян, завещая: «Это такая боль, что даже если пройдет 100 лет,
все равно не зарубцуется».
В последнее время верообращенные диарбекирские армяне осмеливаются
заявлять о себе в турецкой прессе и активизировать обсуждения вопроса
этнической идентичности, выдвигая новые аспекты этой проблемы. В
известной турецкой газете «Radikal» недавно была напечатана
история одного криптоармянина из Диарбекира. Проживающая нынче в
Стамбуле Мари Эскиджи рассказывает об отдельных аспектах их образа
жизни: «Мы часто вынуждены были жить как мусульмане. Как и мы, сотни
армянских семей выдавали себя за мусульман. Чтобы помолиться и
перекреститься, мы спускались в подвал дома». Из ее рассказов
становится ясно, что верообращенные армяне порой сохраняли также
армянский язык и общались друг с другом на родном языке. Сегодня можно
встретить множество фактов и свидетельств, доказывающих, что выжившие
после Геноцида в республиканской Турции осколки армянства в середине XX
века также подвергались насильственной исламизации.
Примечательно, что армяне, верообращенные еще раньше, в конце XIX и в
начале XX веков, были не в ладах с армянами, принявшими ислам уже в
1950-х гг., и между ними сложилась атмосфера взаимного недоверия. Важную
роль в этом сыграла всеобщая атмосфера страха в Турции, однако, как
замечает Мари Эскиджи, в разные периоды времени для верообращенных армян
поводом для взаимного недоверия была следующая постановка вопроса: «А если они действительно стали мусульманами?»
Эскиджи говорит также, что у верообращенных армян-диарбекирцев
возникали проблемы и с армянской общиной Стамбула. В частности, тамошние
армяне воспринимали их как курдов, и выходцы из Диарберкира не могли
дать образование своим детям в армянских школах.
На днях в авторитетной англоязычной турецкой газете «Hurriyet Daily News»
была напечатана интересная статья журналиста армянского происхождения
Верджихана Зифлиоглу, «главным героем» которой опять же был
верообращенный армянин-диарбекирец. Проживающий в Диарбекире Гяфур
Туркал в интервью газете открыто заявляет։ «Я – мусульман-суннит, но я армянин».
Отец Гяфура был верующим мусульманином, даже совершил хадж в Мекку, а
своих детей воспитал как мусульман-суннитов. Вместе с тем в пятнадцать
лет Гяфуру сообщили, что на самом деле они армяне, а их фамилия –
Оганян. Раздвоение идентичности, как всегда, привело к множеству
психологических проблем и вопросов у Гяфура, и сегодня он пришел к
следующему выводу: «Я живу как мусульманин, однако не отрицаю свои корни и культуру, Религия неважна, но я хочу знать и владеть моим родным языком».
По мнению Гяфура, армянская идентичность должна строиться вокруг
этнической принадлежности, а не религии. Гяфур также добавляет, что они,
т.е. поколения проживающих в Диарбекире исламизированных армян, знают
друг друга и общаются между собой. Однако, говоря об их отношениях с
армянами-христианами, он заявил, что между ними существует проблема
взаимовосприятия, более того, «армяне-христиане пренебрегают нами, как будто мы сами предпочли такое положение».
Заметим, что диарбекирцы оказались в уникальном положении, будучи
окружены всеобщим недоверием: для курдов они продолжают оставаться
армянами, для турецкого государства – ненадежными верообращенными, а для
армян-христиан – чужаками курдами.
Развитие событий выявляет все новые факты и вопросы, одновременно
показывая многочисленные общности в проблемах верообращенных армян, а
также различия между ними, обусловленные конкретной средой, столь важные
для верного направления исследований.
Рубен Мелконян http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=5955
|