Вряд ли стоит сомневаться в том, что международные европейские
структуры заинтересованы в процессе мирного урегулирования конфликтов в
южнокавказском регионе. И хотя подобные рода утверждения аксиоматичны по
определению, предпринимаемые евроструктурами шаги в данном направлении,
в свою очередь подтверждают сказанное. Свидетельствует об этом и
резолюция Европарламента, принятая в начале апреля, в которой обобщая
итоги европейской политики в отношении граничащих с Европой стран,
отмечается важность установления практических связей с фактическими
властями и общественностью непризнанных государств.
Смелый и в определенном смысле новаторский шаг Европарламента в деле
урегулирования региональных конфликтов, в частности,
азербайджано-карабахского, безусловно, можно приписать выражению
решительного настроя европейских структур, обеспокоенных, прежде всего,
нарастанием напряженности и заталкиванием проблемы в тупик. Вполне
естественно, что европейское «новаторство» привлекло внимание как самого
международного сообщества, так и государств южнокавказского региона. Не
говоря уже о странах-посредниках в мирном урегулировании карабахского
конфликта. Следует заметить, что резолюции не принимаются всуе, либо в
качестве теоретических рассуждений по проблеме, которая в каждом
конкретном случае имеет свои особенности. Для их изучения, для более
точного их осмысления и совершаются визиты в регионы конфликта
представителями европейских структур. Применительно к нашему случаю –
депутатов Европарламента. К счастью, подобные визиты становятся для
европейских чиновников все более частыми. Более предметными. И более
отражающими реалистичное понимание вещей, предмета исследования. Если
вспомнить недавний визит в Арцах депутата Европарламента, докладчика
Европарламента по Армении, поляка Томаша Поребы, то следует отметить его
слова. сказанные в Степанкерте в беседе с журналистами: «Для того чтобы
доклад был более реалистичным и беспристрастным, считаю необходимым
провести встречу со всеми сторонами».
Понятно, что одной или двумя встречами трудно создать правильное
объективное представление о сути проблемы, о причинах и истоках
конфликта. Именно поэтому депутат Европарламента и выразил мнение, что
необходимо активизировать контакты между Арменией, Арцахом и Евросоюзом.
И сразу же попал в немилость бакинским властям. Официальный Баку
среагировал на этот вполне разумный и логичный подход к делу со
свойственной ему и ставшей уже привычной истеричностью. Томаш Пореба без
колебаний был включен в «черный список», с лишением его права на въезд в
Азербайджан. Конечно, МИД НКР не замедлил прокомментировать данное
решение, выступив с соответствующим заявлением. Но ожидать более
разумных шагов от Баку не следовало ожидать. Ведь двумя месяцами раньше
еще два депутата Европарламента, Дамиен Абад и Мишель Ривази,
представляющие Европейскую Народную партию и Союз Зеленых, также прибыли
в Арцах с ознакомительным визитом. Причем, в сферу их интересов входили
проблемы беженцев. Естественно, что во время встреч с руководителями
НКР речь по большей части шла именно о них, и европарламентарии выразили
готовность обсудить вопрос арцахских беженцев с представителями
европейских структур. Что, конечно же, не могло понравиться бакинским
властям, и два парламентария из Европы в одночасье попали в разряд
персон «non grata» для Баку.
Откровенно говоря подобная политика своеобразной «охоты на ведьм» со
стороны Баку не может не нервировать, не говоря уже о том, что по
большому счету мешает работе международных структур в деле мирного
урегулирования конфликта. Однако, следует признать, что в последнее
время подобные истеричные выпады бакинских политиков в контексте
европейской политики становятся для них же и «малопродуктивными».
Вот и совсем недавно в Степанакерте побывала делегация «Европейского
союза депортированных и изгнанных лиц». Члены организации провели ряд
встреч на высоком уровне. В частности, состоялась встреча с президентом
НКР, который выразил свою благодарность за поддержку и готовность
представить проблемы арцахских беженцев в различных европейских
инстанциях. С обеих сторон была зафиксирована готовность к будущему
сотрудничеству.
Словом, Европа зачастила в Арцах, и это не радовать не может. При
этом, участившиеся визиты представителей европейсих структур,
вовлеченных в обсуждение проблем гуманитарной сферы, не следует считать
случайностью. Безусловно, их нельзя рассматривать вне контекста
вышеупомянутой концепции Европарламента. Того же мнения придерживается.
«Тот факт, что в Европарламентом были ратифицированы пункты,
касающиеся мирного урегулирования конфликтов на основе всеобъемлющих
принципов международного права, – считает заместитель председателя
постоянной комиссии НС НКР по внешним сношениям Сергей Газарян, –
свидетельствует о том, что европейское общество действительно осознает,
что неразрешенность этих конфликтов серьезно препятствует развитию
региона. В то же время это предупреждение о возможных отрицательных
последствиях в случае «разморожения» конфликтов».
Визит делегации «Европейского союза депортированных и изгнанных лиц»,
по словам С.Газаряна, определенным образом связан с принятой концепцией
Евросоюза.
«Обнадеживает тот факт, – отмечает он, – что руководство Евросоюза
ознакомилось с позицией властей НКР относительно проблемы беженцев. В
ходе встречи с президентом республики было отмечено, что хотя
карабахская сторона, в отличие от азербайджанской, не политизирует
данные проблемы, это ни в коем случае не означает, что они не волнуют
власти НКР».
Из всего сказанног напрашивается пока такой вывод: активизация
контактов представителей международных структур с властями НКР –
закономерный процесс, не имеющий никакой связи с внешними политическими
спекуляциями азербайджанской стороны.
Что касается контактов европейских официальных лиц с властями
непризнанных государств, то, по мнению заместителя председателя
Комиссии, в Европе, безусловно, осознают, что нельзя надеяться на
успешную реализацию программы, игнорируя роль реальных субъектов
региональной политики. Эти контакты сами по себе свидетельствуют о
фактическом признании, за которым должно последовать юридическое.
Тем более, что международное право не лишено подобных примеров.
Рузан Ишханян http://defacto.am/1957.html
|