Парламент Грузии выполнил рекомендацию Совета Европы
и в законодательном порядке присвоил юридический статус всем действующим
в стране религиозным объединениям. Грузинская православная церковь
и паства оскорбились, а часть оппозиции обвинила Михаила Саакашвили
в «объявлении войны Богу и народу».
Поправки в Гражданский кодекс были приняты в ускоренном
порядке. Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй просил президента
их не подписывать, но Саакашвили просьбе не внял. И тогда многотысячная
паства в знак протеста двинулась из различных церквей к собору Святой
Троицы в Тбилиси. Главная претензия церкви (с которой согласны некоторые
эксперты и политики) — власти приняли закон, не посоветовавшись ни
с патриархией, ни с общественностью.
Суть же нововведения состоит в том, что религиозные организации получили равные возможности
с организациями частного права. Соответственно, зародилось подозрение,
что в итоге грузинская церковь может потерять часть своей
собственности — ведь на некоторые храмы претендует армянская церковь.
Заметим, что этот вопрос принадлежности в последнее время приобрел
особую остроту. После недавнего визита в Тбилиси главы МИД Армении
Эдварда Налбандяна и Католикоса Всех армян Гарегина Второго многие
в Грузии заподозрили, что армяне могут частично добиться своего.
Некоторое основание для такого подозрения, хотя и сильно притянутого
за уши, есть: во-первых, Тбилиси получил благодарственное письмо из
Эчмиадзина, во-вторых, стороны договорились создать комиссию по спорным
храмам и статусу Армянской церкви в Грузии. И тут, как на грех,
парламент принял законодательство о религиозных организациях.
Эксперты не исключают, что в наиболее «дремучей» части грузинского
общества принятие поправок в Гражданский кодекс может спровоцировать
антиармянские и вообще ксенофобские настроения. Вероятно, опасается
этого и патриархия, которая постфактум попыталась сгладить острые углы.
Однако конфликт между церковью и государством налицо. Вероятно, потому,
что Грузинская православная церковь опасается лишиться доминирующей роли
в религиозном пространстве страны.
Как считают некоторые эксперты, страхи грузинской церкви напрасны,
поскольку ее привилегированное положение закреплено конкордатом, то есть
конституционным соглашением между церковью и государством, и ни
григорианство, ни баптизм, ни прочие православию не угрожают. Впрочем,
церковь убеждена в обратном — более того, некоторые высокопоставленные
духовные лица обвинили власти в нарушении конкордата.
Между тем премьер-министр Грузии Николоз Гилаури заверил, что
правительство не собирается рассматривать вопрос передачи имущества
Грузинской православной церкви кому бы то ни было. А спикер грузинского
парламента Давид Бакрадзе заявил: «Мы всегда уважали и будем уважать
веру всех людей, проживающих в Грузии. Исторически – так было и есть –
отношение к православной церкви особое, и это гарантировано
конституционным соглашением». По его убеждению, новое законодательство
лишь подчеркивает такое положение дел. Спикер выразил сожаление
по поводу того, что определенные силы намеренно или ненамеренно неверно
интерпретировали поправки.
Пока власти оправдывались, а оппозиция – в частности, «Лейбористская
партия» — обвиняла Саакашвили в том, что он «объявил войну Богу
и народу», заместитель генерального секретаря Совета Европы Мод де
Бур-Букикио выразила удовлетворение принятием Грузией законодательства
о религиозных организациях, назвав это «важным и прогрессивным
шагом». «Я приветствую внесение изменений в Гражданский кодекс Грузии,
которые позволят религиозным группам зарегистрироваться в качестве
религиозных ассоциаций», — заявила она. По ее мнению, закон имеет
«большое значение для обеспечения более открытого и толерантного подхода
в отношении практики религиозной веры в Грузии». Бур-Букикио напомнила:
«В Европейской конвенции по правам человека четко сказано, что каждый
человек имеет право на свободу совести и вероисповедания,
и законодательные изменения обеспечат более прочную основу для защиты
этих прав».
Отметим, что это заявление было сделано отнюдь не формально: в апреле
ткущего года Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла
резолюцию, в которой выражена обеспокоенность по поводу «недостатка
соответствующего правового статуса и правовой защиты у существующих
в Грузии религиозных вероисповеданий, кроме Грузинской православной
церкви». ПАСЕ призвала Грузию «принять специальный закон о религии, обеспечивающий равный правовой статус всем существующим в стране вероисповеданиям».
Закон как таковой принят не был, и грузинский парламент ограничился
поправками в Гражданском кодексе. Но, вероятно, ПАСЕ это на данном этапе
удовлетворило. Докладчики этой организации по Грузии — Майкл Йенсен
и Кастрио Ислам — заявили, что нововведения «соответствуют рекомендациям
ПАСЕ и подтверждают, что Грузия уважает принцип права на свободу
религии и внутренней религиозной толерантности».
Когда обстановка накалилась донельзя, Святой Синод ГПЦ созвал заседание и постарался «погасить» скандал, не предвещающий ничего хорошего
ни церкви, ни властям, ни верующим. По итогам заседания Синод
распространил протокол, в котором, в частности, сказано: церковь
выражает недовольство тем, что изменения в законодательстве были приняты
без предварительных консультаций с патриархией и грузинским народом.
Синод рекомендовал властям Грузии впредь консультироваться с патриархией
по законам и вопросам, связанным с религией ввиду «чувствительности
темы», а также с целью «избежать возможных осложнений».
Кроме того, Святой Синод желает, чтобы правительство Грузии начало
переговоры о статусе епархии грузинской патриархии в зарубежных странах,
включая вопросы собственности. Также Синод ждет от грузинского
государства активизации действий по уходу и патронажу культурных
и духовных памятников Грузии за рубежом. И, что самое главное, Святой
Синод призвал духовных лиц и паству не накалять обстановку, отказаться
от самовольных действий и «продолжить молитву за единство нации и ее
спокойствие».
Церковь и государство также решили создать три комиссии. Одна из них
займется вопросами, касающимися статуса Грузинской православной церкви
в зарубежных странах. Вторая, постоянно действующая, будет отвечать
за проблематику, касающуюся принадлежности и прав собственности
культовых сооружений. Третья комиссия будет заниматься мониторингом
соблюдения конкордата. В состав всех комиссий войдут представители
духовенства, государства и научных кругов.
Словом, скандал между церковью и государством, так или иначе, удалось
погасить. Хотя он вновь может возникнуть, если в Грузии активизируется
одна из неправославных конфессий, либо ей будет передано культовое
сооружение, либо крайние фундаменталисты (а такие есть в любой
конфессии) вздумают замутить воду на псевдорелигиозной почве.
Последний сценарий развития событий крайне опасен — тем более, что
в 2012 году Грузию ожидают парламентские выборы, и нет никакой
уверенности, что крайний религиозный фундаментализм не окажется в одной
упряжке с одной из политических партий крайне радикального толка.
Словом, из всей этой истории – по сути, бури в стакане воды
– и властям, и церкви следовало бы сделать определенные выводы.
В частности, власти следует по столь чувствительным вопросам все же
консультироваться с патриархией. А церковь должна быть крайне
осторожной, дабы как минимум не спровоцировать религиозные разногласия в
многонациональной стране и раскол в своих же рядах.
Ирина Джорбенадзе
http://www.rosbalt.ru/kavkaz/2011/07/14/869218.html
|