Эта
статья о Католикосе Хорене Мурадбегяне, злодейски убитом по приказу
Берии, написана не сегодня. Автор ее — близкий родственник Католикоса
Хорена I Александр МИКАЭЛЯН известен читателю "НВ” своими статьями на
самые разные темы — от политики до архитектуры и строительства. Однако
главное, что движет его пером, — это борьба за возрождение духовности.
Сегодня, когда вокруг главного "института духовности” — Армянской
Апостольской Церкви — бушуют страсти, отнюдь нелишне вспомнить, что были
годы, когда армянский католикосат внушал совершенно иные чувства.
Мое сотрудничество с "НВ” началось 11 сентября 2004 года с
публикации статьи под заголовком "Где наша церковь?” В ней, как и в
статье о моем отце (талантливом тбилисском архитекторе Гранте Микаэляне —
ред.) "Колортах, Абаш Саркаваг, Карузо и др.”, напечатанной не так
давнов "НВ”, я привел кое-какие факты из жизни брата моей бабушки по
отцу Католикоса Хорена Мурадбегяна. Детальное изложение истории
обезглавленной Сталиным и Берией Армянской Апостольской церкви не
входило в мою задачу, я хотел привлечь общественное внимание к роли,
которую, как я полагал, церковь может и должна сыграть в духовном
возрождении нашего народа.
...Готовность Католикоса Хорена принять
мученический венец выражалась в словах, сказанных им незадолго до смерти
(мой покойный отец помнил их до конца дней): "Я в любую минуту готов к
любому исходу. Мои чемоданы упакованы”. Для него католикосат был боевым
постом, нахождение на котором требовало колоссального личного мужества. С
таким же мужеством и достоинством вели себя в роковые для нации времена
и другие великие предводители ААЦ до и после понтификата Хорена I. Их
мужественное служение армянскому народу дает сегодняшним вождям ААЦ, без
сопротивления сдающим свой духовный авторитет сектантской нечисти,
вдохновляющий пример патриотизма и самоотвержения. Теперь о фактах.
Всех
фактов у меня нет и не может быть, поэтому мне придется привести только
те сведения, о которых поведал мой отец, родственники и некоторые
священнослужители. Факт злодейского убийства Католикоса Хорена никогда
не подвергался у нас в семье сомнению. Отец вспоминал, что его дядя в
гробу казался скрюченным, как если бы его убили током (оголенным
проводом, как он утверждал).
В 1966 году, интересуясь подробностями
этого злодеяния, я спросил в Эчмиадзине у одного из членов братии об
обстоятельствах дела. Он сказал, что Хорена убили "три подлеца”, один из
которых за два года до того "сдох как собака”, а два других "промышляют
на эчмиадзинском базаре, их знает весь город”. Подтверждение этих
фактов я получил от моей кузины Анаит Оксузян лет 30 назад. Она
рассказала мне, что провела тот вечер (перед убийством Хорена) в
Арачнордаране (дзорагюхской резиденции Католикоса, на месте которой
сегодня находится музей Параджанова) с сестрой. Католикос развлекал
своих внучатых племянниц, учил их армянской грамоте, угощал сладостями,
пока его секретарь не сообщил, что к нему пришли три посетителя.
Извинившись перед девочками, Хорен вышел. Чуть позже секретарь в
огромном волнении вбежал в комнату, вызвал для девочек фаэтон и тотчас
отвез их домой. Это была их последняя встреча с Католикосом.
В том
же 1966 году я задал свой вопрос академику Сурену Тиграновичу Еремяну.
Из его слов следовало, что Берия потребовал у Католикоса Хорена сдать
ему ключи от эчмиадзинской дарохранительницы, но получил в ответ отказ
(князь Накашидзе предъявил от имени царя сходный ультиматум Хримяну
Айрику в 1903 году, также получив отказ). Именно после этого Католикос
Хорен сказал, что "в любую минуту готов к любому исходу”. Он прекрасно
отдавал себе отчет в том, что, отказываясь выполнить приказ Берии,
подписывает свой смертный приговор, но решил пройти свой путь до конца.
Версию
Еремяна подтверждает статья в одной из армянских газет Америки. Правда,
в ней говорится, что Католикос был "удавлен”, а не убит ударом тока, но
это менее важно, чем констатация того факта, что НКВД расправился с ним
за отказ вручить Берии ключи от дарохранительницы. Интересен и
цитируемый газетой факт ссылки будущего Католикоса Хорена в 1902 году в
Сибирь за его участие в акциях протеста против решения царя конфисковать
имущество ААЦ — создается впечатление, что ему было предназначено
отдать свою жизнь борьбе за спасение святынь армянского народа.
Кстати,
он был вначале похоронен слева от входа в церковь Гаяне, а не у входа в
кафедрал, где покоятся остальные предводители ААЦ (его прах
перезахоронили там лишь несколько лет назад).
...ААЦ бездействовала,
находясь под строжайшим запретом властей в течение 7 лет, до того
момента, когда Сталин счел нужным и целесообразным проявить в отношении
распятого им армянского народа "великодушие”. Сразу после убийства
Католикоса в Тифлисе арестовали и на скорую руку расстреляли его
братьев, интеллигентных и добрейших Левона (офицера, награжденного за
отвагу в боях под Порт-Артуром ) и Сергея. В свидетельствах о смерти,
выданных семьям братьев в НКВД, говорилось, что смерть обоих наступила
от... несварения желудка! Каким-то чудом уцелела моя бабушка Сатеник
Ивановна Мурадбегян, скончавшаяся летом 1961 года. Ее могила находится
слева от главного входа на Тохмахское кладбище. Где покоится прах
братьев Мурадбегян, никто никогда не узнает. Внучка Левона Ивановича
Алла, названная так в честь бабушки-немки, скончалась года три назад в
Тифлисе. В ее квартире на улице Лермонтова живет ее дочь Нина, последняя
представительница рода Мурадбегян. Легко вообразить, как бы вели себя
грузины, узнав, что в Ереване живет родственница их патриарха, каким
вниманием и почетом они бы окружили ее. Но наше стоическое равнодушие к
судьбе грузинского армянства — особая тема, выходящая за рамки этой
статьи и вообще здравого смысла.
...Убийство Католикоса Хорена
органично вплетается в трагедию армянского народа, обезглавленного в
1938 году сталинско-бериевским тандемом. Палачи довели до логического
завершения дело, начатое младотурецким триумвиратом в роковой для всех
армян день 24 апреля 1915 года. Сталин и Берия "довели” не только
Католикоса Хорена, но весь цвет нашей нации — уничтожили все руководство
Армении во главе с А.Ханджяном, ее блистательную интеллигенцию,
прославленных героев Сардарапата Силикова и Бжишкянца, Тотовенца,
Чаренца и многих других. Целых 7 лет держали на запоре Эчмиадзин...
Закрытие Эчмиадзина стало сигналом для начала травли грузинского
армянства (только в Тифлисе снесли 20 армянских церквей, представлявших
огромную историческую ценность).
Можно сказать, что Сталин и Берия
распределили между собой функции палачей — первый боролся с
"империалистическими требованиями” армян на международной арене, как и
подобало хищнику его глобального масштаба, второй же вел себя как и
подобает падальщице-гиене, сводя счеты с бесправным армянством и его
богатым духовным и историческим наследием на месте.
Факт выборов
католикоса под сталинским патронажем умиляет неподготовленного читателя,
т.к. вырван из контекста страшной сталинской эпохи. После окончания
Второй мировой войны армянская общественность подняла на международном
уровне требование наказания Турции за оказанное ею Германии активное
содействие. В 1945-1946 годах в Союзе появился ряд публикаций (упомянем
работы Д.Завриева и А.Дживелегова), обосновывавших права армян на земли
Западной Армении. Для нейтрализации требований армян "Правда” (конечно
же, с подачи самого Сталина) опубликовала опус неуча-шовиниста
"академика” Симона Джанашия, написанный в "опровержение” блестящего
труда Токарского о древнеармянской архитектуре. В материале "академика”
("Об одном искажении исторической правды”) доказывалось, будто Карс и
Эрзерум не армянские, а грузинские города, озеру Члдир возвращалось его
"исконно грузинское название” Чрдили (что означает по-грузински тень).
Вся наша историческая топонимика подверглась надругательству с целью не
допустить воссоединения армянских земель с Советской Арменией. Весь этот
бред подавался не искушенной в вопросах истории армяно-грузинских
отношений (точнее говоря, в тонкостях отношения Сталина и Берии к
армянскому народу) публике со страниц сталинского официоза. В конце 80-х
годов этим прецедентом умело воспользовался Горбачев, громя "армянский
экстремизм” со страниц все той же "Правды”.
...Почему же тогда
Сталину понадобился маскарад с созывом эчмиадзинского собора и выборами
католикоса? Ответ банально прост — чтобы задушить ААЦ в объятиях Кремля,
подобно тому, как Филип IV подчинил себе папский престол, перенеся его в
1302 году из Рима в Авиньон. В правильности этой оценки убеждает
обсуждение армянского вопроса Геворгом Чорекчяном со Сталиным, в ходе
которого последний предложил Католикосу переселиться со своим народом на
Алтай, если армянам так нужна земля. Даже Энвер с Талаатом в самых
диких мечтах не могли бы придумать лучшего сценария "окончательного
решения” армянского вопроса.
...Следует раз и навсегда поставить
точку в этом вопросе. Наша оценка обстоятельств убийства Католикоса
Хорена должна быть предельно ясной. Необходимо получить текст приказа
Берии (если удастся отыскать его в архивах КГБ), узнать участь всех
деятелей ААЦ, репрессированных после убийства Католикоса (есть указания
на то, что их уничтожили), обстоятельства закрытия Первопрестольного
эчмиадзинского храма и запрета на деятельность ААЦ в 1938 году, не
говоря об именах убийц, поднявших руку на патриарха.
Моя статья не
претендует на полноту охвата; у меня нет всей совокупности фактов,
необходимых для установления всех обстоятельств трагедии нашей церкви.
Однако это можно сделать при наличии политической воли и желания знать
правду (если я не ошибаюсь, намерение написать роман о жизни Католикоса
Хорена изъявлял ушедший от нас писатель-патриот Агаси Айвазян). Было бы
хорошо, если бы расследованием занялись МНБ Армении и нынешнее
руководство ААЦ, чтобы положить конец спекуляциям на тему гибели
Католикоса.
http://www.nv.am/