Понедельник, 25.11.2024, 22:26

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Июль » 11 » ФАКТОР НЕФТИ В АРЦАХСКОЙ ВОЙНЕ(Начало)
17:22
ФАКТОР НЕФТИ В АРЦАХСКОЙ ВОЙНЕ(Начало)

Сложившаяся в наши дни ситуация доказывает правоту критиковавших в свое время экономическую эффективность трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Более того, еще в те дни, в первой половине 1990-ых, когда нефтяные западные компании только-только появлялись в Азербайджане, уже звучали авторитетные точки зрения и утверждения, что никакие проекты по экспорту азербайджанских энергоносителей, особенно нефти- в Турцию и оттуда на так называемые международные рынки, не будут эффективны, пока:
1) в него не будут вовлечены нефтяные запасы Казахстана и не обеспечивается ежедневная пропускная способность, как минимум, 3-5 млн. баррелей нефти
2) если в эти программы не вовлечена Россия.
Эти точки зрения основывались на том обстоятельстве, что если энергоносителей подобных масштабов из восточной и западной частей Каспийского моря и удастся переправлять на протяжении десятилетий в Турцию, то необходимая для этого зона безопасности должна включать в себя как минимум весь Южный Кавказ и обеспечивать нейтралитет пограничного российского северокавказского региона по отношению к этим энергетическим транзитам. А конкретнее - обеспечить в разрезе десятилетий, чтобы Россия воздерживалась от любой экономико-политической деятельности на Южном Кавказе и южнее в этом направлении. Как можно эти цели связать с начавшимися приблизительно в это время в южных регионах РФ сепаратистскими движениями и двумя чеченскими войнами? Или - сохранился бы их масштаб, если бы армянские силы в 1994-м взяли под свой контроль Мингечаур и закрыли пути энергетических транзитов, обеспечив присутствие в нашей стране российских вооруженных сил, а с 1995-го - российской военной базы, это другой вопрос. Но факт, что эту опасность Россия видела еще с начала 1990-х. Как доказательство этого можно привести заявление, сделанное министром иностранных дел Андреем Козыревым в 1993 г.: «Южный Кавказ - зона жизненных интересов России, и если она там потеряет свои позиции, то другие силы займут ее место, а это неминуемо приведет к отделению Северного Кавказа от России.
Однако уже в 1997-м, когда Левон Тер-Петросян связывал статус-кво Карабаха с «нефтяными интересами Запада, ситуация была определенно другая. Во-первых, Россия постепенно вступала в этап восстановления экономики. После этого в какой-то мере восстановились российско-казахские политические и экономические отношения, и уже под сомнение ставился тот факт, что Казахстан согласится всю свою нефть переправлять в направлении Каспийское море-Азербайджан-Турция. В это время уже было очевидно, что программы по расчленению РФ не действуют. А это означало, что Россия сохранилась как мощное атомное государство, причем вооруженное определенными технически опережающими Запад на несколько десятилетий видами вооружения, в том числе противовоздушной обороны и ракетного удара, средств борьбы против которых до сих пор нет. Более того, уже сейчас становится ясно, что приблизительно в то же время западные разведывательные службы начали получать информацию о российской противовоздушной обороне, так сказать, о плазменных технологиях, о чем в наши дни ходят одни легенды. Восстановление российской экономики считалось всего лишь вопросом времени и ожидалось дальнейшее развитие российских вооруженных сил. Это в свою очередь не давало возможность обеспечить зону соответствующей безопасности для южнокавказских экономических трубопроводов на длительный период, и в этой ситуации они не были привлекательны для серьезных инвесторов и до сих пор остаются таковыми. И все это давало основание многим авторитетным источникам исключать все возможности крупного транзита энергоносителей из Центральной Азии без участия РФ. Проекты поменьше - возможны. Скажем, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан,что с экономической точки зрения не поддается логическому объяснению.
Но в любом случае, уступающий по длине только нефтепроводу «Дружба 1768-километровый нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан был построен, и возникает логичный вопрос: это и есть «нефтяные интересы Запада, о которых говорил ЛТП? И вообще - есть и были ли в действительности эти «нефтяные интересы Запада, или сказочные запасы нефти каспийского региона были всего лишь «большим блефом, о чем все чаще высказываются мнения, что цель этого «блефа всего лишь решение проблемы энергетической безопасности Израиля. Более конкретно - зачем в действительности в Азербайджан вошли официально считающиеся британскими и лоббирующиеся британским государством, однако имеющие еврейские корни нефтяные компании?
Причем, их появление было похоже на хорошо подготовленную пропаганду. В 1990-1992 гг. британская разведывательная группа «Симон Робертсон провела опросы в рамках 5-6 десятков западных нефтяных компаний, желая выяснить, какие страны предпочтительнее для инвестиций в сфере нефти и газа. Если в 1990 г. СССР в этом списке занимал десятое место, то через год-два СНГ оказался уже на втором. Ясно, что этому продвижению в списке способствовал развал СССР, который сделал реалистичным вообще осуществление инвестиций в этом регионе. Но не только: именно в 1991-92 гг. возникла легенда о «сказочных запасах каспийской нефти. Конечно, в каспийском регионе нефть есть и немало, но в действительности, каковы эти запасы? Этот вопрос был очень актуален и в начале 1990 гг., и сегодня. В том плане, что нефть Азербайджана считается глубинной, иссякающей и дорогой. И вообще нефть всего каспийского региона считается дорогой в плане коммуникаций. Регион с географической точки зрения отрезан от мирового океана и без дорогостоящих трубопроводов осуществить перевозку сюда невозможно. А политические проблемы делают южнокавказский регион единственным направлением строительства этих трубопроводов. В этом случае расходы увеличиваются, так как, с одной стороны, как отметили, есть очень дорогостоящее «удовольствие борьбы против России, а с другой стороны, по своей протяженности Баку-Тбилиси-Джейхан уступает нефтепроводу советского производства «Дружба, не испытывающему никаких затруднений с в вопросе сырья, необходимого для производства и установки труб.
Какого же инвестора можно привлечь каспийской нефтью, если ему не пообещать как минимум «второй Кувейт, пропагандируемый Гейдаром Алиевым? А если выяснится, что нет этого «второго Кувейта?
Даже азербайджанские источники периодически с недоверием относятся к «сказочной нефти каспийского региона. В частности, ныне живущий в США азербайджанец, ученый, бывший работник центра Стратегических и международных исследований Вашингтона, ныне старший помощник Исторического исследовательского центра Вашингтона Алек Расизаде еще в 2004 в своей научной работе «Десятилетие после независимости: вхождение Азербайджана в третий мир пишет: «Все подходы, бросающие вызов нашей большой нефтяной политике в регионе, не поощряются, и все любители совать нос в дела других, известные ныне своим упорством в обнаружении фактов, даже подвергают свою жизнь опасности. Несколько недоверчивых исследователей, которые в середине 1990-х гг. попытались угадать размер нефтяных запасов в Каспии, остались неуслышанными освещающей внешнюю политику прессой и Вашингтоном. Если даже некоторые ученые выделялись среди других большими способностями предвидения, их идеи подвергались особой бюрократической обработке. Учитывалось только всеобщее проходящее через мощное нефтяное лобби мнение - вот что доходило до президента США и Конгресса …
Еще один интересный эпизод из этого труда: «Вряд ли найдется какая-нибудь отрасль производства, которая имела бы такой исключительный механизм рекламы, как каспийская нефть. Вот свежий пример не соответствующей действительности избитой рекламы из журнала «Newsweek: «Несомненно, при свойственной журналистам сдержанности не подобает говорить о нефти Каспия, как о чрезвычайно интересном детективном триллере … По самым скромным подсчетам, в Каспийском бассейне есть около 70 млрд. баррелей нефти.
В тот же день, когда распространилась эта информация, на проходившем в Алма-Ата Евразийском экономическом форуме председатель итальянской компании ENI (которая сейчас считается основным партнером «Газпрома в программе «Южный поток) Г.М. Грос Пиедрон сказал, что в Каспийском море всего 7,8 миллиардов баррелей нефти. Отметим, что ENI - это та западная компания, которая одной из первых после распада СССР вошла в постсоветское пространство. Причем, осуществляла на протяжении лет и в Азербайджане, и в Казахстане поисково-разведывательскую деятельность и на деле единственная смогла обнаружить новые залежи нефти в регионе. Однако эти открытия в основном связаны с Казахстаном. Речь идет в частности о в действительности еще слабо разработанной скважине на территории Восточного Кашагана, который, по разным оценкам, содержит порядка 7 млрд. баррелей нефти (предположительные общие запасы около 36 млрд. баррелей или 4,92 млрд. тонн, хотя казахские источники представляют более скромные данные - 21-23 млрд. баррелей). Поэтому нельзя не согласиться с Алеком Расизаде в том, что «оценка председателя ENI достойна большого доверия, чем эмоциональные журналистские подсчеты...
Итак, 7-8 млрд. баррелей нефти (без учета Кашагана ). Однако было время, когда говорили даже о 200 млрд. баррелей. Мы еще вернемся к этим цифрам. Пока отметим, что хотя 7-8 млрд. баррелей сама по себе цифра внушительная ( порядка 3 процентов оцененных мировых запасов), однако на азербайджанском участке находится их ничтожная часть. Напомним, что речь идет об известных в 2003-м и озвученных в 2004-м данных. После этого, в действительности, мало говорилось об обнаружении в Азербайджане новых запасов нефти, и сейчас запасы нефти вместе с предположительными запасами оцениваются в 4-4,5 млрд. баррелей, но вместо этого возросла добыча нефти (см. таблицу).
Выходит, что начиная с 2004г. в Азербайджане добыли около 2 млрд. баррелей нефти. С 2009-го показатель ежедневной добычи пересек границу 1,3 млн. баррелей и через год-другой может достичь предусмотренного максимума 1,4 млн. Т.е. сейчас ежегодно добывается более 500 млн. баррелей нефти., на что азербайджанских запасов хватит на 9-10 лет. В таком случае логично звучит мысль А.Расизаде в другой его работе: «Нефтяной бум Каспия, начиная с 2005-ого, усилил Азербайджан, однако это преимущество исчезнет в период с 2011 по 2019 г.г., параллельно с уменьшением нефтяных запасов.

(Продолжение следует)
Кероб САРГСЯН  

http://iravunk.com/rus/08.07.11.html#rus6
Просмотров: 582 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024