Христианское меньшинство Египта оказалось в заложниках у разбушевавшейся революционной стихии. Фото Reuters
|
Революционная эйфория в Египте перерастает в страх, вызванный
проявлениями религиозной нетерпимости. События первой половины мая глава
пресс-службы Католической Церкви Египта священник Рафик Грейх
охарактеризовал как начало настоящией гражданской войны. Вот краткая
хронология межобщинных столкновений. В результате атаки радикальных
мусульман на представителей коптского христианского меньшинства 7 мая в
пригороде Каира Имбабе погибли 15 человек и 232 были ранены, сожжены две
церкви и десятки лавок, жилых домов и автомобилей местных христиан. 10
мая толпа вооруженных мусульман напала в Александрии на демонстрацию
коптов, протестовавших против погромов в Имбабе. Несколько человек с
ранениями различной степени тяжести попали в больницы, однако более
тяжких жертв удалось избежать благодаря быстрому вмешательству полиции. В
ночь с 14 на 15 мая столкновения начались уже в центре Каира, где
митинговавшие у здания Гостелевидения христиане несколько раз
подверглись обстрелу из автоматического оружия, а затем были атакованы
толпой, пустившей в ход холодное оружие. В итоге 67 коптов
госпитализированы, еще двое, по информации спутникового телеканала
«Аль-Джазира» (не подтвержденной официальными властями Египта), убиты.
Имбаба – самый густонаселенный и один из самых депрессивных районов
египетской столицы, где проживают выходцы из провинции. Здесь
традиционно сильно влияние радикальных исламистов. В ноябре 1992 года
вождь одной из военизированных группировок шейх Габер даже объявил в
квартале независимую «Исламскую республику Имбаба», а себя – ее
президентом. Живших в квартале христиан он обязал платить джизью – налог
на иноверцев, магазины с западной одеждой и видеопродукцией закрыть.
Обеспокоенные власти Египта бросили на штурм Имбабы 14-тысячную армию,
однако шейх со своими бойцами успешно отбивался от правительственных
войск в течение нескольких недель. После того как в декабре 1992 года
египетские власти восстановили контроль над районом, 250 наиболее
опасных бунтовщиков были отправлены в тюрьмы, еще 5 тыс. выселены в
другие места. Хотя в экономику района были направлены серьезные
инвестиции, благосостояния более чем миллиону местных жителей это не
добавило.
Впрочем, еще 19 февраля с.г. побывавшие в Имбабе журналисты New York
Times уверяли своих читателей, что интерес жителей квартала к религии
минимален. Однако вечером 7 мая у христианского храма Мари Мина в Имбабе
собрались около 4 тыс. салафитов (ревнителей «чистого ислама»),
разъяренных слухами о том, что в храме якобы насильно удерживается
коптская женщина Абир Фахри, перешедшая в ислам, но затем похищенная
своей родней. Осада храма быстро перешла в его обстрел из огнестрельного
оружия и забрасывание бутылками с зажигательной смесью. Был подожжен и
расположенный поблизости храм Девы Марии. Бой между мусульманами и
коптами продолжался около четырех часов и с большим трудом был прекращен
прибывшими регулярными войсками, которые начали постоянное
патрулирование улиц квартала.
Двумя неделями ранее, 19 апреля с.г., массовые столкновения коптов и
мусульман прошли в городке Абу Киркас в провинции Эль-Минья в Верхнем
Египте. Погибли двое и ранены пятеро человек, после чего в город были
введены армейские части и установлен комендантский час.
В тот же день с поста губернатора провинции Кена в Верхнем Египте
подал в отставку Имад Михаил, копт по происхождению. Пост губернатора
провинции, в которой проживают 3 млн. мусульман и 1 млн. христиан, он
занимал всего несколько дней. Сразу после того, как временное
правительство Египта назначило христианина на пост главы администрации,
местные группы салафитов начали протестовать, захватывая
административные здания, блокируя движение по железным и автомобильным
дорогам, чтобы не допустить в столицу провинции губернатора-копта. В
Кене, как и в Абу Киркасе, власти были вынуждены ввести чрезвычайное
положение. Как сообщили СМИ представители местных правозащитных
организаций, протесты салафитов сопровождались требованиями создания в
Кене исламского эмирата, закрытия светских школ и запрета празднования
христианами Страстной недели. Впрочем, шариат уже негласно действует в
Кене – 20 марта с.г. группа местных «ревнителей нравов» средь бела дня
отрезала ухо копту Айману Айвару Митри. Экстремисты заявили, что лишь
выполнили предписание исламского права и наказали христианина за якобы
имевшую место связь с мусульманкой.
Стремительно нарастающую радикализацию мусульман Египта отражают
результаты социологического исследования, проведенного в период с 24
марта по 7 апреля с.г. Pew Research Center’s Global Attitudes Project
(США) и опубликованного 25 апреля на сайте данного исследовательского
проекта.
В пригородах Каира уже идет настоящая гражданская война. Фото Reuters |
На основе этих опросов создается следующая картина настроений в
египетском обществе. 31% египтян поддерживают исламских
фундаменталистов, 62% уверены, что законы государства должны строго
следовать установлениям Корана. В политическом плане 37% египтян
полностью поддерживают движение «Братьев-мусульман», что совпадает с
числом тех, кто поддерживает демократов из «Движения 6 апреля» (38%).
Исламисты эту тенденцию чувствуют. Хотя ранее «Братья-мусульмане»
отрицали наличие политических амбиций, 30 апреля Высший совет движения
официально заявил о том, что планирует, создав политическую организацию
под названием «Партия свободы и справедливости» (законы Египта запрещают
созданные по религиозному признаку партии), принять участие во
внеочередных выборах в египетский парламент в сентябре с.г. Исламисты
надеются получить на них от 45 до 50% депутатских мандатов.
10 мая египетская газета Al-Masry Al-Youm опубликовала статью с
цитатами из заявлений видных представителей основных исламистских
движений («Братьев-мусульман», «Аль-Гамаа Аль-Исламия», групп
салафитов), из которых следует, что исламисты готовы выступить на
парламентских выборах единым блоком. По словам авторитетного
салафитского шейха из Александрии Абделя Монейма аль-Шехата, это
делается «ради сохранения исламского характера Египта». Член
руководящего органа «Братьев-мусульман» Соби Солех, в свою очередь,
заявил: «Серия недавних нападок на исламистов объединила нас».
«Исламские движения объединяются, несмотря на различия в их идеологии,
так как они чувствуют, что под угрозой находится ислам», – вторит
единомышленникам другой известный представитель «Братьев» Монтасер
аль-Зайят. Такая исламистская коалиция может претендовать уже на
большинство в египетском парламенте, тем самым осуществив в крупнейшей
стране арабского мира бархатную исламскую революцию.
Похоже, что арабская весна-2011 повторяет судьбу многих революций,
известных нам по учебникам истории. Надежды на избавление от гнета
тиранов сменяются еще более жестоким гнетом самых радикальных из
революционеров. В январе мир обошли фотографии с каирской площади
Тахрир, где опьяненные предчувствием свободы христиане и мусульмане
вместе требовали отставки президента Мубарака. И вот теперь часть
египетского общества становится жертвой ненависти своих
соотечественников. «Революция пожирает своих детей», – произнес при
похожих обстоятельствах Дантон, погибая от рук
соратников-революционеров.
Your browser is not supporting IFRAME
Подробнее: http://religion.ng.ru/events/2011-05-18/1_egypt.html?mpril
|