Близится 66-я годовщина Великой Победы. Но "эхо”
Отечественной войны не умолкает и по сей день: ее отголоски каждый раз
открывают перед нами неизвестные страницы тех суровых лет и славных
подвигов сынов отчизны, отстоявших нашу общую родину. Наш же общий долг -
увековечить память о погибших воинах, о многих из которых мы до сих пор
мало что знаем. Об одном из них - известном
черноморском летчике, отдавшем жизнь за освобождение Анапы, гвардии
капитане Варткезе Макаровиче Вартаньяне, - мы и хотим рассказать нашим
читателям. Отметим, что помощь в написании материала нам оказали
краевед, Почетный гражданин города-курорта Анапа, председатель секции
"Поиск” Совета ветеранов города Гегам Поладянц и дочь героя войны Эмма
Вартаньян. Варткез Вартаньян родился в 1910 году в
городе Игдир Западной Армении (ныне - территория Турции). Он был одним
из тех, кто чудом выжил во время геноцида армян 1915 года: потеряв отца,
он с матерью и сестрой, пережив многочисленные страдания и лишения,
сумел найти спасение от турецкого ятагана в Советской Армении. До
войны успел закончить Ейское училище морских летчиков, в котором, после
завершения учебы, работал инструктором. Вот что свидетельствуют данные
из выпускной аттестации летчика: "В.Вартаньян дисциплинирован, к работе
относится отлично, волевые качества развиты отлично. Физически развит
хорошо. Матчасть оружия и самолета знает хорошо, идеологически устойчив,
политически развит отлично, летные качества отличные. Достоин звания
военного пилота-истребителя”. В 1937 году
В.Вартаньян был направлен в 46-ю отдельную авиаэскадрилью
Днепропетровской военной флотилии. В мае 1941 года авиаэскадрилья, где
старший лейтенант Вартаньян был командиром звена, базировалась на
аэродроме Жабчины под городом Пинском. В первый же день войны, 22 июня
1941 года, летчик получил ранение в руку и ногу: утром, когда поступило
сообщение о переходе границы немцами и авиаэскадрилья была поднята по
тревоге, летчики готовились к вылету. Но вражеская авиация уже начала
бомбить аэродром, в результате чего наши самолеты были сожжены, а
Вартаньян и его друг В.Юликов, получив ранения, два месяца проходили
лечение в госпиталях Пинска, Гомеля и Воронежа. После
выздоровления Вартаньян и Юликов были направлены в 18-й авиаполк ВВС
Черноморского флота, который базировался на Херсонесском аэродроме (г.
Севастополь). Замкомандира 3 авиаэскадрильи 8 гвардейского штурмового
авиаполка ВВС ЧФ, капитан Вартаньян принимал активное участие в обороне
города-героя Севастополя с 20 ноября 1941 по 2 июля 1942 года. За
оборону Севастополя был дважды награжден орденом Красного знамени и
представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. После
того, как Севастополь был оставлен, черноморская авиация
перебазировалась на Кавказ. 18-й авиаполк перелетел на аэродром Анапы, а
после переформирования в Грузии перелетел на аэродром Геленджика и был
преобразован в 8-й гвардейский. Гвардии капитан В.Вартаньян был назначен
командиром 2-й эскадрильи 8-го гвардейского авиаполка, который принимал
активное участие в освобождении от немецко-фашистских захватчиков
Новороссийска, Анапы и других населенных пунктов. Как
вспоминал бывший начальник штаба ВВС ЧФ генерал-лейтенант авиации
Б.Петров: "На подходе к Новороссийску враг пытался преградить путь нашим
штурмовикам стеной зенитного огня... Появилась эскадрилья во главе с
замечательным воздушным бойцом Вартаньяном. - За мной, орлы, за Новороссийск, - командует он своим подчиненным летчикам. В это время пехота противника, поддерживаемая танками, готовилась к новой атаке. Шесть раз атаковали врага штурмовики Вартаньяна. При этом им удалось уничтожить четыре вражеских танка и свыше 150 гитлеровцев”. Постоянно
во главе эскадрильи Вартаньян вылетал на штурмы вражеского аэродрома,
морского порта в Анапе, кораблей и транспортов на переходе Керчь -
Анапа. Он уничтожил 9 танков, 4 бронемашины, 34 орудия и миномета, 103
автомашины с боеприпасами, 38 повозок с грузом, несколько быстроходных
немецких десантных барж и живой силы 830 человек. О его боевых заслугах
писали газеты "Правда”, "Известия”, "Красная звезда”, "Красный флот”,
"Красный Черноморец”, "Вперед за Родину”. Вот
отрывок из статьи в газете "Красный флот” (№ 225 от 23.08.1943г.):
"Гвардии капитан В.Вартаньян пользуется в гвардейском полку большим
авторитетом. У него за плечами двухлетний опыт войны. Он 100 раз
штурмовал немцев. Штурмовик-ас, он никогда не кичится ни знаниями, ни
заслугами. О своих молодых летчиках Попове (Герой Советского Союза),
Михайлове, Мельникове, Потапове командир эскадрильи говорит: - Я люблю и берегу их. Надеюсь, как на себя. В бою они не подведут. Такой же любовью отвечали своему командиру летчики: - Если с нами наш капитан, нам ничего не страшно”. В.Вартаньян
героически погиб 14 сентября 1943 гада при штурмовке плавсредств
противника в порту Анапа. Последняя запись в дневнике, который летчик
вел во время войны, датирована 13 сентября: "Война жестокая, тем сильнее
будем воевать за Родину. Я берегу людей, но если надо - и сам, и мои
летчики пойдут на смерть во имя Победы”. Нам
удалось найти рассказ о последнем боевом вылете летчика-аса: об этом
написал в своей документальной книге "Записки морского летчика” Герой
Советского Союза Василий Минаков. "Позавчера рано
утром они вылетели на уничтожение плавсредств в порту Анапа. Восьмерку
вел Варткез Вартаньян. К цели шли морем, на бреющем, не замеченными
достигли порта. Для фашистов - гром с ясного неба! С ходу, парами
атаковали десяток быстроходных десантных барж у причалов. Зенитки с
огнем запоздали, лупили остервенело, но бестолково. Хороший получился
удар. Три баржи сразу взорвались, на трех - пожары. На молу тоже пожары,
взрывы... В пылу боя ведомые даже не заметили, что машина комэска
подбита. Он продолжал вести группу на новую цель, хотя мотор у него
дымил. Пушечно-пулеметным огнем, эрэсами обстреляли пехоту, колонну
автомашин. На отходе от цели напали четыре "фоккера”. Один с ходу
устремился на израненный самолет. Ведомый Вартаньяна, летчик Парменов,
бросил свою машину наперерез... Поздно! Пушечная очередь прошила самолет
комэска, машина вздрогнула, качнулась, упала в пике и врезалась в воду.
Остальные пристроились друг другу в хвост, замкнули кольцо, ощетинились
стволами пушек и пулеметов. Так и долетели, все семеро, а командир... -
Как старший брат он мне был, - закончил Жора (прославленный летчик
Георгий Попов, мастерски крушивший оборону врага. - И.А.) свой
торопливый рассказ. - Какой человек!..” За доблесть
и мужество, образцовое выполнение боевых заданий командования капитан
В.Вартаньян был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. К
слову, в годы войны, в приказе народного комиссариата обороны СССР (№
6229 от 19.08.1941 года) о штурмовой авиации было написано: "За успешное
выполнение 30 боевых заданий днем или 20 боевых заданий ночью
присуждается звание Героя Советского Союза”. У капитана Варткеза
Вартаньяна их было 108! Посмертно его наградили... орденом Отечественной
войны 1-й степени. Сегодня имя нашего славного
сокола, героически погибшего в Великой войне, вместе с именами других
павших героев высечено на мраморной плите сквера Боевой славы города
Анапа, где горит Вечный огонь, а в городском музее на стенде висит его
фотография, хранится копия военного дневника, а также именные часы,
врученные Вартаньяну в Севастополе Военным Советом Черноморского флота. И
каждый год, в годовщину Победы и на юбилейную дату - 21 сентября, в
День освобождения Анапы благодарные потомки несут к памятной плите
свежие цветы и вспоминают тех, кто отдал свои жизни за наше безоблачное
небо над головой. http://www.ra.am/?num=2011050615#2011050615
|