Турецко-израильские отношения продолжают ухудшаться. Президент Турции Абдулла Гюль обвиняет Анкару в неблагодарности: "Турция очень многое сделала для Израиля, однако последний не оценил этого".
То, что Турция действительно многое сделала для Государства Израиль, не вызывает сомнений. Долгое время Анкара была чуть ли не единственным союзником Иерусалима в регионе. Другое дело, что дружба была небескорыстной, поскольку хорошие отношения с Израилем способствовали росту авторитета Анкары в западном мире со всеми вытекающими оттуда конкретными прикладными последствиями. Не говоря уже о таких "мелочах", как противодействие со стороны еврейских лоббистских организаций инициативам по признанию Геноцида армян. С этой проблемой не раз вплотную сталкивались армянские организации Диаспоры.
НО ВОТ СЕЙЧАС МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И ТУРЦИЕЙ ПРОБЕЖАЛА БОЛЬШАЯ ЧЕРНАЯ КОШКА. Настолько черная, что Анкара сообщает о своих планах усиления военного присутствия Турции у берегов Израиля... Кстати говоря, "забег черной кошки" начался достаточно давно, и история с захватом спецназом Израиля направляющейся в сектор Газа турецкой "флотилии свободы" - только катализатор идущих за дипломатическими кулисами серьезных геополитических процессов.
Где находятся корни нынешнего турецко-израильского противостояния? Однозначный ответ на этот вопрос выглядел бы дилетантским, но понятно, что противоречия эти накапливались долго и не разрешатся за один день. Политики Израиля прямо говорят, что требуемые Анкарой официальные извинения за гибель турецких граждан - предлог. Согласно анализу израильских дипломатов, извинениями противоречия не разрешить, и Иерусалиму не остается ничего другого, как принять вызов... Понятно, что в этом противостоянии стороны будут искать себе новых союзников, а потому лоббисты Израиля прямо намекают официальному Еревану, что у того есть прекрасный шанс поднять свои отношения с Израилем на новый уровень.
Так, по мнению главы программы исследований России, Евразии и энергетической безопасности американского исследовательского центра Heritage Foundation Ариэля Коэна, "Эрдоган подарил Армении исторический шанс наладить тесные отношения с Израилем". "Турки своими руками испортили отношения с единственным в регионе стабильным партнером. Причем это происходит тогда, когда их пресловутая политика "нулевых проблем" с соседями превратилась в злую шутку. По всему периметру границ у турок проблемы: с Ираном, с курдами в Ираке, с грузинами - из-за Абхазии, с Сирией. Вместо того чтобы поливать грязью Израиль, турецким властям следует посмотреть на себя в зеркало, чтобы понять, кто виноват в том, что происходит", - заявил аналитик, который до недавнего времени поддерживал турецкие региональные инициативы и только после ухудшения турецко-израильских отношений заметил, что политика "нулевых проблем" превратилась в злую шутку.
Коэн также прямо говорит о том, какую поддержку может оказать Израиль делу признания Геноцида армян. "Признание Геноцида Конгрессом - вопрос времени. А когда это произойдет, то откроется возможность предъявлять турецким властям со стороны армян требования о компенсации", - отметил он, резюмировав, что, потеряв Израиль как союзника в этом вопросе, Турция рискует получить очень сильный удар.
Вместе с тем Коэн предупреждает Ереван проявлять "умеренность" и четко обозначает ту "красную линию", на которой заканчивается потенциальная дружба Еревана и Иерусалима. "Сегодня у Армении появился уникальный исторический шанс наладить контакты с Иерусалимом. Но она должна понимать, что не может придерживаться максималистской позиции. Израиль не захочет разрывать отношения с Азербайджаном, это ему невыгодно. Поэтому, лишь проявляя терпимость и понимание, Ереван сможет добиться примирения и налаживания хороших связей", - говорит Коэн. То есть, проявляя "терпимость", Ереван может добиться поддержки израильского лобби по вопросу Геноцида, но у него нет шансов добиться поддержки Израилем армянской позиции по вопросу Нагорного Карабаха...
Однако, судя по первым откликам от армянских политиков и
политологов, официальный Ереван вовсе не нуждался в предупреждениях
Коэна. За небольшим исключением, никто в Ереване в эйфорию от "намеков
Коэна" не впал и чепчиков в воздух бросать не стал. Конъюнктурность
политики Израиля мало для кого является секретом, и предупреждения Коэна
из разряда тех, в которых никто особо не нуждается. Из Еревана в свою
очередь дали понять, что, если Израиль сегодня говорит о своей возможной
поддержке процесса признания Геноцида и предлагает дружить (но не в
ущерб Азербайджану), это вовсе не означает, что Ереван будет активно
набиваться Иерусалиму в друзья и менять свои региональные приоритеты.