Я
мучительно и настойчиво вглядываюсь в плотную даль: каким он был, мой
прадед тер Алексан, священник в небольшой шушинской церквушке? А его
дочери, мои бабушки? В юности на бабушек оказали огромное влияние идеи
революционера-демократа Микаела Налбандяна. Марксистские кружки
заполнили их юность. Из-за участия в этих кружках им пришлось бежать из
Шуши.
Мне нравится, конечно, такая рано проснувшаяся гражданская,
политическая активность бабушек, но лучше бы они поехали учительствовать
в отдаленные карабахские села и остались в родном Карабахе, и тогда я
бы стояла со всеми вместе на площади Степанакерта в 1988 году и в
последующие годы, поднимая ладонь, сомкнутую в кулак, и слезно
отстаивала право народа на отчую землю. Хорошо еще, что я стояла с этим
высоко поднятым кулачком на Театральной площади в Ереване...
Впрочем, им, бабушкам, все равно пришлось бы бежать от пожаров,
погромов, резни Шуши в 1905 году. А выживи они в тот страшный погромный
1905 год, их ждал бы 1920 год Шуши - убийство тридцати тысяч армян,
уничтожение одного из культурнейших центров Кавказа. Как ни кинь, их
ждали резня и дымы. А не потому ли, собственно, столь рано проснулся в
них неукротимый дух, ведь были еще и погромы конца позапрошлого века, да
и в генах жила память об ужасах и убийствах. И любое насилие заставляло
душу вспыхивать с новой силой.
Уже в Армавире, на Северном Кавказе, бабушки с особой пронзительной
отдачей танцевали танец непокорных горцев: "Встань, проснись, моя душа,
мы станцуем Шамиля". Шамиль - гордость Кавказа. 25 долгих мужественных
лет. Не сдаваться! Да, горстка, но гордая, несгибаемая. Это было близко
карабахскому сердцу.
Выгнув тонкий стан, юные бабушки идут по кругу. Выправка в горском
танце - главное. Тонкость силуэта. Клинок, а не профиль танцующего. Мои
бабушки молоды. И они танцуют. Над ними солнце, отличное от армянского
солнца. И их объемлют времена, в которых меня еще нет. Сейчас, когда я
пишу это, тоже хочется встать, выгнуть стан и пойти по кругу. Как
вздрогнуло мое сердце от узнавания, когда я впервые увидела на сцене
Махмуда Эсамбаева, шепот ног, почти не касающихся пола. Не танец -
дуновение. Нечто призрачное. Но и огневое и в высшей степени непокорное.
Толчки воинственного ритмического рисунка танца. Круги, круги быстрого
тела. Руки, выразительно меняющие крылатость. Сабля, шпага, а не рука.
Кисти всегда под резким углом. Певучая кисть. Ломкая, гибкая,
пятизвездочная. Певучая мягкая ступня. Пружинисто, по-кошачьи
сгибающееся тело. И темп! Как всадник, как стрела, как пуля.
Действительно, как тут не встать, как не проснуться душе!
В пору моих молодых московских скитаний я как-то увидела Махмуда
Эсамбаева на центральном телеграфе. Он сидел напротив меня, заполняя
какой-то бланк. Вдруг он поднял глаза. Я замерла. Серебряные, лазурные,
изумрудные горные озера лили на меня свой высокогорный свет. Свой
поминутно меняющийся цвет. Вот они серебряные. Теперь зеленые. Минута - и
шелковисто-серые. Но и не без жгучей синевы. Над узким лицом
поднималась высокая шапка крутого лоснящегося каракуля - золотого,
медового, орехового, неописуемых оттенков. Завитки идеальные, один к
одному. В меру крупные. Пальто на танцовщике тоже было из идеально
сшитого кремового лоснящегося сукна самой лучшей выделки. Словом, передо
мной сидело совершенство. И, не очень сосредоточиваясь на мне, это
идеальное существо с большими туманами кавказских глаз спросило вдруг:
"Какое сегодня число?" Я ответила машинально, сомнамбулически. Существо
проставило что-то на телеграфном бланке и пошло к дальнему окошечку
походкой рыси. Серебряное видение погасло. Я очнулась от блестящего сна,
привычно перейдя в более плотные слои повседневности - уже не
серебряной, а серой.
Но за много, за много десятилетий до этого вспыхнувшего передо мной
видения на центральном московском телеграфе мои музыкальные бабушки (еще
бы - дочери священника! От этой семейной музыкальности и мне, поэту,
кое-что перепало) кружатся в танце. Армянские глаза горят. Это кровь
творит их танец. Танец чужой, но непокорность гордых поз родная.
Покинутая земля Карабаха зовет их.
Вот
бы и вернуться и не отнимать у меня, писателя, родной язык. Не творить
мою зигзагообразную биографию. Но память об ужасах сидит глубоко в
подсознании. К тому же быт, семья, врастание в среду. Словом, тысяча и
одно препятствие. Вечная доля, вечное армянское вынужденное
странничество.
Андраник э кач
юр ынкернеров
гнум э патеразм,
кспасе гарнан, -
громко распевала в детстве мама вместе с другими армянскими детьми на
улицах Армавира. Чумазая, хорошо говорившая на языке нового окружения,
но еще близкая к родным истокам.
Интересно, была ли бабушка в Армавире на чествовании Андраника летом
1918 года? Читала ли статью в местной газете, где его называли
"армянским Гарибальди"? А как она могла эту статью не прочесть и на
чествование не пойти?
Ростов, Нахичеван-на-Дону, Армавир, Екатеринодар, Владикавказ,
Пятигорск. Вечера, вечера, вечера. Сколько прошло перед Андраником
богатых армян с их украшенными драгоценностями женами. Это, обращаясь к
сверкающему великолепию рядов, сказал он в сердцах в Екатеринодаре:
"Конечно же, мне очень приятно слышать здесь воодушевленные "Ура!" "Да
здравствует!" и др. Я видел много подобных банкетов и слышал овации,
красивые речи, трескучие фразы... Но какая польза от этого моему
измученному народу... Я недостаточно образован, я - сын народа, воин и
не могу произносить красивых речей, но обращаюсь к вам, милостивые дамы и
господа: исповедуйтесь перед собой и собственной совестью без
священника и спросите себя, что сделали вы для улучшения жизни
измученного и истерзанного народа Западной Армении. Я надеюсь на вас,
армянские матери, вы должны воспитать и дать образование вашим детям,
вдохнуть в них героический дух, любовь к армянским братьям..."
Завет, который моя мама, распевавшая в детстве песнь об Андранике,
выполнила, безусловно, не полностью. К моему вящему огорчению. Да, она
воспитала меня и дала мне образование, даже вдохнула в меня героический
дух. Но обучила ли она меня армянскому языку? Нет. И никакая чужбина не
может оправдать этой ее странной "забывчивости". Я бы тоже хотела расти,
распевая песни об Андранике на родном языке, а не в поздние годы писать
о нем эссе на языке чужом. Но моим детством распорядились по-иному.
Впрочем, в пору моего детства петь песни об Андранике было уже
небезопасно... Как и о Шамиле, последней и самой любимой женой которого
была армянка Анна, дочь моздокского армянского купца. Она разделила с
немолодым Шамилем все - и блеск запредельной славы, и последнее
горькое изгнание. В изгнание с ним из всех его жен поехала она одна. Об
этом замечательно написал Расул Гамзатов в книге "Мой Дагестан". Армянка
Анна, ставшая Шуайнат. Восхищенная мужеством Шамиля, она сама пришла к
нему, ее никто не неволил, никто не похищал. И как же любил он ее! А
когда она, единственная из всех его жен, поехала с ним в изгнание, он
понял, что она - ровня ему: больше всего он ценил в людях верность,
преданность и стойкость. Он, которого столько раз предавали...
Нелли СААКЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20252/culture/18076/
|