Четверг, 02.05.2024, 01:07

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Июль » 28 » Об элите
11:31
Об элите
Вы слышали, наверно, высказывание На­полеона Бона­пар­та: «Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Вот так же примерно и с элитой. Можно даже и перефразировать: «Народ который неспособен выпестовать свою элиту, станет неизбежно рабом чужой». А можно сказать и иначе: «Элита, которая неспособна обеспечить конкурентоспособность и выживаемость своего народа, обречена на его презрение и унижения со стороны других».
 Понятие «элита» трактуется по-разному, но никто не оспаривает основного: в элите сконцентрирован опыт, знания, интеллект, духовные ценности и память народа. Формирование элитных групп в разные эпохи и в разных обществах может основываться на происхождении, прихоти властителей, богатстве, личных заслугах и проч. Но многие социологи выделяют, на мой взгляд, главное необходимое качество — истинность, подлинность элиты. Незави­симо от происхождения элитной группы ее подлинность определяется через призму многих критериев, важнейшим среди которых, несомненно, следует признать следующий: элитой называют тот слой общества (или его части), который является носителем самых значительных ценностей, присущих этому обществу. И общество это, в свою очередь, признает неоспоримое превосходство и компетенцию элиты в тех или иных сферах деятельности: политической, культурной, экономической, социальной и др. Почему же признает? Только потому, что ясно видит: все качества, которыми обладает эта социальная группа и которые, собственно, отличают подлинную элиту, служат принесению максимальной пользы своему обществу при минимальных для него потерях.
 В армянском обществе с легкой руки журналистов и рекламных агентств слово «элита» приобрело совсем другое значение. Появились «элитарные» дома, женские прокладки, автомобили, мебель, унитазы, водка, курорты, кафель и проч. А «элитой» стали обозначать только и только представителей власти — министров, депутатов, олигархов, прокуроров, генералов, для которых, по-видимому, и предназначены эти дома, машины, унитазы и т. д.
На самом деле элита вовсе не обязательно бывает властью или во власти. А у нас в роли элиты оказались те, кто заменил собой советскую номенклатуру, а именно: бывшие комсомольские активисты, водители большегрузных автомобилей, буфетчики, недоучки-физики, председатели совхозов, цеховики, фарцовщики и бывшие кухонные болтуны, а теперь уже и их отпрыски. Одним словом, публика с высшим образованием, но без среднего. Это и есть социальная база той несменяемой власти, которая под различными партийными вывесками торчит на нашей политической авансцене уже два десятилетия. Вокруг нее и под нею сформировался вспомогательный слой, состоящий из представителей бизнес-сообщества, «экспертов»-политологов, высокопоставленных чиновников, шоуменов, руководителей правящей партии среднего звена, владельцев СМИ, самопровозглашенных «звезд» эстрады и экрана, и даже, к сожалению, некоторых представителей духовенства. На­стоя­щие ученые, поэты, музыканты и художники оказались невостребованными в армянской модели элиты. Вместо них во вспомогательный эшелон сгребли наиболее цепких и пронырливых представителей суррогатной науки и рабис-культуры. Вся эта смесь выделяется некоторыми социологами в отдельный слой общества, называемый псевдо- или эрзац-элитой. Она обладает только внешними приметами элиты; ценности ее представителей не выходят за пределы собственных интересов. Если подлинная элита способна гибко изменить видение мира — как свое, так и всего социума, исходя из потребностей последнего, но не поступаясь его интересами, то эрзац-элита избегает всего по-настоящему нового, неожиданного, не способна ориен­тироваться в непривычных ситуациях, но при этом может легко увлечься блестящей приманкой, не замечая опасности. Элита с готовностью берет на себя ответственность за судьбу отечества. Эрзац-элита с удовольствием берет в свои руки бразды правления и связанные с этим привилегии, но никак не ответственность. Если настоящая элита видит свое предназначение в творческой деятельности ради общественных интересов, то эрзац-элита стремится к полному преобладанию над обществом, к полному его подавлению. По­этому подлинная элита служит обществу, а псевдоэлита заставляет общество служить себе. В результате подлинная элита своими социальными качествами, в первую очередь преданностью национальным интересам и требовательностью к самой себе, заслуживает уважение и авторитет, а псевдоэлита насаждает свой авторитет силой и хитростью, используя лжепатриотическую риторику, напускную важность и внешние атрибуты превосходства: шикарные виллы, автомобили, наряды и прически, батальоны толстомордых телохранителей, сложные бюрократические процедуры и протоколы и т.д. Требователь­ность к самой себе дает истинной элите право быть требовательной к народу, тогда как эрзац-элита добивается признания и престижа раздачей заведомо лживых посулов и обещаний. Подлинная элита может и не быть властью или при власти; эрзац-элита без этого существовать не может. И самое главное: представители истинной элиты умеют уступить и отойти в сторону; эрзац-элита будет отстаивать свое положение любой ценой. Поэтому подлинная элита способна мечтать и, в отличие от псевдоэлиты, никогда не становится пленницей голого прагматизма...
 Теперь сравним вышеописанные характеристики с окружающей нас реальностью. Думаю, читатель, мы видим достаточно точное отражение того, что у нас есть, и того, чего у нас нет. Истинной элиты нет. Почему нет — это отдельный и очень сложный вопрос, мы посвятим ему отдельную статью. А наличествует у нас полновластие эрзац-элиты. Давайте посмотрим, как это отражается на политической, социальной, экономической и культурной жизни нашего общества.
 Читателю, несомненно, знакомо понятие «золотого миллиарда». Не стану детально углубляться в истоки и обоснования этой концепции, уходящей в глубь веков к теориям Т. Мальтуса. Изложим все просто: ресурсы мира ограничены и обеспечить достойный жизненный уровень могут только приблизительно одному миллиарду человек. Этот «золотой миллиард» или, допустим, полтора миллиарда, составляет население развитых европейских, североамериканских и некоторых других стран. Остальным, согласно этой концепции, уготована роль вечно прозябающей мировой провинции, с дешевой рабочей силой, сырьем и иногда туристическими красотами. При этом притягательный клуб «золотого миллиарда» отнюдь не закрытый клуб; демографические проблемы внутри него заставляют хозяев держать дверь приоткрытой. Вход, конечно, не для всех, впускают выборочно. С удовольствием впускают, например, талантливых молодых программистов, врачей или экономистов из периферийных стран: из Индии, Пакистана, Китая, Армении, России. Это принято называть утечкой мозгов. Богатым потенциальным инвесторам тоже не отказывают, даже тем, у кого в прошлом есть криминальные пятна. Гораздо реже, исходя из политических интересов или соображений собственной безопасности, впускают целые страны и регионы (Восточную Европу, например), которыми отгораживаются от опасных соседей. Все же в целом предпочитают индивидуальный допуск. В этих условиях армянская эрзац-элита делает все, чтобы открыть лично себе путь в этот престижный клуб, а судьба остающихся на родине или тех, кто от нищеты и неопределенности просто разбредается по планете, псевдоэлиту абсолютно не интересует. Тогда как подлинные элиты в тех странах, где они есть, борются за то, чтобы частью «золотого миллиарда» становились не отдельно избранные их соотечественники, а все их общество, вся страна. (Так, кстати, поступает высшее руководство Турции, с завидным упорством рвущееся в Европейский Союз.) А Армения до сих пор окончательно не определилась со своим отношением к европейской интеграции; во всяком случае, реальные, а не декларативные шаги в этом направлении пока что не очень заметны. Конечно, постиндустриальные тенденции могут отправить теорию «золотого миллиарда» в архив, но здесь важно понять отношение верхушки общества к этой проблеме. Атрофия чувства ответственности армянской эрзац-элиты отлично видна на одном поразительном примере: до сих пор почти ни один из Чрезвычайных и Полномоч­ных Послов Республики Ар­ме­­ния в Российской Федера­ции не соблагоизволил вернуться на родину после завершения срока службы. Если кому-то кажется, что это не так уж важно, или что такое может пройти незамеченным для дипломатических кругов России или других стран и не оставить позорного пятна на политической репутации нашей страны, то этот кто-то жестоко заблуждается. А нашей псевдоэлите хоть бы хны. Можно привести и другие примеры, с другими странами, но зачем? Вопрос ведь не о госслужащих-невозвращенцах (их можно понять: после комфортного заграничного существования отечественный беспредел не очень привлекателен). Вопрос в выводах, которые сделала (или не сделала) из этой проблемы власть. Это всего лишь один пример поведения эрзац-элиты, наносящего трудноизмеримый вред своему социуму. Его мы привели, так сказать, для затравки.
А в следующем номере мы посмотрим, как откликается армянская эрзац-элита на важнейшие проблемы, которые ставят перед ней время и общество.

В. МАРИНОСЯН
http://www.sobesednik.am/ru/politic/3110----6--

Просмотров: 668 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024