Еще задолго до встречи нашей экспедиции с Индией я неоднократно касался истории, географии, демографии, цивилизации великой страны: в ходе многочисленных экспедиций, поездок, командировок, путешествий по регионам, где в разные периоды обустраивались наши соотечественники, я стал задаваться вопросом: почему они выбирали ту или иную страну? Почему армянин на протяжении веков выбирал новое место обитания? Ведь Спюрк - это сто стран из почти двухсот, признанных ООН. То есть в каждой второй стране есть или община, или группы армян...

ОТКУДА АРМЯНЕ, В МАССОВОМ ПОРЯДКЕ ПЕРЕСЕЛИВШИЕСЯ В ИНДИЮ и, так сказать, вокруг нее? Армяне, по Ксенофонту, пришли в Индию еще в V веке до нашей эры. Прибывали и позже. Отдельные потоки наблюдались и в XVI веке. Но вдруг во второй половине XVII века хлынула новая волна. Вот тут уже стоит взглянуть на историю, ее даты.

В конце XVI - начале XVII веков шах Аббас Первый, как известно, изгнал в Персию армян не только из Нахиджеванского, но и из Гардманского, Сюникского, Арцахского регионов. Ему нужны были талантливые мастеровые, торговцы, архитекторы, строители. Не случайно именно при нем персидское государство Сефевидов достигло наибольшего могущества. Сами армянские историки отмечают, что после Аббаса Первого при шахе Сефине, а затем и при шахе Аббасе Втором армянская колония жила и творила в относительно благоприятных условиях. Но вот примерно до начала 70-х годов XVII века из Персии, в частности из Новой Джуги, мало кто отправлялся на чужбину. А при звероподобных шахах Сулеймане (1666 -1694) и султане Гусейне (1694-1722) начались, действительно зверские гонения армян. И именно в эти годы армяне, выходцы из Нахиджевана и других районов Восточней Армении, оказались в Полисе (Константинополе), Франции, Голландии, России, Польше, но больше всего в Индии и странах Юго-Восточной Азии. Дело, конечно, в "беззаконии".

Тут я сделаю отступление. В 1978 году "Литературная газета" командировала меня в Ливан, где в армянских кварталах Бейрута происходили трагические события. Отправлял с места событий пространные репортажи, вскоре увидела свет книга "Между двух огней". Исследуя ситуацию, я собрал много материалов о правах человека. И хочу привести здесь всего лишь один абзац из книги: "Несколько лет назад директор отдела прав человека и проблем мира ЮНЕСКО профессор Карел Васак попытался дать определение понятию "права человека" с помощью счетно-вычислительной машины. Профессор заложил в нее 60 тысяч формулировок из текстов различного характера и происхождения с тем, чтобы установить, какие из терминов встречаются наиболее часто. Это, по мнению Карела Васака, дало бы возможность найти наиболее точное определение правам человека. "К великому моему изумлению, - пишет профессор Васак, - чаще всех других слов встречалось слово "ЗАКОН", те есть, конечно, закон, направленный на установление правопорядка, обеспечивающий свободу для всех и пресекающий ее нарушения, - закон одновременно и международный". Вот так, права человека - это прежде всего нормальные законы, которые обязательно соблюдаются.

И ОДНОЗНАЧНО: АРМЯНЕ ПРИЖИВАЛИСЬ В ТЕХ СТРАНАХ, где соблюдались законы. Как говорил великий Амо Сагиян, у армянина в таких случаях раскрываются крылья. Лишь бы была справедливость, которая и является сутью закона. Во время заседаний съездов народных депутатов СССР и сессий Верховного Совета мы часто встречались с Анатолием Собчаком, который был профессором юридического факультета Ленинградского университета. Однажды он спросил, как звучит по-армянски слово "юстиция"? Я ответил: "Справедливый суд". "Я потому спрашиваю, что мне как-то об этом говорили. Но тогда как же прозвучит словосочетание "Министерство юстиции"? Так и прозвучит: "Министерство справедливого суда". Собчак не унимался: "Но ведь юстиция - это не просто суд, а целая система судебных учреждений". "Верно, - сказал я, - вот и у нас речь идет о министерстве справедливых судебных учреждений". Анатолий Александрович широко улыбнулся и захохотал. Да, и закон, и право, и суд, и покой - все это "дети" СПРАВЕДЛИВОСТИ, которая является своего рода категорией философии и цивилизации.

И вот армяне, отцы которых потеряли истинную родину, а сами потеряли пристанище уже на чужбине, оказались на земле, где люди живут по законам. По своим законам, согласно своей философии, своей цивилизации. Уже тогда в мире знали, что Индия является родиной древних цивилизаций, что на протяжении долгих веков она выступала центром важнейших торговых маршрутов и широко славилась своими несметными богатствами и высокой культурой. Именно в Индии зародились такие крупные конфессии, как индуизм, буддизм, синкхизм, джанизм. И как бы они ни разнились, есть нечто, что объединяет их. Это путь, ведущий к избавлению от страданий.

Тема эта раскрывается и в "Библии". Вспомним озвученные устами самого Христоса слова: "Я - есмь путь". И армяне нашли здесь пристанище, приют. Строили школы, церкви. Издавали газеты, книги. Создали культуру. Жили по древней своей спасительной формуле жизни - "Цена любви - любовь". И все это благодаря открытому, прозрачному предпринимательству, торговле, строительству, купечеству и в конечном итоге благодаря пользе, которую приносила армянская община самой Индии. Огромная волна из Новой Джуги потекла в Индию, где уже давно обосновались их сородичи. Европейцев поражали эффективность и многовекторность контактов армянских купцов из Индии со многими странами мира. Еще в XVI веке женой императора Акбара была армянка Мариам Замани Бегум. Врачом в императорском доме был армянин. Расцвет армянской общины привлекал многих соотечественников, находящихся в Спюрке. А ведь это было в самое страшное время истории Армении. Именно в первой половине XVII века сама Великая Армения распалась на Западную (Османскую) и Восточную (Персидскую). И многие видели спасение в Индии.

ДА ПРОСТЯТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИСТОРИКИ МОЕ ПОВЕРХНОСТНОЕ И СХЕМАТИЧНОЕ ОПИСАНИЕ расцвета индийской Армении, ибо хочу обстоятельно остановиться на другой теме. Дело в том, что армянская колония в Индии является ярким примером того, что, как говорил Гейне, чужбина родиной не станет, что всем общинам всех народов рано или поздно приходит конец. Нет вины самой Индии в том, что крупная, богатая армянская община распалась. Нет никакой вины и самих армян. Это целая трагическая история: распад начался, когда европейцы, в частности англичане, осуществили свои замыслы чужими руками, в том числе и турецкими, используя такую чудовищную методу, как пиратство, замахнулись на богатства Индии. Англичане с помощью морских бандитов выкурили из Индии не только армян, но и все другие общины.

Кстати, никогда армян Спюрка ни из одной страны не выселяли местные власти. Во всех случаях это были объективные причины - кризис и распад самой страны. Будь то в Египте и Ливане, Иране и Ираке, Сирии и на Кипре. То же самое можно сказать и об Индии, которая сама два века находилась в освободительной борьбе с применением на завершающем этапе мощнейшего оружия Махатмы Ганди, которому название национальное непримирение.

Как известно, русский царь Алексей Михайлович (отец Петра Великого) не раз принимал армянских купцов, которые жаловались ему, что средиземноморские пираты грабят их корабли с товарами, доставляемыми в Россию. У меня накопилась целая гора материалов о пиратстве. Приведу лишь один абзац, из которого можно узнать, сколь велики были масштабы торговли у армян: "Проникнув на Восток, европейские державы неожиданно для себя обнаружили, что армяне располагают веками складывающейся торговлей, охватывающей практически весь мир. Восточные товары, предназначенные для продажи в Европе, армяне доставляли из портов Индии, Китая и других стран по Индийскому океану через Сурат (на берегу Камбейского залива, севернее Бомбея. - З.Б.) в порты Персидского залива, а оттуда сухопутным путем к портам Средиземного, Черного и Каспийского морей для дальнейшей транспортировки в Европу. Существовал и параллельный путь - по Аравийскому и Красному морям, через Суэцкий перешеек (канал был построен в1867 году) или по Нилу к Средиземному морю".

... Так что разговоры об армянских миллиардах в Индии - вовсе не миф. Знакомясь с историческими фактами, зная о безграничной энергии, об огромном таланте армянских предпринимателей прошлого, можно ничуть не сомневаться в том, что, как только избавим сегодняшних честных предпринимателей от сухопутных пиратов, они создадут несметные чудеса во благо Родины и гаранта ее безопасности - нашей армии.

Зорий БАЛАЯН "Голос Армении"