17 августа 2011 года перспективный Т-50 разработки ОКБ Сухого был
впервые показан широкой публике в ходе 10-го международного
авиакосмического салона «МАКС-2011». Испытания идут по плану, серийное
производство начнется уже в ближайшие годы. Однако даже создание Т-50 не
снимает всех вопросов с оснащением ВВС России новыми истребителями.
Тяжелый истребитель из тяжелых времен
К разработке проекта, которому было суждено
превратиться в самолет Т-50, приступили, мягко говоря, в неблагоприятных
условиях – рубеж тысячелетий был для Вооруженных Сил и ОПК черным
временем. Тем не менее работы начались отнюдь не на пустом месте – НИОКР
по теме перспективного истребителя велись в стране с начала 80-х годов,
с тех самых пор, как были запущены в серию машины четвертого поколения.
В 90-е годы, уже после распада СССР эти НИОКР смогли воплотиться в двух
экспериментальных разработках: МиГ-1.44 ОКБ Микояна и С.37 (известный
также как Су-47) «Беркут» ОКБ Сухого. Их потенциал различные специалисты
оценивают по-разному, но одно остается несомненным: продувки, наземные
испытания и полеты этих двух машин, оснащенных всевозможным тестовым
оборудованием, дали огромный массив информации. Этот период можно
сравнить, например, с летными испытаниями прототипов YF-22 в США,
ставших необходимым шагом перед созданием первого опытного F-22A и
последующим запуском в серию.
Впрочем, новый российский истребитель отличался от своих
экспериментальных предшественников куда больше, чем F-22A от YF-22, но и
временной разрыв между появлением экспериментального образца и первого
опытного экземпляра боевой машины в нашем случае был больше. За это
время, в частности, детально изучена и отвергнута как бесперспективная
схема с обратной стреловидностью, примененная на С.37. В итоге
остановили выбор на более привычном треугольном крыле.
С самого начала Т-50 задумывался как тяжелая машина. Максимальный
взлетный вес еще на старте проекта был определен в 30 с лишним тонн и
сегодня составляет, по имеющейся информации, около 37 тонн. Радиус
действия, превышающий 2,5 тысячи километров, и боевая нагрузка, которая
может достигать 10 тонн, – все это характеристики боевого самолета,
способного заменить в составе ВВС Су-27 и тяжелые перехватчики МиГ-31.
Разработка именно такого самолета, видимо, была оправданна. Тяжелые
истребители сегодня определяют лицо ВВС развитых стран, а производством
машин этого класса с нуля занимаются лишь три страны, обладающие
действительно могущественными ВВС, насчитывающими тысячи единиц, и
развитым ВПК. Это США, Россия и КНР, причем последняя скопировала
российский Су-27. Остальные либо обходятся пока лицензионной сборкой,
подобно Индии и Японии, либо просто импортируют эти машины.
"
Тяжелые истребители сегодня определяют лицо ВВС развитых стран
”
Тяжелой машиной стал и первый в мире серийный истребитель пятого
поколения F-22, и в этих условиях начинать работу в нашей стране с
создания легкого аппарата вряд ли было возможно. Вдобавок обладающая
наибольшим опытом создания легких фронтовых машин микояновская фирма к
началу 2000-х годов находилась объективно в худшем состоянии по
сравнению с суховской кооперацией, имея в виду ОКБ и все заводы,
занимавшиеся серийным строительством на основе Су-27.
В итоге сегодня ситуация складывается следующим образом: у России
есть объективно две серийные и одна перспективная машина, способные
заменить Су-27. Это иркутский Су-30М2, комсомольский Су-35С и, конечно,
обсуждаемый Т-50. Заключенный контракт на поставку Су-35 с перспективой
дальнейшего увеличения заказа, планируемый контракт на Су-30 и работы по
модернизации Су-27 должны значительно улучшить состояние парка тяжелых
истребителей еще до запуска Т-50 в серию.
Испытания Т-50 идут по графику, и срок их окончания можно
прогнозировать с немалой степенью уверенности: в настоящее время летают
две единицы, еще две присоединятся к ним до конца 2011 года. Принимая
интенсивность испытаний (усредненно) в полсотни полетов в год, только
эти четыре Т-50 поднимутся в 2012–2016 годах в воздух тысячу раз, не
считая уже выполненных полетов (80 с лишним к середине августа 2011-го и
предположительно больше 120 к концу 2011-го).
В 2013-м начнется строительство предсерийных истребителей (видимо,
тогда же мы узнаем «строевой» индекс). 8–10 единиц, которые поступят в
ВВС в 2013–2014 годах, позволят резко увеличить количество полетов, и
очевидно, что объявленное еще в 2010-м значение в 2000 полетов будет
достигнуто в районе 2016–2017 годов, если все пойдет без срывов и, не
дай бог, крупных аварий.
Первую боеготовую эскадрилью в этих условиях можно ожидать к 2018
году, и Т-50 станет наконец полноценным боевым самолетом, который
внушительной «гирькой» ляжет на российскую чашу весов в мировом балансе
сил. Однако принятие Т-50 на вооружение не сможет полностью
удовлетворить потребности ВВС России в истребительной авиации.
Неясная судьба легкой машины
Сейчас Су-27 – основной истребитель ВВС России: в Вооруженных Силах
насчитывается более 250 единиц этого семейства. Легкие МиГ-29 уступают
Су и по численности (менее двухсот), и, по некоторой информации, по
состоянию – уровень боевой готовности Су-27 оценивается рядом
специалистов выше, чем МиГ-29. Фактически МиГ постепенно сходит с арены,
закрывая поистине легендарную историю легких реактивных истребителей
ОКБ Микояна в составе ВВС нашей страны. При этом судьба свежесозданного
на его основе МиГ-35 отнюдь не ясна. Эта, безусловно, хорошая,
обладающая значительным потенциалом машина все же стала слишком тяжелой
для самолетов такого класса – максимальный взлетный вес МиГ-35Д
приблизился к 30 тоннам и дорогой – ее цена, по имеющейся информации,
перевалила за 40 миллионов долларов.
Таким образом, по этим параметрам МиГ приблизился к Су-27, но догнать
тяжелые истребители по таким характеристикам, как боевая нагрузка и
дальность полета без дозаправки, он не может. Кроме того, несмотря на
все усовершенствования, для МиГ-35 остается недоступной и маневренность,
демонстрируемая машинами Сухого. Для того чтобы убедиться в этом, не
нужно быть авиационным специалистом. Достаточно, прикрывшись ладонью от
слепящего солнца, поднять глаза в синее августовское небо над МАКСом –
отточенный фигурный пилотаж Су-35С не имеет себе равных. Это объясняется
не только последними усовершенствованиями в виде цифровой ЭДСУ и
двигателей с управляемым вектором тяги, но и давними, выстраданными в
жесткой полемике между СибНИА, ЦАГИ ОКБ и Минавиапромом решениями,
воплощенными в платформе Т-10С в конце 70-х – начале 80-х годов.
В этих условиях серийные закупки МиГ-35, приблизившегося по цене к
тяжелым истребителям Сухого, но не приобретшего их качеств, остаются под
вопросом.
Этот вопрос, однако, резко обостряется, если вновь посмотреть на
Запад. С огромными трудностями, преодолевая массу инженерных и
организационных проблем, вкладывая десятки миллиардов долларов,
американцы упорно проталкивают в серию истребитель F-35 – легкую машину
пятого поколения, которая должна быть размножена почти в трех тысячах
экземпляров по всему миру, сменив в составе ВВС США и их союзников
легкие истребители F-16 разработки 70-х годов и ряд других машин, в том
числе и палубных истребителей авиации ВМС F/A-18 ранних модификаций
(A/C).
В таких условиях Россия внезапно оказывается без машины, которую
можно было бы «назначить» в конкуренты F-35. Т-50 на эту роль годится
примерно так же, как трехтонный двухсотсильный джип на роль городского
автомобиля. То есть, конечно, можно, но смысла в этом немного. Выход из
этой ситуации может быть только один – разработка легкой машины пятого
поколения с активным использованием результатов, достигнутых при
создании Т-50. ВВС России должны получить достойного преемника МиГ-29, и
базовые требования к этой машине сформулировать достаточно легко. Этот
самолет в большой серии не может стоить больше 1/2 от цены Т-50 (сегодня
она прогнозируется в 70–80 миллионов долларов), он должен быть
унифицирован с Т-50 по силовой установке (один двигатель того же типа
против двух на Т-50), иметь все характерные возможности машин пятого
поколения – малозаметность, сверхманевренность, крейсерский сверхзвук,
максимальную интеграцию в систему обмена данными и т. д.
Известно, что проработки подобного проекта уже идут, но пока они не
«вышли на поверхность», затененные проектом Т-50. Хочется надеяться, что
к тому времени, когда первая эскадрилья тяжелых машин получит овеянное
славой боевое знамя одного из полков Великой Отечественной войны, новый
легкий истребитель ВВС России уже совершит как минимум первый полет.
|