Суббота, 27.04.2024, 01:59

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Сентябрь » 29 » Исламизация Азербайджана: миф или реальность?
23:38
Исламизация Азербайджана: миф или реальность?

Исламизация — постсоветский феномен Азербайджана. Когда для участия в карабахской войне сюда стали проникать наемники — носители идей радикального исламизма, власти столкнулись с новой для себя угрозой — пробуждением религиозности в обществе.

Пропаганду афганцы и чеченцы вели гораздо успешнее, чем воевали против армян, поэтому новые веяния пустили корни очень быстро, учитывая еще и открытие границ с исламскими странами региона. Самым свежим примером радикализации азербайджанского общества стали многочисленные, хорошо организованные акции протеста против запрета на ношение хиджаба в учебных заведениях. Около 1500 девочек в результате этого запрета остались вне учебного процесса. Сразу же перед зданием Минобра собрались тысячи людей, скандирующих: "Свободу хиджабу!”, "Не покоримся гнету!” и т.п. Полиция жестко разгоняла пикетчиков, всякий раз арестовывая десятки человек. Но митинги из Баку перекинулись на регионы, причем проходили они параллельно празднованию дня рождения президента Ильхама Алиева.
В Иране зазвучала жесткая критика в адрес официального Баку, ущемляющего свободу совести. В ответ Азербайджан обвинил в организации акций протеста "определенные внешние и внутренние силы”. Общество разделилось на тех, кто за запрет, и на тех, кто против. По мнению соучредителя гражданского движения "Республиканская альтернатива” Ильгара Мамедова, ислам давно превратился в тормоз развития науки и творчества в мусульманских странах. А известный теолог Алиев заявил: "Проблема хиджаба всегда будет на повестке. Если власти не захотят решать ее, они должны понимать, что никто не застрахует Азербайджан от событий, происходящих в Египте и Тунисе. И в Тунисе основной проблемой был именно запрет на ношение хиджаба, а причиной свержения диктатора бин Али было его упорство в этом вопросе. Советуем властям прислушаться к голосу народа”, — сказал теолог.
Ситуация пошла вразнос. Министр образования Мисир Марданов заявил, что школьницы могут посещать занятия в хиджабах. Это дало повод утверждать, что всю эту историю власти раздули специально, чтобы направить мессидж "исламской угрозы” Западу. Также власти воспользовались поводом, чтобы усилить репрессии и начать аресты религиозных деятелей по обвинению в подготовке вооруженного восстания. Но в реальности запрет продолжал оставаться в силе, и весной акции протеста возобновились с новой силой, к чему власти оказались не готовы, о чем свидетельствуют противоречивые заявления официальных лиц. Так, Госкомитет по работе с религиозными образованиями заявил, что "озвученные требования относительно хиджаба необоснованны — в стране нет запрета на его ношение”. А вот вице-спикер парламента Бахар Мурадовa заявила, что "введенный в учебных заведениях запрет на ношение хиджаба должен соблюдаться”.
Но протесты верующих начались не с проблемы хиджаба. Это лишь повод, причины лежат много глубже. Хотя президент Ильхам Алиев провозгласил Баку столицей исламской культуры в 2009 году, неожиданно начали закрываться и сноситься мечети. Была закрыта мечеть "Абу-Бекр”, остановилось строительство мечети "Пейгамбар” в Ясамальском районе Баку, снесены мечеть "Пророка Мухаммеда” и мечеть в районе Нефтяные камни. Примеров можно привести немало. В основном уничтожались суннитские мечети — под предлогом борьбы с ваххабизмом. Но дело в том, что суннитского направления ислама придерживаются в основном коренные народы севера республики — лезгины, аварцы и цахуры. Их притеснение по национальному и религиозному признакам уже давно ни для кого не секрет. Снос мечетей продолжался, пока в дело вновь не вмешался Иран. Один из влиятельных религиозных деятелей аятолла Насир Макарим Ширази предупредил, что если так пойдет и дальше, он выступит с фетвой, в которой прикажет верующим оказать сопротивление. А председатель Центра защиты вероисповедания и свободы совести Ильгар Ибрагимоглу заявил: "Такие действия будут способствовать зарождению экстремистских и радикальных настроений среди верующих, теневому функционированию религиозных общин, стимулировать увеличение маргинальных социальных групп, что в итоге может привести к нарушению общественной стабильности и негативным процессам в азербайджанском социуме”.
Да, ростом социального недовольства могут воспользоваться радикальные силы. Нарушение законных прав верующих способствует уходу религиозной жизни в подполье, где контролировать ее будет практически невозможно. Симптомы такого развития событий уже налицо. Достаточно напомнить, что организованные властью торжественные похороны военнослужащего Ровшана Ибрагимова фактически вышли из-под контроля и превратились в стихийный религиозный ритуал. Еще одним красноречивым примером стали трагические события в селе Бананьяр в Нахичевани. Чтобы сдержать протест людей, взбунтовавшихся против запрета властей автономии на использование религиозных атрибутов траура Ашура, в село были введены внутренние войска. Солдаты избивали детей, женщин и стариков, были арестованы почти все мужчины. На следующий день сын одного из арестованных, Юнис Алиев, в знак протеста совершил акт самосожжения. Жалобы жителей привели лишь к усилению репрессий и введению ЧП. Был запрещен въезд в село журналистам и правозащитникам, на двое с лишним суток отключена вся связь. В результате четверо граждан были убиты, десятки подвергнуты зверским пыткам. Представители посольств США и Норвегии, отправившиеся в село, были унижены и оскорблены. Дипломатам не позволили встретиться с жителями, попросту выгнав их.
Однако табу этим не ограничиваются. Наложен "устный запрет” на озвучивания азана (призыва к молитве) в мечетях Баку и Гянджи. Госкомитет по религиозным делам наложил вето на продажу ряда книг исламских ученых из-за их "вредности”. В семи приграничных с Ираном районах ограничена деятельность магазинов, торгующих религиозной литературой. Живут здесь, кстати, преимущественно талыши. Запрещено включать духовные песни на мобильном телефоне, приказано убрать из продажи все аудиозаписи и коды для sms на телеканалах, по которым можно скачать такую музыку. Всем госслужащим вменено убрать из рабочих кабинетов религиозные символы и атрибуты — при том что еще недавно Коран был настольной книгой. Председатель движения азербайджанской интеллигенции Э.Гулиев считает, что некоторые силы пытаются создать атмосферу страха перед исламом. "В людях намеренно сеют семена ненависти к верующим, к исламу”, — отметил он. Верующих увольняют с работы, отбирают коммерческие объекты. Женщин в хиджабе не пускают не только в учебные заведения, но и на работу, у них возникают проблемы при получении удостоверений личности. Очевидно, что усиление репрессий против верующих продиктовано страхом упустить контроль над ситуацией, однако ущемление свободы совести в азербайджанском обществе, находящемся в глубоком кризисе, приводит к обратному эффекту радикализации.

Анжела ЭЛИБЕГОВА

http://www.nv.am/index.php?option=com_content&view=article&id=15018:2011-09-29-07-57-31&catid=3:2009-06-06-11-22-23&Itemid=6
Просмотров: 556 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024