Интервью с кандидатом в президенты НКР
Виталием БАЛАСАНЯНОМ
-Господин Баласанян, как Вы расцениваете 5 лет президентства Бако Саакяна?
-Оценивая годы правления уходящего президента, приходится говорить
только о внутренней политике, потому что внешняя политика как таковая не
проводилась, свидетельством чему хотя бы то, что вот уже год место
министра иностранных дел остается вакантным, а до этого МИД проявлял
чрезвычайную пассивность. Даже по самому важному вопросу – Карабахской
проблеме – у нас нет концептуального документа, отражающего наши
подходы.
Что касается внутренней жизни: я придерживаюсь мнения, что Бако
Саакян уклонился от своей предвыборной программы, произошла
централизация коррупции, строительные тендеры проводятся не
транспарентно, в сфере государственных закупок властвует блат и
протежирование, бюджетные средства распыляются. В итоге усугубляется
социальная поляризация, экономика страны оказалась в руках президента и
его окружения. Это были годы регресса практически во всех сферах.
Одним из положений предвыборной программы Бако Саакяна было развитие
сельской местности. Спустя 5 лет мы являемся очевидцами буквально
разложения сел, особенно, приграничных и отдаленных. Социальная ситуация
ухудшается, те, кто занимаются сельским хозяйством, стонут под бременем
налогов.
О кадровой политике вообще говорить бессмысленно. В НКР сотни опытных
и образованных специалистов, которым нет места в сфере управления,
потому что президент, срок полномочий которого завершается, разделил
общество на своих и чужих. Вооруженные силы, полиция, Служба
национальной безопасности, которые периодически вовлекаются во
внутриполитические игры, деморализуются. Словом, в стране образовалась
недопустимая морально-психологическая атмосфера, которая многих наших
соотечественников вынуждает покидать Арцах.
-Вы были советником Б. Саакяна. Какова причина Вашей отставки, Ваши советы не были востребованы или они не принимались?
- Будучи три года советником президента, я изнутри знаком с
неэффективностью и недееспособностью системы, неспособностью выслушивать
советы и предложения. По многим важнейшим вопросам я представлял свои
предложения президенту, но они игнорировались. Эти три года я считаю
потерянным временем для себя.
- Вы избирались депутатом на двух последних парламентских
выборах по пропорциональным спискам АРФД, и ожидалось, что партия
поддержит Вас на президентских выборах. Но партия не сделала этого. В
чем причина?
-Я был избран депутатом Верховного совета НКР еще в 1991 году. В 2005
году по предложению АРФД я принял участие в выборах и до сего дня
являюсь депутатом. Наравне с другими я продвигал программу АРФД,
сотрудничал с партией и не позволял себе сходить с избранного пути.
Будучи беспартийным, но членом фракции, я счел своим моральным долгом
осведомить о намерении баллотироваться в президенты руководителя и
членов фракции. После самовыдвижения по приглашению членов и
представителя Центрального комитета АРФД Арцаха я встретился с ними,
прозвучало множество вопросов, после чего ЦК попросил время для
обсуждения и решения вопроса о поддержке моей кандидатуры. Через
некоторое время меня пригласили в офис партии и сообщили, что принято
решение не поддерживать ни одного из кандидатов и предоставить членам
партии свободный выбор.
Но 7 июня я прочитал в газетах, что ЦК АРФД изменил свое решение и
поддержит Б. Саакяна. Я убежден, что ряды АРФД не разделяют это решение,
и мне известно, что это организовал представитель Бюро АРФД Грант
Маркарян, который присутствовал на собрании ЦК. А какая сделка заключена
между Б. Саакяном и Г. Маркаряном, покажет время, народ же даст свою
оценку. Не думаю, что эта сделка может мне помешать, и убежден, что
большинство членов и симпатизантов АРФД отдадут свои голоса
идеологическому товарищу.
-В Арцахе нет политической оппозиции, и
власть пытается обусловить это своеобразной арцахской моделью
демократии. Понятна ли миру подобная модель, существенно отличающаяся от
классической? Будет ли оппозиция, в случае Вашего избрания,
востребованной? Или Вам тоже захочется быть единым кандидатом на
следующих выборах?
-Демократия или есть, или ее нет. Для меня важен не термин, а
действующий механизм, возможность для народа реализовать власть
посредством своих избранных представителей. Ежедневный контроль власти
со стороны общества, наличие активной политической борьбы, обмен
мнениями между носителями различных идеологий, наличие свободной прессы
являются теми минимальными условиями, при которых мы можем построить
эффективное управление и развитую страну. Доводы, оправдывающие власть
группы людей, приближают страну к грани пропасти и ослабляют общество.
Отказ политических партий выдвинуть своих кандидатов я считаю
проявлением такого печального состояния. Я не страдаю комплексами, чтобы
в будущем идти на сделки ради того, чтобы стать единым кандидатом.
- Как Вы расцениваете нынешний этап переговорного процесса по политическому урегулированию карабахского конфликта? Какого Вы мнения о деятельности Минской группы ОБСЕ?
-Карабахское урегулирование зашло в тупик, и то, что сегодня
происходит, носит лишь имитационный характер. Мы теряем время, что несет
в себе элементы угрозы. Для нас неприемлемы нынешний искаженный формат
урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта и подходы.
Необходимо при участии Арцаха разработать новые принципы урегулирования –
в рамках Минской группы или вне нее.
Важнейшим приоритетом внешней политики Арцаха должны стать гарантии
безопасности армянства Арцаха, в том числе, международное признание
Республики Арцах – как современный механизм обеспечения безопасности.
- Как Вы считаете, предпринимает ли официальный Степанакерт все необходимые шаги для полноценного участия в переговорах? Что Вы намерены предпринять в случае избрания?
- Я уже отметил, что в последние годы внешняя политика властью не
осуществлялась. Для того, чтобы стать полноправной стороной
переговорного процесса, необходимо провести четкое разграничение
полномочий и ответственности РА и НКР. Власти Армении не должны
обсуждать с Азербайджаном и посредниками вопросы, которые находятся под
непосредственной юрисдикцией НКР. Вот тогда вынуждены будут пригласить
Арцах за стол переговоров.
-Как по-Вашему, где предел уступок карабахской стороны в случае, если стороны придут к соглашению о компромиссах? И как Вы представляете себе будущее освобожденных территорий?
- Мы уже свое уступили. Азербайджан предпринял военные действия в
отношении НКАО еще в советские годы – против населения, которое считал
собственным: с 1989 года Кремль предоставил Нагорному Карабаху особый
статус, но азербайджанская агрессия не прекратилась и тогда. Мы
вынуждены были принять навязанную нам войну. И сегодняшние границы
Арцаха являются следствием навязанной Азербайджаном войны. Они
закреплены в Конституции НКР и являются только частью исторических
арцахских земель.
Баку находился на грани капитуляции, и мы согласились с
посредничеством РФ и заключили перемирие. Это была самая большая
уступка, которая, по-моему, была ошибкой, за что официальный Баку должен
быть нам благодарен. Освобожденные территории являются неделимой частью
Арцаха, и мы не позволим превратить их в предмет торга.
Будущее освобожденных территорий я вижу таким: уделяя внимание новым и
восстановленным населенным пунктам, предпринять серьезнейшие шаги по
основанию новых населенных пунктов по линии от Мартакерта до Аракса. Эти
населенные пункты будут созданы благодаря потенциалу расширения общин и
репатриации.
Важным компонентом репатриации станет организация возвращения на
родину покинувших свое время Арцах людей и их потомков. В этом контексте
будет проведена серьезная работа в ряде областей России.
- Как человек, знающий об
этом не понаслышке и имеющий большой вклад в деле общей победы, как Вы
оцениваете состояние нашей армии и есть ли у Вас новые идеи в сфере
армейского строительства, которые Вы намерены реализовать в случае
победы?
- У меня есть соответствующие планы, которые были разработаны еще во
время службы, но я не смог их реализовать. В первую очередь, следует
изменить морально-психологическую атмосферу: служение в армии должно
быть честью для граждан. По всей протяженности государственной границы
будут возведены многоэшелонные современные сооружения. Ответственность
за жизнь каждого солдата я возьму на себя.
-Как Вы оцениваете состояние экономики НКР?
- Если судить по статистическим данным, все у нас хорошо. Но
достаточно пообщаться с представителями малого и среднего бизнеса, с
потребителями, чтобы понять, что прошедшие годы были для них откатом. В
конце концов, граждане на собственном опыте чувствуют рост или снижение
доходов. Сейчас в экономике наличествует ряд порочных явлений, которые
грозят превратить страну в вотчину пары человек.
Приоритетом экономической политики в Арцахе должно стать
стимулирование отечественного производства и услуг – путем привлечения
местных и зарубежных инвестиций. Считая нынешнее соотношение импорта и
экспорта вызывающим беспокойство, думаю, нужно предпринять шаги для
создания отечественного многопрофильного производства и изыскания новых
рынков для сбыта отечественной продукции. Это в деталях прописано в моей
предвыборной программе, которая предполагает также облегчение
налогового бремени.
- Несмотря на то, что закон запрещает должностным лицам
заниматься бизнесом, ни для кого не секрет, что большинство чиновников
имеют свой бизнес. Вы считаете это серьезной проблемой для нашей страны и
что Вы намерены сделать в случае избрания для пресечения сращения
бизнеса и власти?
- Мы ставим перед собой цель обеспечить развитие страны. Для
достижения этого необходимо вести принципиальную и неуклонную борьбу с
незаконным вмешательством чиновников в хозяйственную деятельность,
сращением бизнеса и власти, протежированием и хищениями. В деле
обеспечения развития я настроен решительно.
-Считаете ли Вы удовлетворительным нынешний уровень свободы слова и соблюдения иных прав человека?
- К сожалению, в последние годы в этой сфере также
зафиксирован регресс, что привело к ослаблению общества. Без крепкого
общества развитие страны невозможно.
В случае моего избрания президентом я буду активно сотрудничать с
правозащитными общественными организациями с целью укрепления
многоэлементной системы защиты прав человека.
Будет обеспечено развитие демократических институтов, гражданского
общества, создание благоприятных условий для цивилизованной политической
конкуренции.
- Какими будут три ваших первых шага в случае избрания?
- Первым шагом станет консолидация разделенного вследствие выборов
народа. Я намерен стать президентом всех граждан, независимо от того,
кто за кого голосовал.
Вторым шагом станет выработка в краткие сроки стратегий на основе
предвыборной программы и усилия по их реализации, с целью как можно
скорее восстановить в среде общественности веру в справедливость и
гражданское общество.
Третий шаг будет нацелен на внешнеполитические приоритеты, с целью
инициирования процесса международного признания Арцаха, что является
политическим механизмом обеспечения безопасности.
-Какого Вы мнения о конкурентах и как расцениваете свои шансы?
-Своим основным конкурентом я считают уходящего президента вместе с
административным ресурсом. Эта команда уже продемонстрировала
неспособность осуществлять реформы и отступила от программных положений и
принципов 2007 года. На этом фоне я расцениваю свои шансы довольно
высоко, учитывая конкурентоспособность нашей программы, наличие новых
идей, симпатии ко мне со стороны молодежи и общественный спрос в
переменах. http://theanalyticon.com/?p=2101&lang=ru
|