Геополитические
сдвиги начала ХХ в. (Первая мировая война, революция 1917 года, падение
Российской и Оттоманской империй) обернулись для Армении тяжелейшим
испытанием – Геноцидом и потерей Западной Армении. Потрясения конца ХХ
века, вызванные поражением СССР в холодной войне, также негативно
отразились на армянском обществе: мы понесли тяжелый урон в
экономической, социально–демографической и особенно в
научно-технологической областях. Однако наряду с потерями благодаря
цивилизационным ресурсам и накопленному во Второй Республике потенциалу
Армения смогла отчасти реализовать свои национальные задачи: она
победила в Арцахской войне и сумела сформировать Третью и
Нагорно-Карабахскую республики.
Известно, что де-юре Республика Армения и Нагорно-Карабахская
Республика обрели свой статус независимого государства в 1991г.
Представляется, однако, что этот этап нашей истории следует датировать с
20 февраля 1988г., когда Областной совет НКАО принял решение о выходе
из состава Азербайджана и присоединении к Армении, а на Театральной
площади в Ереване состоялся первый массовый митинг.
Если же попытаться систематизировать этапы пройденного нашим
обществом пути в тот период, то можно представить следующую, несколько
условную схему:
1. Формирование национального
общественно-политического движения, демонтаж советской системы,
фактический и юридический выход Армении из состава СССР (1988-1991гг.).
2. Организация вооруженного сопротивления
азербайджанской агрессии: вначале – стихийного, потом – в форме
добровольческих отрядов и регулярной армии. Этот процесс завершился
победой над Азербайджаном и подписанием перемирия в Бишкеке
(1989-1994гг.).
3. Процесс становления национального государства в формате двух армянских республик – РА и НКР (1990г. – по сей день).
Победу в арцахском противостоянии часто приписывают исключительно
осознанию правоты своего дела, патриотизму, храбрости и энтузиазму
народа. Безусловно, без этих факторов нельзя было победить, однако они
формировались и за счет других объективных обстоятельств. Попытаемся
выделить основные, сыгравшие важную роль на этом этапе нашей истории.
АРМЕНИЯ, В ОТЛИЧИЕ от других республик региона,
имеет исторический опыт национально-государственного управления и
самоорганизации. Даже в те периоды нашей истории, когда была потеряна
государственная атрибутика, национальная элита в той или иной форме
сохраняла управляемость – именно в смысле национальных ценностей и
устремлений – если не всего национального сообщества, то как минимум
основных его сегментов.
В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ республиках была сформирована
политическая элита нового типа. Невзирая на идеологический антагонизм
между деятелями Первой и Второй республик, они в целом сделали многое
для сохранения и развития национальных идей. После падения Первой
Республики Гарегин Тер-Арутюнян, Драстамат Канаян и др. продолжили свою
деятельность в Диаспоре, и их заслуга в деле сохранения армянства
велика. В Армянской ССР была сформирована новая плеяда политических
деятелей (Ал.Мясникян, Я.Заробян и др.), которые сумели сохранить в
армянском обществе национальные идеи, направленные, в частности, на
признание фактов Геноцида и потери Западной Армении, воссоединение
Арцаха, Нахиджевана и Джавахка с Арменией. Высокий уровень политической
культуры был характерен и для НКАО, где борьбу за присоединение к
Армянской ССР возглавили представители партийно-хозяйственной элиты
(Р.Кочарян, С.Саргсян и другие).
АРМЯНСКОМУ ОБЩЕСТВУ всегда было присуще пиететное
отношение к военному делу. К тому же в народе удивительным образом
сохранились многовековые традиции и навыки иррегулярного вооруженного
сопротивления, что проявилось в годы арцахского противостояния.
Сочетание оперативного искусства кадрового офицерства (Н.Тер-Григорян,
Г.Далибалтаян, Х.Иванян, С.Оганян, А.Тер-Татевосян и других) и
тактической одаренности командиров добровольческих отрядов (С.Бабаян,
Л.Азгалдян, А.Гулян, М.Мелконян и другие) позволило победить хорошо
оснащенного противника.
АРМЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО сумело эффективно использовать
70-летний период пребывания в составе СССР. Республика к концу 80-х
превосходила своих региональных соседей в сфере образования, науки и
техники, а также в индустриальном развитии. Наличие "критической массы
интеллектуалов", имевших высокий социальный статус, положительно влияло
на духовно-идейное состояние общества, и вполне закономерно, что в
составе комитета "Карабах" превалировали представители именно этого
сегмента общества (И.Мурадян, В.Манукян, Л.Тер-Петросян, Р.Казарян,
А.Манучарян и др.).
НЕСМОТРЯ НА ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ограничения, Вторая
Республика была своеобразной "свободной культурной зоной" в СССР, где
активно творили многие крупные писатели (А.Исаакян, П.Севак), художники
(М.Сарьян, Гр.Ханджян) и композиторы (Т.Мансурян, A.Бабаджанян), что
благоприятно сказывалось на общем климате общества. Не случайно, что в
добровольческих отрядах было большое число представителей творческой
интеллигенции.
Однако после победы в войне и завоевания суверенитета Армения,
оказавшись вне имперского пространства, столкнулась с новыми вызовами,
одним из которых является процесс девальвации столь желанного
суверенитета государства. Так или иначе, все союзные республики и страны
"народной демократии" обрели атрибуты суверенитета, однако реальный
политический статус некоторых из них немногим отличался от прежнего:
разница заключалась лишь в том, что центр управления сместился из Москвы
в Вашингтон. Часть этих стран получила в аналитической литературе
определение proxy, что можно перевести как "управляемая по
доверенности", или же как страна "с внешним управлением".
В наступивший после холодной войны период кристаллизации монополярной
системы появилось множество публикаций о неизбежном конце государства.
За основу концепта принималось то, что процессы интеграции, возрастающая
роль транснациональных компаний (ТНК) и неправительственных организаций
неизбежно снижают суверенность государства, которое при таких условиях
стремится перепоручать свои функции другим структурам.
В свете этого представим некоторые факты о ТНК, считающихся
"основными виновниками конца государства". Считается, что первой
транснациональной компанией был Орден тамплиеров. Сегодня же, по данным
ООН, существует уже более 65 тыс. ТНК, в которых занято свыше 74 млн
человек. Характерно, что 52 из 100 наибольших экономик в мире являются
ТНК и лишь 48 – государства. Примечательно, что из 500 крупнейших ТНК
примерно одна треть приходится на США.
Но у сторонников концепции "конца государства" есть серьезные
оппоненты - в защиту национального государства выступают философы,
крупные политологи и эксперты авторитетных "мозговых трестов". Они
полагают, что суверенные государства, несмотря на трансформации,
останутся основными субъектами международных отношений и наиболее
эффективным инструментом управления. По мнению американских военных
аналитиков, главным вызовом для национальных государств является
деятельность террористических организаций типа "Аль-Каиды".
Противостоять этому возможно лишь при сохранении и развитии
национального государства. Аналогичную позицию занимают и европейцы,
которые традиционно являются большими "государственниками", нежели
американцы.
Весомые аргументы придал "государственникам" кризис 2009г., когда
оказалась, что без государственного вмешательства преодолеть системные
потрясения невозможно. Кризис заставил более критично отнестись к догмам
ультралиберальной экономики, элементами которой являются и ТНК. Однако
наиболее радикально укрепило "позиции" национального государства
формирование многополярного миропорядка, предполагающего наличие
нескольких центров силы и, соответственно, ведение разновекторной
политики, возможное лишь при сильной государственной организации. Еще
более высоки требования к государственной организации, когда имеются
серьезные проблемы в сфере безопасности. Все эти обстоятельства
характерны и для Армении, которая:
ИЗ-ЗА ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ с политическим статусом
НКР, находится в состоянии военно-политической конфронтации с
Азербайджаном. Эта конфронтация фактически протекает в режиме "окопной
войны".
ПО ПРИЧИНЕ ПРОЦЕССОВ, связанных, в частности, с
международным признанием Геноцида, имеет неурегулированные, часто
переходящие в политическое противостояние, отношения с союзницей
Азербайджана Турцией. Эта страна осуществляет блокаду коммуникаций
Армении, т.е. отношения с ней можно характеризовать как ситуацию "ни
войны ни мира".
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ предполагают ведение
многовекторной, но не очень комфортной с дипломатической точки зрения
политики как со стратегическим союзником Армении – Россией (ОДКБ), так и
с Западом (США, НАТО, ЕС).
Другой проблемой, которую нельзя решить без эффективного государства,
являются внутренние вызовы. Дважды – в октябре 1999г. после расстрела
политических лидеров в парламенте и после попытки радикальной оппозиции
совершить "цветную революцию" в марте 2008г. – Армения оказывалась в
крайне сложной обстановке. Не вызывает сомнений, что разрешение этих
кризисов было бы невозможно без энергичных мер со стороны
государственных структур.
Но задача укрепления армянской государственности актуальна не только в
свете внешних и внутренних угроз. Сплочение Диаспоры в контексте
национальных интересов, даже при том, что сетецентричная система
организации в данном случае является оптимальной, также предполагает
наличие идеологического центра, которым должно быть и может быть только
сильное армянское государство.
Перечисленные факторы просто принуждают Армению иметь
эффективное государство с предельно мобилизованными ресурсами и
максимально высоким уровнем суверенитета. Такова предельно ясная логика
нашей национальной безопасности.
Гагик ТЕР-АРУТЮНЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20168/society/13307/
|