В газете «Собеседник Армении» (№ 24 от 24 июня 2011 г.) было
опубликовано интервью с доктором политологии Арменом Айвазяном.
Несколько дней спустя журналист еженедельной газеты «Анках» Ани
ГАСПАРЯН написала статью «Младосюнийцы в Арцахе: в летнюю
обществоведческую школу приглашены армянские лекторы - приверженцы
антинациональной идеологии», которая является своего рода откликом на
наше интервью. Представляем данную публикацию полностью.
27 июня в
Арцахе стартовала летняя обществоведческая школа «Арцах»,
инициированная общественной организацией «Американцы для Арцаха» при
поддержке Всеобщего армянского благотворительного союза (ВАБС). По
задумке организаторов, около 30-и принятых в летнюю школу участников из
Армении и Арцаха в течение двух недель прослушают лекции приглашенных из
Армении и из-за рубежа преподавателей по общественным наукам, в
частности, по методологии политологии, а также по преодолению
конфликтов, эффективной коммуникации, а также по истории искусства и
ряду других предметов. «Для чтения лекций из Армении и диаспоры
приглашены ведущие обществоведы и политические аналитики: Эмиль
Даниелян, Лилит Саргсян, Майя Бархударян, Амазасп Даниелян, Аршак Балаян
- из Армении, Грег Автандилян, Роберт Налбандов и Размик Паносян из
диаспоры»,- сообщается в пресс-релизе организаторов этого мероприятия. Это важное и полезное на первый взгляд сообщение еще в мае месяце вызвало большое воодушевление у многочисленных армянских СМИ. Однако
24 июня, за три дня до начала занятий в летней школе, в газете
«Собеседник Армении» вышло интервью с доктором политологических наук
Арменом Айвазяном («Учить архахцев будут те, кто называет их…
сепаратистами»), в котором он подверг жесткой критике эту инициативу, на
фактах представив антинациональные, антиармянские принципы, идеи и
деятельность приглашенных лекторов. Как указывает в своем интервью
Армен Айвазян, прибывший в Арцах из США преподаватель Размик Паносян
назвал Арцахское национально-освободительное движение сепаратистским. Но
это не единственное антиармянское высказывание Паносяна: как сообщает
Айвазян, в изданной в 2006 г. Колумбийским университетом своей книге
«Армяне: от царей и церковников до торговцев и комиссаров» Паносян
очерняет созданную в последние годы армянскую историографическую школу и
считает ее националистической. В частности, националистами и
ревизионистами называет он авторов, подтверждающих автохтонность армян -
игнорируя и обходя все данные и исследования об исконности обитания
армян на этой земле. «Крайним националистом» называет Паносян и
бывшего премьер-министра РА Андраника Маргаряна, а также некоторых
старых членов Республиканской партии, подвергая их остракизму за
приверженность нждэевским идеям родоверия. Чудом спасшихся во время
геноцида и рассеянных по всему миру представителей армянства он клеймит
«радикалами», «обосновывая» это тем, что в 1970-1980-х годах они
симпатизировали АСАЛА и другим тайным армянским организациям, при этом
безальтернативно называя армянских мстителей «террористами», которые
выдвигали «националистические требования» (Паносян высказывает свое
несогласие с теми, кто называет их азатамартиками - борцами за свободу.) Ничтоже
сумняшеся нападает Паносян и на армянские царские династии, сомневаясь в
том, что Ервандиды были армянами или что Аршакиды владели армянским -
спекулируя в первом случае на обычных для древних элит смешанных
династических браках, а в другом случае - на парфянском происхождении
Аршакидов. Паносян повторяет и защищает идеи еще одного
«арменоведа» — Роберта Томсона - о том, что «Хоренаци писал в середине
VIII века, а не в V веке», а также приводит оскорбительное замечание
Томсона в адрес Отца армянской истории: «Мовсес наглый и лживый
фальсификатор, а его произведение - недостоверный источник». Что же
касается национально-освободительной борьбы армян, то, согласно
Паносяну, возглавляемое Давид-беком Сюникское восстание вовсе не было
национально-освободительной борьбой - таковым его называют…
«историки-националисты». А война Варданидов была чисто религиозной
войной - без каких-либо освободительных целей. Говоря о Западной
Армении, Паносян ставит в кавычки выражение «утраченные земли», а
Джавахк он называет на грузинский лад - Джавахети, характеризуя наши
национальные чувства и политические подходы относительно этой
территории как «националистические». Как отмечает Айвазян, свои
утверждения Паносян никак не подтверждает, делая взамен этого нелепые
заявления, решающие исключительно пропагандистскую задачу - принизить
армян, их прошлое и настоящее, историю и культуру. «Таких, как Паносян, я
называю младосюнийцами. Как и печально известный фальсификатор Рональд
Сюни, он не провел ни одного серьезного научного изыскания - вся его
книга всего лишь пересказ всех тех ложных утверждений, которые в свое
время высказали Нина Гарсоян, Роберт Томсон, Джордж Рассел, Рональд
Сюни, другие представители американской «школы арменоведения»,- говорит
Айвазян. Добавим также, что для участников летней школы лекцию на
тему «Медиа и общество» будет читать и журналист из Армении Эмиль
Даниелян. Он регулярно отказывается использовать имеющий правовую
весомость термин «геноцид», предпочитая выражение «массовые убийства и
депортации 1915 года», часто встречающийся в англоязычных публикациях,
выражающих турецкую позицию отрицания геноцида. Отметим также, что в
2009 г. Центр стратегических исследований «Арарат» опубликовал перевод
одной из статей этого журналиста и резко осудил ее за то, что автор
вновь заменил термин «геноцид» выражением «массовые убийства». Призыв
Центра публично отказаться от употребления формулировки «массовые
убийства» журналист оставил без ответа. Но самое смешное - если не
самое печальное - во всем этом то, что Паносян, называя Арцахское
национально-освободительное движение «националистическим», добавляет,
что оно, «став фокусом националистических требований, пришло целиком
заменить террористическое движение диаспоры». «Фактически это то же
самое, что утверждают Баку и Анкара: героическая Арцахская борьба была
ничем иным как неким националистическим и террористическим движением
армян»,- комментирует Айвазян, недоумевая по тому поводу, что даже в
Арцахе, на армянском пограничье, не осознают, кого готовы принять с
распростертыми объятиями и кому доверить образование и воспитание
армянской молодежи. «Чему будут учить армянских студентов младосюнийцы -
лжеистории, самоуничижению, безволию, пораженчеству?..» - вопрошает он. Проректор
Арцахского государственного университета, депутат парламента НКР,
историк Ваграм Балаян сообщил нам, что о летней школе узнал из
интервью А. Айвазяна газете «Собеседник Армении». Что же касается
вышеупомянутых лиц, приглашенных читать лекции, то он высказался о них
так: «Это хулиганство!..» Министр образования и науки НКР Владик
Хачатрян сначала сказал, что всего лишь проинформирован о том, что
намечается такое мероприятие, после чего добавил, что он не вправе
препятствовать деятельности официально зарегистрированной, получившей
законное разрешение общественной организации. А через некоторое время
министр лично позвонил в редакцию газеты «Анках» и сообщил, что он
отказался удовлетворить просьбу ректора университета предоставить
летней школе помещения Арцахского госуниверситета. «С самого же начала
во всем этом было что-то подозрительное,- сказал министр.— Если
армянский журналист отказывается использовать слово «геноцид», то это
уже ненормально». Министр сообщил также, что летняя школа будет
работать в частном университете «Месроп Маштоц», а они будут
контролировать процесс. Добавим, что представителем общественной
организации «Американцы для Арцаха» является сотрудник Министерства
иностранных дел НКР Карен Костандян, обратившийся с приветственной речью
к участникам летней школы. Фактически Размик Паносян находится в
довольно серьезных деловых отношениях с молодыми армянскими учеными и
должностными лицами. Интересно было бы знать, знакомы ли те, кто
сотрудничает с Паносяном, о его взглядах и идеях? Отметим также, что
организаторы обществоведческой летней школы «Арцах» в случае успеха
нынешней инициативы собираются сделать это мероприятие ежегодным...
http://www.sobesednik.am/ru/2011-06-19-19-51-56/history/58-lr-
|