Исламизация — постсоветский феномен Азербайджана. Когда для участия в
карабахской войне сюда стали проникать наемники — носители идей
радикального исламизма, власти столкнулись с новой для себя угрозой —
пробуждением религиозности в обществе.
Пропаганду афганцы и чеченцы вели гораздо успешнее, чем воевали
против армян, поэтому новые веяния пустили корни очень быстро, учитывая
еще и открытие границ с исламскими странами региона. Самым свежим
примером радикализации азербайджанского общества стали многочисленные,
хорошо организованные акции протеста против запрета на ношение хиджаба в
учебных заведениях. Около 1500 девочек в результате этого запрета
остались вне учебного процесса. Сразу же перед зданием Минобра собрались
тысячи людей, скандирующих: "Свободу хиджабу!”, "Не покоримся гнету!” и
т.п. Полиция жестко разгоняла пикетчиков, всякий раз арестовывая
десятки человек. Но митинги из Баку перекинулись на регионы, причем
проходили они параллельно празднованию дня рождения президента Ильхама
Алиева.
В Иране зазвучала жесткая критика в адрес официального Баку,
ущемляющего свободу совести. В ответ Азербайджан обвинил в организации
акций протеста "определенные внешние и внутренние силы”. Общество
разделилось на тех, кто за запрет, и на тех, кто против. По мнению
соучредителя гражданского движения "Республиканская альтернатива”
Ильгара Мамедова, ислам давно превратился в тормоз развития науки и
творчества в мусульманских странах. А известный теолог Алиев заявил:
"Проблема хиджаба всегда будет на повестке. Если власти не захотят
решать ее, они должны понимать, что никто не застрахует Азербайджан от
событий, происходящих в Египте и Тунисе. И в Тунисе основной проблемой
был именно запрет на ношение хиджаба, а причиной свержения диктатора бин
Али было его упорство в этом вопросе. Советуем властям прислушаться к
голосу народа”, — сказал теолог.
Ситуация пошла вразнос. Министр
образования Мисир Марданов заявил, что школьницы могут посещать занятия в
хиджабах. Это дало повод утверждать, что всю эту историю власти раздули
специально, чтобы направить мессидж "исламской угрозы” Западу. Также
власти воспользовались поводом, чтобы усилить репрессии и начать аресты
религиозных деятелей по обвинению в подготовке вооруженного восстания.
Но в реальности запрет продолжал оставаться в силе, и весной акции
протеста возобновились с новой силой, к чему власти оказались не готовы,
о чем свидетельствуют противоречивые заявления официальных лиц. Так,
Госкомитет по работе с религиозными образованиями заявил, что
"озвученные требования относительно хиджаба необоснованны — в стране нет
запрета на его ношение”. А вот вице-спикер парламента Бахар Мурадовa
заявила, что "введенный в учебных заведениях запрет на ношение хиджаба
должен соблюдаться”.
Но протесты верующих начались не с проблемы
хиджаба. Это лишь повод, причины лежат много глубже. Хотя президент
Ильхам Алиев провозгласил Баку столицей исламской культуры в 2009 году,
неожиданно начали закрываться и сноситься мечети. Была закрыта мечеть
"Абу-Бекр”, остановилось строительство мечети "Пейгамбар” в Ясамальском
районе Баку, снесены мечеть "Пророка Мухаммеда” и мечеть в районе
Нефтяные камни. Примеров можно привести немало. В основном уничтожались
суннитские мечети — под предлогом борьбы с ваххабизмом. Но дело в том,
что суннитского направления ислама придерживаются в основном коренные
народы севера республики — лезгины, аварцы и цахуры. Их притеснение по
национальному и религиозному признакам уже давно ни для кого не секрет.
Снос мечетей продолжался, пока в дело вновь не вмешался Иран. Один из
влиятельных религиозных деятелей аятолла Насир Макарим Ширази
предупредил, что если так пойдет и дальше, он выступит с фетвой, в
которой прикажет верующим оказать сопротивление. А председатель Центра
защиты вероисповедания и свободы совести Ильгар Ибрагимоглу заявил:
"Такие действия будут способствовать зарождению экстремистских и
радикальных настроений среди верующих, теневому функционированию
религиозных общин, стимулировать увеличение маргинальных социальных
групп, что в итоге может привести к нарушению общественной стабильности и
негативным процессам в азербайджанском социуме”.
Да, ростом
социального недовольства могут воспользоваться радикальные силы.
Нарушение законных прав верующих способствует уходу религиозной жизни в
подполье, где контролировать ее будет практически невозможно. Симптомы
такого развития событий уже налицо. Достаточно напомнить, что
организованные властью торжественные похороны военнослужащего Ровшана
Ибрагимова фактически вышли из-под контроля и превратились в стихийный
религиозный ритуал. Еще одним красноречивым примером стали трагические
события в селе Бананьяр в Нахичевани. Чтобы сдержать протест людей,
взбунтовавшихся против запрета властей автономии на использование
религиозных атрибутов траура Ашура, в село были введены внутренние
войска. Солдаты избивали детей, женщин и стариков, были арестованы почти
все мужчины. На следующий день сын одного из арестованных, Юнис Алиев, в
знак протеста совершил акт самосожжения. Жалобы жителей привели лишь к
усилению репрессий и введению ЧП. Был запрещен въезд в село журналистам и
правозащитникам, на двое с лишним суток отключена вся связь. В
результате четверо граждан были убиты, десятки подвергнуты зверским
пыткам. Представители посольств США и Норвегии, отправившиеся в село,
были унижены и оскорблены. Дипломатам не позволили встретиться с
жителями, попросту выгнав их.
Однако табу этим не ограничиваются.
Наложен "устный запрет” на озвучивания азана (призыва к молитве) в
мечетях Баку и Гянджи. Госкомитет по религиозным делам наложил вето на
продажу ряда книг исламских ученых из-за их "вредности”. В семи
приграничных с Ираном районах ограничена деятельность магазинов,
торгующих религиозной литературой. Живут здесь, кстати, преимущественно
талыши. Запрещено включать духовные песни на мобильном телефоне,
приказано убрать из продажи все аудиозаписи и коды для sms на
телеканалах, по которым можно скачать такую музыку. Всем госслужащим
вменено убрать из рабочих кабинетов религиозные символы и атрибуты — при
том что еще недавно Коран был настольной книгой. Председатель движения
азербайджанской интеллигенции Э.Гулиев считает, что некоторые силы
пытаются создать атмосферу страха перед исламом. "В людях намеренно сеют
семена ненависти к верующим, к исламу”, — отметил он. Верующих
увольняют с работы, отбирают коммерческие объекты. Женщин в хиджабе не
пускают не только в учебные заведения, но и на работу, у них возникают
проблемы при получении удостоверений личности. Очевидно, что усиление
репрессий против верующих продиктовано страхом упустить контроль над
ситуацией, однако ущемление свободы совести в азербайджанском обществе,
находящемся в глубоком кризисе, приводит к обратному эффекту
радикализации.
Анжела ЭЛИБЕГОВА
http://www.nv.am/index.php?option=com_content&view=article&id=15018:2011-09-29-07-57-31&catid=3:2009-06-06-11-22-23&Itemid=6