Интервью с директором Института востоковедения НАН РА Рубеном Сафрастяном -
В связи с ситуацией в Сирии сейчас в Армении звучат разговоры о том,
что при самом неблагоприятном стечении обстоятельств мы можем встать
перед фактом потери армянской общины в этой стране. Как вы считаете,
насколько обоснованы такие прогнозы?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны учитывать
следующий фактор: какой вектор примут изменения в Сирии. Если изменения
приведут к радикализации сирийского общества и приходу к власти после
режима Башара Асада сил, которые связаны с «братьями-мусульманами» и с
Аль-Каидой, то в этом случае я, конечно, не исключаю возможности того,
что нависнет прямая угроза над армянской общиной в этой стране.Да и не
только над армянской общиной, но и всеми христианами, которые живут в
Сирии. Но если процесс трансформации будет идти в более компромиссном
варианте и более или менее сохранится тот консенсус, который был
сформирован в период правления семьи Асадов в Сирии в отношениях
мусульман и христиан, в этом случае можно надеяться, что серьезных угроз
удастся избежать. Однако то, что сейчас происходит на арабском
Востоке, в странах, которые пережили так называемую «арабскую весну»,
меня настораживает. Мы видим, что к власти приходят или уже пришли более
радикальные мусульманские силы, которые, мягко говоря, совсем не
против, чтобы в отношении своих же христианских сограждан звучали прямые
угрозы. В целом, думаю, процесс исхода христиан из стран Ближнего
Востока не только продолжится в ближайшие годы, но и примет более
интенсивный и массовый характер. В течение последних десяти лет, как
известно, более двух миллионов христиан Ближний Восток уже покинули. - Куда в таком случае могут в первую очередь направиться сирийские армяне? -
Я считаю, что наши соотечественники как в Сирии, так и в любом другом
уголке мира, должны быть уверены в том, что у них есть родина -
Республика Армения, которая в случае необходимости протянет им руку
помощи. Конечно, Армения не обладает каким-то крупным потенциалом,
ресурсами и для нее могут возникнуть определенные сложности. Но тем не
менее надежда и даже уверенность в том, что Армения поможет людям в
случае необходимости, должны быть у всех армян, которые живут за
пределами собственно Армении. С другой стороны, если говорить именно об
армянской общине Сирии, то Армения, думаю, имеет возможность дать людям
кров, приют и тепло. Если, повторюсь, у наших соотечественников
возникнет необходимость покинуть Сирию и переселиться в Армению. - Какова, по вашей информации, реальная численность армянской общины в Сирии? Называются разные цифры... -
Насколько мне известно, что-то порядка 70-80 тысяч человек, может,
немного больше. Если попытаться коротко охарактеризовать армянскую
общину в Сирии, во-первых, она одна из наиболее организованных в мире.
Одна из тех, которые сохранили свою связь с родиной своих предков,
сохранили свои традиции, язык и обзавелись собственной интеллигенцией.
Армяне, к примеру, в Халебе (Алеппо) живут в собственном квартале,
который так и называется - Армянский, практически, в армянской среде.
Во-вторых, они на протяжении нескольких десятилетий жили в хороших
условиях - и в экономическом смысле, и в плане безопасности. Армяне не
вмешивались и не вмешиваются в политическую общегосударственную жизнь
Сирии, жили обособленно, но законопослушно, в достатке и, главное, в
безопасности. Третья особенность, если сравнивать сирийскую общину с
соседней - ливанской, состоит в том, что она не вооружена - в отличие от
армян в Ливане. Ливанские армяне в случае необходимости могут в
какой-то степени защитить себя и свои семьи, в Сирии же армяне
полагаются на закон и силы правопорядка. Просто при нынешнем строе в
Сирии мирному населению оружие было не нужно. В случае опасности
сирийские армяне не смогут, как, к примеру, ливанские, организовать
самооборону. Они беззащитны... Здесь у армян действуют церкви,
традиционные армянские партии, выходят газеты, журналы. И сегодня это не
только бизнесмены и предприниматели, торговцы и ремесленники, но и
врачи, юристы, писатели, учителя, журналисты, есть даже доктор наук,
преподает в университете Дамаска - люди, как правило, состоятельные и
самодостаточные. Словом, организованная, очень сплоченная община. Хотя,
оговорюсь, армянская община Сирии очень тесно связана с Бейрутом и ее
армянской общиной, также весьма сильной и самодостаточной. Две общины
как бы взаимодополняют друг друга. - Сейчас, когда вокруг
ситуации в Сирии мир разделился на тех, кто поддерживает Башара Асада, и
тех, кто его терпеть не может, возникает вопрос: почему армяне Сирии
традиционно поддерживают власти? - По вполне понятным причинам.
Именно режим Асадов обеспечивал армянам, да и всем христианским общинам
Сирии, безопасность и неприкосновенность - это главное. Второе -
предоставление людям возможности жить в достатке и благополучии. Но,
насколько я могу судить, руководство армянской общины не идет на
служение режиму Асада. Армяне сохраняют к правительству, так сказать,
благожелательный нейтралитет. Оппозиция же сейчас там, как известно, не
едина, много в ней представителей радикальных исламистских группировок,
от которых исходит непосредственная угроза. Мы уже знаем о том, что в
Сирии в последнее время погибли два наших соотечественника, пострадала
частная собственность людей. Так что армяне сейчас стараются быть
подальше от оппозиции, но и не пытаются портить с ней отношения. Думаю, в
сложившейся ситуации эта осторожная и взвешенная позиция себя
оправдывает. - В каком ключе, на ваш взгляд, могут развиваться дальнейшие события в Сирии? -
Думаю, здесь главную роль сыграет следующее обстоятельство: если в
течение ближайших месяцев удастся наладить диалог между правительством и
оппозицией или хотя бы силами, представляющими большинство в оппозиции,
включая и вооруженные группировки, то возможность мирной трансформации
современного режима сохранится. Если в ближайшие месяцы этого не
произойдет, а ситуация получит дальнейшее обострение, продолжится
вооруженная борьба, то не исключено, что события примут необратимый
характер. Тогда можно будет уже где-то к лету предсказывать начало
широкомасштабной гражданской войны и последующего хаоса. Здесь, конечно,
многое будет зависеть и от сил за пределами собственно Сирии. Ведь не
секрет, что оппозиция сегодня получает от различных государств, включая
арабский мир и Турцию, оружие и финансовую поддержку. Но очень важно то,
что на этот раз Запад все-таки воздерживается от прямой интервенции и,
возможно, диалог между противоборствующими силами окажется возможным. -
И все же, как следует повести себя в сложившихся обстоятельствах
Армении, хотя, конечно, вряд ли здесь от нее может что-то зависеть?.. Но
ведь с другой стороны Армения и Сирия всегда были дружественными
государствами... - Да, мы всегда были в хороших отношениях с
Сирией, мы всегда были друзьями сирийскому народу, и сейчас хотим для
этой страны мира и благополучия. Свидетельством же давней дружбы и
добрососедства является фетва главы священных мусульманских городов -
Мекки и Медины - 1917 года, которой предписывается всем мусульманам
помогать армянам, депортированным в годы Геноцида армян в Османской
Турции в сирийские пустыни. Именно эта фетва и заложила основу особых
отношений и дружбы армян и сирийцев. Думаю, сейчас главное, чтобы наши
соотечественники в Сирии были в безопасности. И второе - очень важно,
чтобы трансформация режима в более демократическое общество проходила
мирно, без гражданской войны, без крови. Стороны должны найти
возможность сделать мирным и бескровным переход от квазитоталитарного
режима, который, несомненно, там существует, к более демократическому и
свободному. Нам же всем остается надеяться на лучшее.
http://sobesednik.am/ru/politic/2477-2012-04-09-09-34-27
|