Вы слышали, наверно, высказывание Наполеона Бонапарта: «Народ,
который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Вот так же
примерно и с элитой. Можно даже и перефразировать: «Народ который
неспособен выпестовать свою элиту, станет неизбежно рабом чужой». А
можно сказать и иначе: «Элита, которая неспособна обеспечить
конкурентоспособность и выживаемость своего народа, обречена на его
презрение и унижения со стороны других». Понятие «элита» трактуется
по-разному, но никто не оспаривает основного: в элите сконцентрирован
опыт, знания, интеллект, духовные ценности и память народа.
Формирование элитных групп в разные эпохи и в разных обществах может
основываться на происхождении, прихоти властителей, богатстве, личных
заслугах и проч. Но многие социологи выделяют, на мой взгляд, главное
необходимое качество — истинность, подлинность элиты. Независимо от
происхождения элитной группы ее подлинность определяется через призму
многих критериев, важнейшим среди которых, несомненно, следует признать
следующий: элитой называют тот слой общества (или его части), который
является носителем самых значительных ценностей, присущих этому
обществу. И общество это, в свою очередь, признает неоспоримое
превосходство и компетенцию элиты в тех или иных сферах деятельности:
политической, культурной, экономической, социальной и др. Почему же
признает? Только потому, что ясно видит: все качества, которыми обладает
эта социальная группа и которые, собственно, отличают подлинную элиту,
служат принесению максимальной пользы своему обществу при минимальных
для него потерях. В армянском обществе с легкой руки журналистов и
рекламных агентств слово «элита» приобрело совсем другое значение.
Появились «элитарные» дома, женские прокладки, автомобили, мебель,
унитазы, водка, курорты, кафель и проч. А «элитой» стали обозначать
только и только представителей власти — министров, депутатов, олигархов,
прокуроров, генералов, для которых, по-видимому, и предназначены эти
дома, машины, унитазы и т. д. На самом деле элита вовсе не
обязательно бывает властью или во власти. А у нас в роли элиты оказались
те, кто заменил собой советскую номенклатуру, а именно: бывшие
комсомольские активисты, водители большегрузных автомобилей, буфетчики,
недоучки-физики, председатели совхозов, цеховики, фарцовщики и бывшие
кухонные болтуны, а теперь уже и их отпрыски. Одним словом, публика с
высшим образованием, но без среднего. Это и есть социальная база той
несменяемой власти, которая под различными партийными вывесками торчит
на нашей политической авансцене уже два десятилетия. Вокруг нее и под
нею сформировался вспомогательный слой, состоящий из представителей
бизнес-сообщества, «экспертов»-политологов, высокопоставленных
чиновников, шоуменов, руководителей правящей партии среднего звена,
владельцев СМИ, самопровозглашенных «звезд» эстрады и экрана, и даже, к
сожалению, некоторых представителей духовенства. Настоящие ученые,
поэты, музыканты и художники оказались невостребованными в армянской
модели элиты. Вместо них во вспомогательный эшелон сгребли наиболее
цепких и пронырливых представителей суррогатной науки и рабис-культуры.
Вся эта смесь выделяется некоторыми социологами в отдельный слой
общества, называемый псевдо- или эрзац-элитой. Она обладает только
внешними приметами элиты; ценности ее представителей не выходят за
пределы собственных интересов. Если подлинная элита способна гибко
изменить видение мира — как свое, так и всего социума, исходя из
потребностей последнего, но не поступаясь его интересами, то эрзац-элита
избегает всего по-настоящему нового, неожиданного, не способна
ориентироваться в непривычных ситуациях, но при этом может легко
увлечься блестящей приманкой, не замечая опасности. Элита с готовностью
берет на себя ответственность за судьбу отечества. Эрзац-элита с
удовольствием берет в свои руки бразды правления и связанные с этим
привилегии, но никак не ответственность. Если настоящая элита видит свое
предназначение в творческой деятельности ради общественных интересов,
то эрзац-элита стремится к полному преобладанию над обществом, к полному
его подавлению. Поэтому подлинная элита служит обществу, а псевдоэлита
заставляет общество служить себе. В результате подлинная элита своими
социальными качествами, в первую очередь преданностью национальным
интересам и требовательностью к самой себе, заслуживает уважение и
авторитет, а псевдоэлита насаждает свой авторитет силой и хитростью,
используя лжепатриотическую риторику, напускную важность и внешние
атрибуты превосходства: шикарные виллы, автомобили, наряды и прически,
батальоны толстомордых телохранителей, сложные бюрократические процедуры
и протоколы и т.д. Требовательность к самой себе дает истинной элите
право быть требовательной к народу, тогда как эрзац-элита добивается
признания и престижа раздачей заведомо лживых посулов и обещаний.
Подлинная элита может и не быть властью или при власти; эрзац-элита без
этого существовать не может. И самое главное: представители истинной
элиты умеют уступить и отойти в сторону; эрзац-элита будет отстаивать
свое положение любой ценой. Поэтому подлинная элита способна мечтать и, в
отличие от псевдоэлиты, никогда не становится пленницей голого
прагматизма... Теперь сравним вышеописанные характеристики с
окружающей нас реальностью. Думаю, читатель, мы видим достаточно точное
отражение того, что у нас есть, и того, чего у нас нет. Истинной элиты
нет. Почему нет — это отдельный и очень сложный вопрос, мы посвятим ему
отдельную статью. А наличествует у нас полновластие эрзац-элиты. Давайте
посмотрим, как это отражается на политической, социальной,
экономической и культурной жизни нашего общества. Читателю,
несомненно, знакомо понятие «золотого миллиарда». Не стану детально
углубляться в истоки и обоснования этой концепции, уходящей в глубь
веков к теориям Т. Мальтуса. Изложим все просто: ресурсы мира ограничены
и обеспечить достойный жизненный уровень могут только приблизительно
одному миллиарду человек. Этот «золотой миллиард» или, допустим, полтора
миллиарда, составляет население развитых европейских,
североамериканских и некоторых других стран. Остальным, согласно этой
концепции, уготована роль вечно прозябающей мировой провинции, с дешевой
рабочей силой, сырьем и иногда туристическими красотами. При этом
притягательный клуб «золотого миллиарда» отнюдь не закрытый клуб;
демографические проблемы внутри него заставляют хозяев держать дверь
приоткрытой. Вход, конечно, не для всех, впускают выборочно. С
удовольствием впускают, например, талантливых молодых программистов,
врачей или экономистов из периферийных стран: из Индии, Пакистана,
Китая, Армении, России. Это принято называть утечкой мозгов. Богатым
потенциальным инвесторам тоже не отказывают, даже тем, у кого в прошлом
есть криминальные пятна. Гораздо реже, исходя из политических интересов
или соображений собственной безопасности, впускают целые страны и
регионы (Восточную Европу, например), которыми отгораживаются от опасных
соседей. Все же в целом предпочитают индивидуальный допуск. В этих
условиях армянская эрзац-элита делает все, чтобы открыть лично себе путь
в этот престижный клуб, а судьба остающихся на родине или тех, кто от
нищеты и неопределенности просто разбредается по планете, псевдоэлиту
абсолютно не интересует. Тогда как подлинные элиты в тех странах, где
они есть, борются за то, чтобы частью «золотого миллиарда» становились
не отдельно избранные их соотечественники, а все их общество, вся
страна. (Так, кстати, поступает высшее руководство Турции, с завидным
упорством рвущееся в Европейский Союз.) А Армения до сих пор
окончательно не определилась со своим отношением к европейской
интеграции; во всяком случае, реальные, а не декларативные шаги в этом
направлении пока что не очень заметны. Конечно, постиндустриальные
тенденции могут отправить теорию «золотого миллиарда» в архив, но здесь
важно понять отношение верхушки общества к этой проблеме. Атрофия
чувства ответственности армянской эрзац-элиты отлично видна на одном
поразительном примере: до сих пор почти ни один из Чрезвычайных и
Полномочных Послов Республики Армения в Российской Федерации не
соблагоизволил вернуться на родину после завершения срока службы. Если
кому-то кажется, что это не так уж важно, или что такое может пройти
незамеченным для дипломатических кругов России или других стран и не
оставить позорного пятна на политической репутации нашей страны, то этот
кто-то жестоко заблуждается. А нашей псевдоэлите хоть бы хны. Можно
привести и другие примеры, с другими странами, но зачем? Вопрос ведь не о
госслужащих-невозвращенцах (их можно понять: после комфортного
заграничного существования отечественный беспредел не очень
привлекателен). Вопрос в выводах, которые сделала (или не сделала) из
этой проблемы власть. Это всего лишь один пример поведения эрзац-элиты,
наносящего трудноизмеримый вред своему социуму. Его мы привели, так
сказать, для затравки. А в следующем номере мы посмотрим, как
откликается армянская эрзац-элита на важнейшие проблемы, которые ставят
перед ней время и общество.
В. МАРИНОСЯН http://www.sobesednik.am/ru/politic/3110----6--
|