Россия предложила Западу совместно обеспечить невозобновление войны в неспокойном регионе
Россия готова стать гарантом мира на Южном Кавказе и была бы
признательна, если в этой миссии ей помогут США и Евросоюз. Заявление
главы МИД РФ Сергея Лаврова в ходе выступления на 66-й сессии
Генассамблеи ООН вызвало различные реакции в общепризнанных субъектах
Южного Кавказа. Грузия откликнулась с сарказмом, Азербайджан – с
пониманием, но не скрывая недовольства процессом карабахского
урегулирования, Армения – сдержанно-позитивно.
Реакция южнокавказских государств на заявление главы российского МИДа
может служить показательной иллюстрацией к положению самой России на
Южном Кавказе. Возможно, этой «разносторонностью» объясняется призыв к
Западу помочь быть России гарантом мира и стабильности на Южном Кавказе.
Прежде в выступлениях российских лидеров в отношении этого региона
звучала фраза «зона нашей ответственности».
«Россия твердо намерена предпринять все необходимое, для того чтобы
не допустить применения силового сценария и эскалации насилия на
Кавказе», – заявил Сергей Лавров, выступая на заседании Генассамблеи ООН
в Нью-Йорке. По его словам, при противоправном применении силы любой из
сторон «Россия готова предпринять все необходимые меры для установления
мира в регионе».
Можно ли это заявление расценивать как предупреждение о возможности
дежавю августа 2008 года, если где-то в Закавказье начнется стрельба?
Похоже на то. При этом Россия в очередной раз изъявила готовность стать
гарантом договоренностей о неприменении силы между Грузией, Абхазией и
Южной Осетией. «Приветствовали бы принятие на себя аналогичных
обязательств США и ЕС, – сказал Лавров. – В качестве гарантов будем
готовы принимать меры по невозобновлению насилия в регионе, а в случае
противоправного применения силы любой из сторон – добиваться скорейшего
урегулирования ситуации на основе действующих норм международного
права».
По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексей
Малашенко, заявление Лаврова вызвано признанием реальности, а также
нежеланием изображать из России империю на фоне вероятного возвращения в
президенты Владимира Путина. «И если у Запада, скажем, ничего не
получится в треугольнике Грузия–Абхазия–Южная Осетия, то критика в адрес
России по соответствующим вопросам утихнет», – сказал «НГ» профессор
Малашенко.
В Тбилиси на заявления Лаврова о желании России быть гарантом мира в
регионе ответили напоминаниями о потерях, которые несла Грузия,
доверяясь северному соседу. Тбилиси также четко дал понять, что
заключать договоры со «своими автономиями» не намерен, зато готов
рассмотреть вариант подписания соглашения о неприменении силы с самой
Россией. При участии международного сообщества. То есть Запада.
Большую, чем Грузия, заинтересованность в предложении Лаврова проявил
ЕС, пресс-секретарь верховного представителя которого по внешней
политике Майя Коцьянчич заявила журналистам, что оно «затрагивает
некоторые аспекты сложной ситуации вокруг конфликта в Грузии, которые
нам необходимо изучить подробнее».
«Мы продолжим продвигать дополнительные возможности для мирного
урегулирования карабахского конфликта, которые появились в результате
усилий и при посредничестве России. Мы продолжим в рамках Минской группы
ОБСЕ совместно с партнерами – Францией и США – продвигать мирное
решение конфликта, – обратился к армяно-азербайджанскому конфликту
Лавров. – В рамках «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ вместе с
американскими и французскими партнерами будем продвигать комплекс мер
доверия и укрепления режима прекращения огня».
Называя вещи своими именами, глава МИД РФ оптимальным в карабахском
направлении фактически указал статус-кво: переговоры под патронажем МГ
ОБСЕ, с небольшим усилением давления то на одну сторону конфликта, то на
другую, с отказами подписать предлагаемые документы то одной стороны,
то другой. Это может еще как-то устраивать Ереван. Но не Баку.
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, выступая с
той же трибуны, обозначил условия, которые могут способствовать
прогрессу в урегулировании. Нового он ничего не сказал, перечислив
требования, которые без признания независимости Нагорного Карабаха не
приемлет армянская сторона: вывод армянских вооруженных сил, возвращение
беженцев, «создание условий для мирного сосуществования азербайджанцев и
армян в регионе нагорнокарабахского конфликта в рамках территориальной
целостности». «Азербайджан все еще сохраняет свою заинтересованность,
мотивацию и терпение в очень трудном и чувствительном процессе
переговоров... Мы считаем, что международное сообщество убедит армянскую
сторону... В свою очередь, мы готовы гарантировать высокий уровень
самоуправления для этого региона в составе Азербайджанской Республики», –
заявил Мамедъяров. В интонациях главы МИДа явно прозвучали нотки
разочарования многолетними, но бесплодными переговорами. Более хлестко
по этому поводу в эти же дни высказался его заместитель Халаф Халафов на
встрече в Баку с делегацией парламента Аргентины: «Мирные переговоры не
дают результатов из-за неготовности руководства Армении к освобождению
оккупированных территорий». Что следует из столь «бесхитростного»
заявления при условии недопустимости Азербайджаном утраты НКР, пояснять,
наверное, не стоит. С этой точки зрения заявление о готовности России
быть гарантом мира могло озадачить Баку и одновременно оказать
седативное воздействие на армянскую сторону.
В Ереване в очередной раз подчеркнули: компромисс подразумевает
взаимные уступки, а у Азербайджана – одни требования и эфемерные
обещания «когда-нибудь провести референдум по статусу Нагорного
Карабаха», «обеспечить демократические нормы и гражданские свободы
карабахцам» и пр. «Странно слышать об этом от руководителей страны,
которая не раз критиковалась в ПАСЕ за регресс в демократических
процессах, – заявила глава постоянной комиссии по вопросам
евроинтеграции парламента Армении Наира Зограбян. – В Азербайджане были
приняты поправки в Конституцию, отменившие в качестве предельного
избрание президента на два срока. В стране... где санкционировано
пожизненное правление, говорить о демократии бесполезно», – заявила она.
«Конечно, толковать со стопроцентной уверенностью слова господина
Лаврова невозможно. В проецировании на карабахскую проблему совместный
подход возможен, если Россия, США и ЕС, скажем, при непротивлении Турции
сформулируют условия, которые в ладах с реальностью и в качестве
единственного пути разрешения конфликта Еревану и Баку предложат
пакетное соглашение. Моя позиция в этом вопросе общеизвестна: признать
суверенитет НКР, передать Азербайджану территории вокруг Карабаха, кроме
Лачинского района, вернуть беженцев», – заявил «НГ» директор Института
стран СНГ, депутат Госдумы Константин Затулин. По его словам, позиции
России и Запада по карабахскому конфликту достаточно близки. «Если же
Лавров имел в виду, что Россия может договориться с Западом по всем
южнокавказским вопросам, то в это я не верю – у нас совершенно разное
видение ситуации в Грузии, Абхазии, Южной Осетии», – сказал Затулин
«НГ». Подробнее: http://www.ng.ru/cis/2011-09-29/6_zakavkazie.html
|