Понедельник, 17.06.2019, 01:37

 
   

Главная |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Сентябрь » 6 » Процесс самоорганизации карабахского общества после развала Советского Союза
19:10
Процесс самоорганизации карабахского общества после развала Советского Союза

Думается, для лучшего понимания процесса самоорганизации карабахского общества, приведший к созданию независимой Нагорно-Карабахской Республики, вначале необходимо совершить небольшой экскурс в историю, где и кроются истоки карабахской государственности.

Знание этих фактов позволит непристрастному исследователю понять, что государственность Нагорного Карабаха возникла не на голом месте, а имела многовековую историю и, если можно так выразиться, гены этой государственности дремали в карабахцах долго и проснулись только на исходе XX века с появлением в регионе Южного Кавказа новых политико-правовых реалий. Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что, даже находясь в составе Советского Азербайджана, Нагорный Карабах как автономная область имела статус государственного образования, армянское же население республики считалось государствоообразующей нацией.

Нагорный Карабах, или по-армянски – Арцах, издревле являлся одной изпровинций исторической Армении, что подтверждают также труды ряда античных авторов – Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Плутарха и других. В результате раздела Армении в 387 г. между Византией и Персией территория Восточного Закавказья, в том числе и Арцах, отошли к Персии. Важно отметить, что вплоть до позднего средневековья этнические границы края, как и его этнический состав, не претерпели изменений – он остался армянонаселенным. Не менее важно и другое – невзирая на персидское господство, княжества Арцаха (их было пять), которые   управлялись наследными князьями, сохранили свой суверенитет. Формально они были объединены в Карабахское ханство в составе Персии и, разумеется, не имели никакого отношения к Азербайджану,  как это преподносит сегодня азербайджанская сторона.  По той простой причине, что  в тот исторический период Азербайджана, как государственного образования, не существовало.Лишь с середины XVIII века в северные районы Карабаха стал проникать тюркский элемент в лице кочевых племен, ставших причиной многолетних войн.  В начале  XIX века Карабахское ханство по Гюлистанскому договору, подписанному в 1813 году между Россией и Персией, вошло в состав Российской империи, однако революция 1917 года в России и последовавшая затем турецкая интервенция в Закавказье круто изменили историю края. В результате неправового решения большевистского партийного руководства Нагорный Карабах вопреки воле его автохтонного армянского населения в начале 20-х годов оказался в составе советского Азербайджана. Практически именно с момента насильственного включения Арцаха в состав Азербайджана, что, по сути, легитимизировало аннексию исконных армянских территорий, и возникла Карабахская проблема.

 

Процесс самоорганизации общества и строительства Нагорным Карабахом независимой государственности нельзя рассматривать также в отрыве от политических событий, произошедших в середине 1980-х годов в Советском Союзе. Создание Нагорно-Карабахской Республики объективно явилось результатом современного этапа Карабахского национально-освободительного движения, который начался в феврале 1988 года. Что, в свою очередь, стало следствием провозглашенной Михаилом Горбачевым политики «перестройки». Именно тогда в Нагорном Карабахе произошло событие, предопределившее дальнейший путь его общественно-политического развития. 20 февраля 1988 года внеочередная сессия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области приняла постановление о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче области из состава Азербайджана в состав Армении.

Следует отметить, что даже в период советского тоталитаризма армянское население края, долгие годы подвергавшееся дискриминации со стороны азербайджанских властей, неоднократно поднимало проблему Нагорного Карабаха перед Центром, добиваясь выхода области из состава Азербайджана, так как именно в этом видело единственную гарантию своего безопасного развития и сохранения территории своего исторического проживания. Однако центральные власти проблему не только не решали, но и еще более загоняли её вглубь. И только в 1988 году, при  первых признаках незначительной политической либерализации, ставшей результатом политики «перестройки», армянское население Нагорного Карабаха вновь подняло вопрос о переподчинении НКАО Армении.

Необходимо особо отметить, что вопрос о присоединении области  к Армении был поставлен сугубо демократическим путем, с использованием форм и механизмов свободного народного волеизъявления, что выразилось, в частности, в сборе подписей граждан под петициями в адрес центральных властей, в мирных шествиях и демонстрациях. И само решение от 20 февраля о выходе Нагорного Карабаха из состава Азербайджана было принято сугубо парламентским путем, на сессии областного Совета народных депутатов, в рамках законодательства СССР и общепризнанных международных норм. То есть,  требование народа, воспользовавшегося своим правом на свободное определение собственного политического будущего, было законодательно закреплено в решении парламентской структуры, коей в то время выступал  областной Совет.

В процессе борьбы за отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана население области предпринимало попытки к тому, чтобы самоорганизоваться, придать стихийным выступлениям, мирным демонстрациям и шествиям, митингам и забастовкам организованный и скоординированный характер. Так, на начальном этапе Движения, 1 марта 1988 года, посредством  демократической формы выборов был образован Комитет «Крунк», который пользовался большим доверием народа. Впоследствии, когда решением властей Азербайджана Комитет был объявлен вне закона, на смену ему пришел Совет директоров в составе руководителей предприятий и учреждений Нагорного Карабаха, который взял на себя руководство Движением.

12 января 1989 года указом Президиума Верховного Совета СССР в НКАО была введена особая форма правления. Москва образовала Комитет особого управления с передачей ему всей полноты власти, однако еще раньше была приостановлена деятельность Нагорно-Карабахского областного комитета коммунистической партии и Совета народных депутатов НКАО. Этот шаг в действительности явился антиконституционным, так как по Конституции СССР власть на всей территории страны принадлежала Советам. Наделенный широкими полномочиями, Комитет, тем не менее, не решал политических задач, а сосредоточил свои усилия на социально-экономических проблемах и предотвращении межнациональных столкновений.

Лишенный законно избранных органов власти в лице Советов народных депутатов, жители НКАО 16 августа 1989 года созвали в Степанакерте Съезд полномочных представителей народа, который избрал Национальный Совет. Разумеется, в условиях жесткого прессинга центральных властей Национальный Совет не имел реальных механизмов управления областью, которые, как уже отмечалось, находились в руках Комитета особого управления, однако ему удалось 1 декабря 1989 года в Ереване совместно с Верховным Советом Армянской ССР принять решение о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией.

Надо сказать, Комитет особого управления во главе с Аркадием Вольским вел независимую от азербайджанских властей политику, благодаря чему в то время Нагорный Карабах практически был выведен из-под юрисдикции Азербайджана и напрямую подчинялся Кремлю. Это, конечно, не могло понравиться официальному Баку, под давлением которого в ноябре 1989 года Москва упразднила Комитет особого управления, создав 7 декабря того же года Республиканский организационный комитет Азербайджана. Именно с образованием этой структуры в области начались жестокие репрессии и массовые аресты активистов Движения. Следует заметить, что союзный Центр опасался прецедента разрешения этнотерриториальных вопросов по инициативе снизу, и потому задействовал государственный аппарат вначале для дискредитации действительно народного Карабахского движения, а затем и его жесткого подавления с помощью подразделений внутренних войск и армии. К числу карательных мер в отношении армянского населения следует отнести разработанную Центром и осуществленную совместно с руководством Азербайджана  военную операцию «Кольцо», в результате которой было депортировано население 24 армянских населенных пунктов как в Нагорном Карабахе, так и в прилегающих к нему районах, что сопровождалось убийством и грабежом граждан армянской национальности. Однако даже в этих условиях население Нагорного Карабаха не отказалось от борьбы за выход области из состава Азербайджана.

Здесь важно подчеркнуть одну главную особенность политических действий карабахцев. На всех этапах борьбы за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, а затем и процесса создания собственной государственности они строго следовали нормам закона – как действовавшего на то время  законодательства СССР, так и международного права. Не случайно политические оппоненты Нагорного Карабаха так и не смогли до сих пор привести сколь-нибудь веский аргумент в пользу неправомерности провозглашения Нагорно-Карабахской Республики.

Геополитические трансформации в мире на рубеже 1980-1990-х годов, и, прежде всего, надвигавшийся распад СССР, создали совершенно иную ситуацию, которая выдвигала новые требования. В результате  карабахцам пришлось внести коррективы в стратегию реализации задачи сецессии от Азербайджана. Идея создания независимого государства обрела реальную перспективу после того, как распад Советского Союза, доживавшего свои последние дни, стал неминуем. 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», посредством которой Баку фактически отказался от правопреемства Аз. ССР и восстановил государственность Азербайджанской Республики, существовавшей в 1918-1920 г.г. Несколько позднее, 18 октября 1991 года, Азербайджан принял Конституционный акт о государственной независимости, закрепивший отказ от правопреемства Аз. ССР, а значит, в политическом и правовом аспектах он был равноценен выходу республики из состава СССР. Таким образом, оба упомянутых законодательных акта провозглашали восстановление государственно-правового статуса Азербайджанской Демократической Республики, а, следовательно, и её границ 1918-1920 г.г., когда ни Нагорный Карабах, ни деарменизированный впоследствии Нахиджеван в состав Азербайджана не входили.

Говоря о новых политико-правовых реалиях конца 1980-х и начала1990-х годов, нельзя не упомянуть Закон СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Думается, есть смысл полностью привести статью 3 данного Закона, регламентирующую порядок решения автономными образованиями вопроса о своем государственно-правовом статусе: «В союзной республике, имеющей в своем составе   автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик  и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

В союзной республике, на территории которой имеются  места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно». (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №15, стр. 252). При объективном рассмотрении процесса провозглашения Нагорно-Карабахской Республики можно заметить, что действия Нагорного Карабаха всецело укладываются в рамки упомянутого закона.

Взяв за основу Закон от 3 апреля 1990 года, а также учитывая принятие Азербайджаном Декларации о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики, народ Нагорного Карабаха решил встать на путь создания собственной государственности. 2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов народных депутатов с участием депутатов всех уровней была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. В Декларации, в частности, было зафиксировано, что на территории Нагорно-Карабахской Республики до принятия Конституции и законов НКР действуют Конституция и законодательство СССР.  Иными словами, Нагорный Карабах вышел из состава Аз. ССР с соблюдением всех юридических формальностей, однако оставался еще в СССР, между тем как Азербайджан из состава Советского Союза к тому времени уже вышел. Так что когда в 1992 году Азербайджанская Республика получила международное признание, НКР в её составе уже не было.

Следующим правовым шагом на пути к самостоятельной государственности стало проведение в 10 декабря 1991 года, всего за несколько дней до официального распада СССР,  референдума о независимости НКР, который на основе свободного волеизъявления народа юридически оформил становление республики как независимого государства. Подготовка, проведение и подведение итогов референдума прошли в соответствии с «Временным регламентом проведения референдума в НКР».  На территории республики был образован 81 избирательный округ, в списки избирателей были включены 132 328 человек. Вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: «Согласны ли Вы, чтобы провозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим форму сотрудничества с другими государствами и сообществами?». Бюллетени для голосования были составлены на трех языках – армянском, азербайджанском и русском. Всего в референдуме приняли участие 108 736 человек, или 82,2% зарегистрированных избирателей. 99,89% принявших участие в голосовании высказались за полную независимость НКР. Следует отметить, что подавляющее большинство избирателей, не принявших участие в референдуме, составляли представители азербайджанской национальности, которые бойкотировали его по распоряжению руководства Азербайджана.  Однако этот факт никак не умаляет значение референдума и его результатов, так как неучастие в голосовании также является демократической формой волеизъявления.

Важно подчеркнуть, что референдум о независимости НКР также прошел в соответствии с международными нормами, в присутствии большой группы независимых наблюдателей и представителей средств массовой информации из разных стран. Принятый ими Акт о результатах референдума подтвердил подлинность и законность данного правового акта демократического народного волеизъявления. Наблюдатели сочли необходимым также отметить, что референдум проводился в условиях вооруженной агрессии против НКР, которая выражалась в непрекращающихся обстрелах города Степанакерта и других населенных пунктов с применением различных видов оружия, включая ракеты и артиллерию. Таким образом, референдум о независимости обеспечил полную легитимность  НКР в правовом контексте распада СССР, иными словами, Нагорный Карабах вышел из состава Азербайджана в полном соответствии с законодательством СССР, Уставом ООН и нормами международного права.

Если резюмировать, то можно сказать, что фактически Азербайджан и Нагорный Карабах при провозглашении своей независимости основывались на той  же государственно-правовой базе, то есть на законах СССР. Однако разница состоит в том, что если независимость первого была объявлена высшим законодательным органом республики, без обязательной процедуры всенародного голосования, то независимость НКР была провозглашена в результате всенародного волеизъявления на референдуме.

Взяв курс на создание независимого и демократического государства, власти НКР стали предпринимать шаги по последовательному развитию процесса государственного строительства и создавать органы власти и управления. Вслед за референдумом о независимости 28 декабря 1991 года по мажоритарной системе были проведены парламентские выборы, позволившие путем всеобщего, равного и  тайного голосования образовать высший орган государственной власти – Верховный Совет НКР. Уже 6 января 1992 года Верховный Совет на первом своем заседании принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». В ней было зафиксировано, что «исходя из неотъемлемого права народов на самоопределение, основываясь на волеизъявлении народа Нагорного Карабаха, выраженном путем состоявшегося 10 декабря 1991 года Республиканском референдуме», Верховный Совет Нагорно-Карабахской Республики утверждает независимую государственность НКР, которая имеет свой флаг, герб и гимн.  Тогда же, 6 января 1992 года, парламент сформировал первое правительство республики – Совет министров НКР, которому пришлось начинать свою работу в сложнейших условиях тотальной блокады и вооруженной агрессии Азербайджана.

Надо отметить, что с момента своего провозглашения НКР взялась за создание властных структур на основе общепринятого принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако развязанная Азербайджаном широкомасштабная война против НКР внесла серьезные коррективы в процесс государственного строительства. К лету 1992 года азербайджанскими войсками было оккупировано около половины территории республики, и чтобы противостоять новым вызовам, чрезвычайно остро встала необходимость в централизации власти с целью оперативного решения задач, проведении мобилизации всех внутренних людских и материальных ресурсов. Вот почему, создав поначалу парламентскую форму правления, власти республики вынуждены были затем пойти на фактическое ограничение полномочий парламента и правительства, демократических прав и свобод граждан. В августе 1992 года Президиумом Верховного Совета НКР было принято решение о введении в республике чрезвычайного положения и создании Государственного комитета обороны (ГКО) НКР с передачей ему всей полноты исполнительной и части законодательной власти.

Необходимость защиты молодой республики императивно выдвинула на первый план задачу создания боеспособной армии как основного гаранта безопасности НКР и ее народа. Посредством объединения под единым командованием разрозненных и автономно действовавших отрядов самообороны была сформирована регулярная Армия обороны – важный государственный институт  и гарант безопасности НКР.

Надо сказать, ГКО НКРудалось в экстремальных условиях решить возложенные на него задачи, в 1993-1994 г.г. добиться перелома на фронте и обеспечить безопасность республики и ее граждан.

После заключения в мае 1994 г. Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом трехстороннего соглашения о перемирии сама жизнь подсказала необходимость перехода к демократическим формам правления на основе четкого разделения полномочий властных структур. Верховный Совет НКР приостановил действие Государственного комитета обороны и в ноябре 1994 г. принял Закон «О Президенте  НКР», тем самым введя в республике институт президентства, что явилось качественно новым шагом в становлении государственности НКР, развитии ее государственного устройства. Вначале, в декабре 1994 года, президент НКР был избран парламентом сроком на два года, но уже в ноябре 1996 года – всенародным голосованием.

В целом за историю независимой государственности НКР в республике было проведено четыре прямых всенародных выборов президента (1996-ой, 1997-ой, 2002-ой, 2007-ой г.г.). Все они проходили в присутствии независимых международных наблюдателей, которые неизменно давали им высокую оценку, как с точки зрения организации, так и процедуры голосования, отмечали их соответствие общепризнанным международным нормам и принципам проведения демократических выборов. В соответствии с Конституцией НКР Президент является главой государства, гарантом суверенитета, независимости, территориальной целостности и безопасности НКР, Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами НКР. Он представляет НКР в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой. Президент избирается сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом республики более двух раз подряд.

Президент Республики следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

С окончанием военной фазы азербайджано-карабахского конфликта Нагорный Карабах вступил в очередной этап государственного строительства, предполагающий совершенствование структуры органов власти и управления. Жизнь диктовала необходимость реформирования также высшего органа законодательной власти – Верховного Совета НКР. Прежний парламент 1991 года созыва оказался в новых условиях крайне громоздким и неэффективным, а потому претерпел качественные и количественные  изменения.  30 апреля 1995 года в республике прошли досрочные   парламентские выборы, в результате чего был сформирован парламент нового типа, который вместо прежних 81 состоял уже из 33 депутатов и был способен действенно реагировать на динамику развития жизни, изменения в общественно-политической, социально-экономической и других сферах.  Почти через год, 19 марта 1996 года, Верховный Совет был переименован в Национальное Собрание НКР

Всего за годы независимости в Нагорно-Карабахской Республике было проведено пять парламентских выборов, на которых присутствовали независимые международные наблюдатели из разных стран, констатировавшие их соответствие демократическим стандартам. Впервые за практику парламентских выборов в Нагорном Карабахе смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система  была применена в 2005 году, при этом, однако, в парламенте превалировали мажоритарные места.

Последние выборы в Национальное Собрание НКР прошли 23 мая 2010 года. На этот раз число пропорциональных мест пусть и незначительно, но превысило число мажоритарных – 17 против 16. По итогам выборов в Национальное Собрание вошли партия «АзатАйреник» («Свободная Родина»), Демократическая партия Арцаха и Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн». В Национальном Собрании были сформированы парламентские фракции «Айреник» («Родина») – 14 мест, «Демократия» – 10 мест, «Дашнакцутюн» – 6 мест и депутатская группа «Арцахатун», состоящая из 3 независимых депутатов.

Национальное Собрание НКР представляет собой однопалатный представительный орган и является высшим законодательным органом республики. Принимаемые им законы вступают в силу после их подписания Президентом НКР. Полномочия парламента регламентируются  Конституцией НКР и Законом «О Национальном Собрании НКР». Право законодательной инициативы принадлежит Президенту НКР, депутатам и Правительству республики. Члены парламента избираются сроком на 5 лет. В структуру нынешнего Национального Собрания входят семь постоянных комиссий.

Национальное Собрание НКР эффективно сотрудничает с Национальным Собранием Республики Армения. Постоянно действует комиссия по межпарламентскому сотрудничеству НКР и РА.

Национальное Собрание НКР тесно сотрудничает также с парламентами других новых государств постсоветского пространства – Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики. Оно ведет поступательную работу по расширению рамок сотрудничества, с этой целью устанавливая и последовательно развивая связи с парламентами и парламентским  инфраструктурами различных государств – постоянными комиссиями, депутатскими фракциями, группами дружбы, отдельными парламентариями, а также общественными и политическим силами, аналитическими центрами, международными организациями. В частности, только за последние четыре с половиной года посредством взаимных визитов и организованных в разных форматах  официальных и неформальных встреч подобные связи были установлены с Российской Федерацией, Францией, Соединенными Штатами Америки, Германией, Люксембургом, Парламентской Ассамблеей Совета Европы, Сопредседательством Минской группы  ОБСЕ, другими странами и международными структурами.

Помимо президентских и парламентских выборов в НКР раз в три года проводятся выборы в органы местного самоуправления. Члены муниципалитетов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права тайным голосованием избирают органы местного самоуправления, Совет старейшин и главу общины, в том числе и мэра столицы республики – Степанакерта. Очередные выборы в органы местного самоуправления пройдут в 2011 году.

В послевоенный период шли активные процессы совершенствования системы государственной власти, и важнейшим шагом к дальнейшему укреплению государственности Нагорно-Карабахской Республики стало принятие 10 декабря 2006 года на всенародном референдуме Конституции НКР.

Надо отметить, что хотя до 2006 года у республики не было своей конституции, однако в ней действовалинеобходимые для нормальной деятельности государства конституционныезаконы, в которых были закреплены все основополагающие  положения, на основе чего были сформированы органы государственной власти и управления, определены основные принципы гражданства НКР и т.д. Принятие Основного закона, обладающего высшей юридической силой,  явилось результатом общественного согласия и стало логическим завершением процесса провозглашения в 1991 году НКР и последовавшего за этим 15-летнего периода государственного строительства. Именно с принятием Конституции начался этап конституционной истории Нагорного Карабаха, ибо именно тогда были заложены основы  конституционного строя НКР, закреплены международно-признанные права и свободы человека и гражданина.

Приняв 2 сентября 1991 года Декларацию о  провозглашении НКР и 6 января 1992 года – Декларацию о государственной независимости республики, народ НКР фактически высказался за строительство основ независимого демократического государства. Не случайно обе декларации стали базисными документами и впоследствии легли в основу нынешней Конституции, которая провозгласила основные права и свободы человека высшей ценностью.

Принятию Конституции предшествовали смена общественного строя, переход экономики к рыночным отношениям, развитие плюрализма, непосредственное осуществление власти народом путем проведения президентских и парламентских выборов и выборов органов местного самоуправления, а также навязанная Азербайджаном война. Все это не могло не отразиться на общественно-политической и социально-экономической жизни республики, что требовало коррекции действующего законодательства. Исходя из этого, в течение первых двух лет после принятия Конституции действующее  законодательство было приведено в соответствие с Основным законом республики. Разумеется, государственное строительство – это процесс непрерывный, и на каждом его этапе может возникнуть необходимость внести в законы соответствующие коррективы.

Высшим органом  исполнительной власти НКР является Правительство, которое состоит из премьер-министра, вице-премьера и министров. В соответствии с Конституцией НКР премьер-министра  назначает Президент республики с согласия Национального Собрания.  По предложению Премьер-министра Президент НКР назначает других членов Правительства.В настоящее время в структуру Правительства НКР входят 12 министерств.Кроме того, при Правительстве НКР действуют Полиция НКР, Служба национальной безопасности НКР, Служба спасения, ряд других органов управления.

В соответствии с Конституцией НКР судебная система в республике состоит из судов общей юрисдикции первой инстанции, Апелляционного Суда и Верховного Суда, а также предусмотренных законом специализированных судов.

Высшим судебным органом НКР является Верховный Суд, состоящий из Конституционной и Кассационной палат. Председатель и другие судьи Верховного Суда назначаются парламентом по предложению Президента республики.

В системе гарантий прав и свобод человека и гражданина особое место занимают конституционные гарантии судопроизводства. Право граждан на судебную защиту своих прав и свобод конкретизируется в ряде конституционных норм, закрепленных в статьях 44-50 Конституции НКР. Характер судебной защиты позволяет считать её универсальной, поскольку право на нее имеют не только отдельные граждане, но и их объединения. Судебная защита относится к числу тех прав, которые ни в коем случае не подлежат ограничению. Конституционная гарантия защиты прав человека и гражданина является особой обязанностью Верховного Суда НКР при осуществлении конституционного правосудия.

В качестве важного и достаточно эффективного гаранта защиты прав и свобод граждан в апреле 2008 года в  республике был введен институт Защитника прав человека. Он был создан в соответствии с основополагающими принципами, относящимися к статусу национальных  институтов, занимающихся защитой прав человека, которые закреплены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года. Деятельность Защитника прав человека регламентируется Конституцией и законами НКР. Основные функции омбудсмена как независимого должностного лица – это содействовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека, совершенствованию законодательства НКР о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.В августе 2009 года решением Правления Европейского института омбудсмена (ЕИО) – исполнительного органа института -  Защитник прав человека НКР был принят в члены ЕИО.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что Нагорно-Карабахская Республика является де-факто состоявшимся независимым государством, прошедшим через сложные процессы государственного строительства в тяжелых условиях внешней военной угрозы. В республике созданы и эффективно функционируют дееспособные органы государственной власти и управления, власть осуществляется народом посредством свободных выборов, действует сектор неправительственных организаций. Несмотря на то, что все эти годы Нагорный Карабах в силу своей юридической непризнанности был лишен возможности  пользоваться поддержкой международных финансовых структур, тем не менее, ему удалось преодолеть последствия развязанной Азербайджаном войны и продолжить процесс развития своих государственных институтов.

НКР осуществляет самостоятельную внешнюю политику, направленную на защиту своих национальных интересов. Главным направлением внешнеполитической деятельности  было и остается урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, достижение международного признания фактической независимости НКР. Позиция карабахской стороны основана на юридической безупречности процедуры провозглашения Нагорно-Карабахской Республики, на праве народов на самоопределение. Совершенно очевидно, что решение карабахской проблемы на условиях Азербайджана – а именно возврат к реалиям 1988 года – не имеет перспективы и грозит новой эскалацией конфликта и дестабилизацией ситуации на всем Южном Кавказе.

Альтернативы международному признанию НКР, доказавшей свою состоятельность в условиях противостояния опасному противнику, нет. Современные тенденции образования новых независимых государств, при котором превалирующую роль все более играет основополагающее международное право на самоопределение народов, позволяют надеяться, что и азербайджано-карабахский конфликт найдет свое разрешение в контексте протекающих ныне процессов мироустройства.

Леонид МАРТИРОСЯН
Главный редактор газеты "Азат Арцах
Вардгес БАГИРЯН
Депутат Национального Собрания НКР
http://theanalyticon.com/?p=748&lang=ru
Просмотров: 590 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2019