Воскресенье, 01.12.2024, 20:59

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Август » 14 » РАЗМЫШЛЕНИЯ О «НОВОМ» СТАТУСЕ НАГОРНОГО КАРАБАХА
09:54
РАЗМЫШЛЕНИЯ О «НОВОМ» СТАТУСЕ НАГОРНОГО КАРАБАХА

Наверное, было бы несправедливо предлагаемые размышления начинать с обвинений в адрес Минской группы ОБСЕ, занимающейся проблемой Нагорного Карабаха, в нежелании найти приемлемое для заинтересованных сторон решение, в непринятии мер по сохранению мира в регионе.

В данном случае речь идет о широко муссируемом промежуточном статусе Нагорного Карабаха на достаточно длительный период с последующим проведением референдума среди его населения. Казалось бы, ничего плохого в таком предложении нет, тем более что итоги предлагаемого референдума будут такими же, что и итоги референдума от 10 декабря 1991 года, почему-то не устраивающего Минскую группу ОБСЕ. Но так может показаться только на первый взгляд. Именно соблазн результатами референдума может привести нас к тому, что в итоге промежуточного статуса мы не только не достигнем желаемого результата, но и потеряем многое из достигнутого.
Даже поверхностный анализ показывает, что реализация идеи промежуточного статуса связана с решением таких вопросов, которые будут иметь существенное влияние на конечный итог урегулирования проблемы.
Прежде всего, возникает главный вопрос: в составе какого государства в промежуточный период будет находиться Нагорный Карабах или под эгидой какой международной организации он будет функционировать?
Немаловажным является вопрос о границах Нагорного Карабаха: он останется в границах Нагорно-Карабахской автономной области или Нагорно-Карабахской Республики? На период промежуточного статуса как будет решен вопрос контролируемых обеими сторонами территорий? Будет ли введен на эти территории миротворческий контингент с одновременным выводом вооруженных формирований НКР и Азербайджана? Будет ли на этот период снята блокада Армении и НКР?
Можно и дальше перечислять вопросы, решение которых должно быть основано на известной воле народа Арцаха.
Особого внимания требует вопрос о длительности предполагаемого промежуточного статуса. Дело в том, что бурно проходящие за последние десятилетия политические процессы не дают никаких гарантий геополитической стабильности в регионе. А ведь любые изменения ситуации могут привести к срыву намеченных на длительный период мероприятий по урегулированию конфликта. Речь идет не только о возможном изменении ситуации у непосредственных участников конфликта - Азербайджана, НКР и Армении. На процесс урегулирования могут сильно повлиять любые изменения взаимоотношений между крупными игроками мировой политики. Это, в частности, Россия-Запад, Иран-Турция, внутриполитическая стабильность в самой России. Нельзя сбрасывать со счетов и религиозный фактор.
Таким образом, приходится констатировать, что «новое» предложение по урегулированию конфликта требует детального и придирчивого осмысления, тем более что Нагорный Карабах пережил не один промежуточный статус, которые привели, мягко говоря, к негативным последствиям.
Вспомним 1918-1920 годы, когда в ходе образования национальных республик Закавказья мусаватистская Азербайджанская республика при непосредственном и активном участии Турции пыталась силой оружия присоединить к себе Нагорный Карабах. Образованный тогда Национальный совет Нагорного Карабаха с помощью Армянской Республики сумел отстоять независимость края, отвергнуть всякую власть Азербайджана над Нагорным Карабахом. До июля 1921 года край действительно имел промежуточный статус. И чем же это закончилось? Азербайджан, убедившись, что не в состоянии подчинить себе Нагорный Карабах, направил собственные и прибывшие из Турции вооруженные банды на расправу с непокорными карабахцами. За эти годы ими были истреблены десятки тысяч армян, разграблены и сожжены несколько населенных пунктов.
С 1921 года по 1988 год Нагорный Карабах также имел промежуточный статус, ибо носитель этого статуса - народ Нагорного Карабаха - не признавал легитимность нахождения в составе Азербайджана и перманентно вел борьбу за воссоединение с Арменией. К чести многих поколений нашего народа следует особо подчеркнуть, что эта борьба не прекращалась ни в годы сталинских репрессий, ни в годы хрущевской оттепели, ни в годы брежневского застоя, ни в годы горбачевской перестройки. И чем же это закончилось? Ответ тот же.
Власти Азербайджана, убедившись, что они не в состоянии удержать карабахцев, устроили кровавые погромы в Сумгаите, Баку, Кировабаде и других местах компактного проживания армян, развязали широкомасштабную войну.
Вывод один: надо будет иметь очень серьезные гарантии, чтобы согласиться на третий и, по-видимому, последний промежуточный статус Нагорного Карабаха на длительный период.
Между тем, если МГ ОБСЕ не в состоянии содействовать признанию НКР как субъекта международного права, то она может облегчить свою задачу, направить свои усилия на признание нынешнего статус-кво Нагорного Карабаха в составе Армении. Для этого у нас есть больше оснований. Цель начавшегося в 1918 году Карабахского движения заключалась в воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией. Все 70 лет этот процесс шел в открытом, демократическом мирном русле и был завершен и оформлен соответствующим образом.
Так, решениями сессий областного Совета народных депутатов НКАО от 20 февраля и 12 июля 1988 года Нагорный Карабах вышел из состава Азербайджанской ССР. Решением от 15 июня 1988 года сессия Верховного Совета Армянской ССР подтвердила согласие на вхождение НКАО в состав Арм.ССР.
После приостановления в январе 1989 года Президиумом Верховного Совета СССР полномочий всех органов местной власти НКАО образовался вакуум власти, который заполнил Национальный совет Нагорного Карабаха, избранный 16 августа 1989 года съездом полномочных представителей населения края как единственный легитимный орган местной власти Нагорного Карабаха. Убедившись в юридической обоснованности предпринимаемого шага, 1 декабря 1989 года состоявшееся в Ереване совместное заседание Верховного Совета Арм.ССР и Национального совета Нагорного Карабаха провозгласило воссоединение Армении и Нагорного Карабаха. Цель Карабахского движения была достигнута, и это явилось триумфальным событием новейшей истории армянского народа.
Правда, высказывается мнение, что такая интерпретация статуса Нагорного Карабаха сейчас нежелательна, так как в этом случае армянская сторона может квалифицироваться как агрессор, захвативший чужую территорию. С этим нельзя согласиться. Беспристрастные исторические документы начисто отвергают даже мысль о том, что Нагорный Карабах когда-либо на законном основании находился в составе Азербайджана. Кроме того, в развязанной Азербайджаном войне армянская сторона была защищающейся стороной, в силу чего не может считаться агрессором по определению. Она просто поставила настоящего агрессора на свое место - подальше от границ Нагорного Карабаха. Что касается вопроса провозглашения Нагорно-Карабахской Республики, думается, это следует рассматривать как шаг, направленный, прежде всего, на признание мировым сообществом суверенитета Нагорного Карабаха по отношению к Азербайджану. Как будут строиться взаимоотношения между НКР и РА в случае ее признания Арменией, то это - дело двух суверенных государств. Не стоит сомневаться в том, что основой их взаимоотношений будет реализация вековой цели Карабахского движения.

Владимир ТОВМАСЯН

http://artsakhtert.com/rus/
Просмотров: 663 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024