"Монастырский звонарь зазвонил
среди гор…"
Мисак Мецаренц
После публикации в "ГА" статьи "Как спасти общехристианские
святыни" в интернете был помещен материал "Спасите христианские святыни в
Западной Армении" (о защите армянских памятников в Турции) Рубена
Мелконяна, в которой он рассказал грустную историю о том, как
криптоармяне сохраняют свою идентичность, совершая паломничество в
монастырь на горе Марута.
Тогда я подумала: ведь это Сасун – южный район исторической
Армении, восточное побережье озера Ван. На самом деле речь идет о
сасунцах, о героизме и храбрости которых с восхищением пишут историки
Самуэл Анеци, Товма Арцруни, Асохик, Вардан Великий и др.
Все они рассказывают о том, что, когда наместник Апусет при халифе
Джафаре (Джабр), приехав в Армению, схватил спарапета Смбата и в оковах
послал его к халифу, то в ответ на это поднялось восстание в Сасуне.
Повстанцы убили Апусета и изгнали его войско. Согласно Самуэлу Анеци,
это событие произошло в 850 году.
Автор статьи "Спасите христианские святыни в Западной Армении"
говорит о криптоармянах, то есть о тех армянах, которые в результате
известных событий все еще остаются обращенными в ислам и не решаются
открыто заявить о своей национальной принадлежности и истинном
вероисповедании.
И это - в ХХI веке! Но ретроспективный взгляд открывает традиционную
принципиальность, непоколебимость, преданность сасунцев родине и вере,
что было для них неотделимо одно от другого. Героизм в любых условиях,
перед лицом самых жестоких испытаний всегда был присущ сасунцам.
Когда военачальник Буга, тюрок по происхождению, "человек хитрый и
нечестивый", обманом все-таки завлек спарапета Смбата к Джафару,
заключившему Смбата в темницу, дабы он отрекся от Христа, тот не
подчинился. Он так и умер в темнице, "сподобившись имени мученика".
Именно жестокие расправы Буги с "непокорными армянами", его
вероломство в Сасуне, избиение мушцев и многое другое подняли армянский
народ на борьбу против него, что и нашло отражение в эпосе "Давид
Сасунский".
Но заглянем вновь в "Историю Страны Армянской" столетия спустя. Как
пишет Киракос Гандзакеци, "неприступная страна Сасун тоже подчинилась
татарам". Садун - атабек и амирспасалар, великий князь Махканаберда,
владетель Ахпата, был человек сильный и храбрый в бою, "так что
Хулагу-хан почитал его наряду с первыми своими богатырями". Он пожаловал
Садуну Сасунскую область, но обязал участвовать в их походах. Позже
татары изменили своей клятве и вырезали множество сасунцев. История
учит, но учимся ли мы у нее?!
Из нашего национального эпоса "Давид Сасунский" мы знаем и о
монастыре на горе Марута, в частности, что он был основан отцом Давида –
Мгером-старшим в честь Всевышней Девы Марии. После смерти Мгера арабы
разрушили храм.
Это могила отца твоего.
Здесь храм стоял, разрушился он.
Отец твой, Мгер, воздвиг его,
И имя дал ему –
Марута Всевышняя Дева.
Как только умер твой отец,
Мсра-Мелик напал, все стены разрушил, снес.
По мнению некоторых специалистов, Марута-лер была святилищем еще в
языческие времена. Название монастыря, построенного на вершине в средние
века в честь Богородицы, произошло от названия самой высокой вершины
сасунских гор – Марута-лер и стало ассоциироваться с Девой Марией. По
названию монастыря стала называться и Богородица. В эпосе зафиксирован
этот факт: "О Всевышняя дева Марута"..
Мсра-Мелик отправил войско с повелением разграбить и разрушить
отстроенный храм . Но Давид восстанавливает былую мощь Сасуна, снова
отстроив храм – свидетельство силы и независимости. Причем отстраивает
он его дважды. Храм рухнул, и Марута в видении велела Давиду положить в
основание храма меч:
Сними ты с пояса меч,
Заложи мой храм на мече своем…
Чтоб на крепкой основе стояла я.
Этим подтверждается библейская истина: "Не отдавай своей святыни
псам". А чтобы людям удобнее было совершать паломничество к храму, Давид
соорудил и мост, соединивший Сасун с горой Марута, который и называется
Давидов мост. Но не унимался Мсра-Мелик и снова и снова разрушал и
грабил храм:
Я должен всадников взять, поскакать
И храм Марута разграбить, снести.
Совершив свое злодейство, он похвалялся:
Надругались мы над Давида отцом,
И монастырь разграбили мы,
Вардапетов сорок его, монахов сорок
Перерезали мы.
Но именем Всевышней Маруты Давид побеждает Мсра-Мелика - врага своего
народа. Взмолившись: "Хлеб и вино, сущий Господь! Всевышняя Дева
Марута!" - Давид повергает своих врагов и изгоняет из родного Сасуна.
Господь говорит: "Но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и
другую", - но ведь Он же наставляет: "Не отдавай своей святыни псам".
Оба эти наставления должны работать, а как и когда – надо понимать
правильно.
В середине IХ столетия народ снова взялся за оружие. Участие в этом
восстании горцев Сасуна и Хута предрешило победу. Именно они убили
кровожадного и вероломного правителя Юсуфа и истребили его
воинов-карателей, не надеясь на "международные структуры". Сирийские
первоисточники еще в VIII веке писали об освободительной борьбе "жителей
гор" (так называли сасунцев), когда восстание перекинулось в
неприступные горы Сасуна, которые и были опорой людям, могучим, как
горы.
Историк Аракел Даврижеци в памятной записи рукописи Айсмавурк
рассказывает, что в царствование Джаханшаха (1435-1467), самого
могущественного из племени кара-коюнлу, покорившего всю Персию,
Католикос Ахтамарский - владыка Закарий, услышав о том, что нависла
опасность разрушений и грабежей над Багешем и Мушем, Хутом и Сасуном,
другими крепостями и областями, отправился к Джаханшаху и добился
примирения: "…и обратил он гнев самодержца в мир, а сам вернулся к себе,
в величественную резиденцию – в Святой Эчмиадзин".
И если обращаться вновь и вновь к истории, которая учит, то
вспомнятся ее очень горькие страницы. Историк VIII века Гевонд
констатировал: "…армяне, доведенные до крайности, решились на отчаянное
средство и предприняли то, чего не в силах были исполнить по причине
своей малочисленности. Предпочитая смерть храброго жизни в постоянной
опасности, они замыслили восстание… Расправа была жесточайшей. Земли
недоставало на погребение". Но огромные жертвы не сломили сасунцев. И
вновь вспоминаются строки из "Давида Сасунского":
Мы были мирны, как наши горы,
Вы налетели дико, как смерч.
Мы встали против вас, как наши горы,
Вы взвыли дико…
Но мы вечны, как наши горы.
Может, это и есть ответ на все вопросы и решение всех проблем? В
сформированном жестокой историей национальном характере. Надо только
проявить его! И пусть об этом не забывают сасунцы и все, кто чтит
монастырь на горе Марута, когда в очередной раз придет время сказать:
Богородицин день пришел,
В тот день богомольцы в церковь идут –
Обедню служить…
Мэри ЧОЛАКЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20290/society/20283/
|