Азербайджан продолжает нагнетать обстановку на границе
с Нагорно-Карабахской Республикой, практически ежедневно обстреливая
территорию НКР из оружия разного калибра. Минобороны НКР констатировал
на прошлой неделе резкий рост нарушений режима прекращения огня - 350
раз. Обстрелы прекращались лишь после принятия Армией обороны НКР
ответных мер. Особо активизировались и азербайджанские снайперы. Их
выстрелы унесли жизни троих карабахских солдат, еще один получил
ранение. Баку, где возведение убийц в ранг
национальных героев стало уже традицией, не только не скрывает
удовлетворения, но столь же традиционно пытается собственные
преступления перекинуть на армянские стороны, утверждая, будто гибель
карабахских солдат - результат не работы азербайджанских снайперов, а
разборок в армии НКР. "Это очередная глупость, попытка навесить лапшу на
уши международного сообщества. Цель этой трагикомедии - скрыть
собственные действия”, - заявил News.am пресс-секретарь МО НКР Сенор
Асратян. МИД Армении квалифицировал действия
Азербайджана как авантюризм: "Ситуация, сложившаяся в результате
авантюристического поведения Азербайджана, создает дополнительную
напряженность, негативно влияя на переговорный процесс. Азербайджан
демонстрирует, что может игнорировать звучащие из различных
международных инстанций и стран призывы об усилении режима прекращения
огня, выводе снайперов, укреплении доверия и решении вопросов мирным
путем. Это поведение достойно самого строгого осуждения со стороны
международного сообщества”. Шантаж и провокации с попустительства посредников Цели
Азербайджана в принципе ясны. Из того, что обстрелы интенсифицируются в
периоды активизации усилий посредников в карабахском урегулировании,
можно заключить, что действия Баку направлены на шантаж международного
сообщества. Угрожая новой войной, Азербайджан стремится вынудить
посредников надавить на армянские стороны с тем, чтобы принудить их к
уступкам. Целенаправленные убийства армянских солдат, как правило,
совершались либо перед важными встречами президентов или глав МИД, либо
после. Порой и до, и после. Так было накануне встречи президентов
Армении, Азербайджана и России в Сочи 5 марта с.г., в преддверии и после
встречи президентов в рамках саммита в Санкт-Петербурге 17 июня 2010г.
Нынешние убийства последовали за рабочей встречей глав МИД Армении,
Азербайджана и России 22 апреля в Москве и в преддверии намеченной на
ближайшее время новой встречи министров. Причем в эти дни в регионе
находилась с визитом помощник заместителя госсекретаря США по вопросам
Европы и Евразии Тина Кайданау. Не исключено также,
что Баку, не рискуя самостоятельно, не получив "добро” мировых держав,
"играет на нервах”, рассчитывая спровоцировать армянские стороны на
крупную заварушку, а потом попытаться обвинить в этом Ереван и
Степанакерт. И, надо сказать, поведение международных посредников в
немалой степени способствует тому, что Баку наглеет не по дням, а по
часам. Я имею в виду словесные призывы сопредседателей Минской группы
ОБСЕ и представителей международных организаций к "сторонам конфликта”, с
соблюдением пресловутого паритета, без указания истинного виновника,
соблюдать режим прекращения огня, безразличие, проявляемое посредниками к
нагнетанию официальным Баку антиармянской истерии, пропаганды ненависти
и т.д. Неужели у посредников нет рычагов воздействия, не разработаны
механизмы противодействия милитаристским устремлениям? А есть ли у них
вообще желание их вырабатывать?.. Во всяком случае, высказывания ряда
иностранных экспертов наводят армянскую общественность на мысли о том,
что Армению вновь подталкивают к войне. Так, завотделом российского
Института политического и военного анализа Александр Храмчихин полагает
что Баку и впредь "не успокоится”, и будет убивать армянских военных.
Однако ожидать в этой связи усиления международного давления на
Азербайджан не приходится, ибо "никто извне не будет вникать в проблему и
разбираться, кто начал первым и кто виноват”. В то же время адекватный
ответ армянской стороны, "так или иначе, ведет к большой войне”, заявил
он News.am. Вооруженные силы Нагорного Карабаха
должны дать адекватный ответ на агрессивные действия Азербайджана,
заявил тому же агентству замдиректора российского Фонда стратегической
культуры Андрей Арешев. По его словам, такие действия могут привести к
эскалации конфликта, однако решение все же остается за командованием ВС
НКР. Не отстают и европейцы. Директор Института
международных и стратегических исследований, главный редактор издания
Eurasia Intelligence Report, член клуба "Валдай”, эксперт по России и
постсоветским странам Арно Дюбен, отвечая на вопрос lragri.am о
вероятности вмешательства Франции либо ЕС в карабахский конфликт,
заявил, что Франция не исключает дислокации миротворцев в Нагорном
Карабахе: "Ситуация в Ливии и Кот д’Ивуаре отличается от ситуации в
Косово. До операций в Ливии и Кот д’Ивуаре были приняты резолюции
Совбеза ООН, чего не было в случае Косово. Содействие СБ ООН имеет
большое значение для Франции, не пошедшей вслед за США в случае Косово.
Что касается военного вмешательства в Карабах, то это совершенно другая
ситуация. Во-первых, продолжаются усилия для дипломатического решения
вопроса по линии ОБСЕ, во-вторых, в Нагорном Карабахе нет войны.
Франция, конечно, не исключает дислокацию миротворцев в рамках
международной миротворческой деятельности, но это все равно будет в ином
контексте, в другом виде”. В этой связи не можем
не напомнить словам президента РА Сержа Саргсяна, сказанные во время
выступления в Палате Представителей Республики Кипр: "Разнузданная в
Азербайджане при активном государственном покровительстве направленная
против Армении и армян враждебная пропаганда и явное извращение истории,
милитаризация этой страны и подстрекательство к гонке вооружений
доказывают, что Баку не готов к миру. Дело доходит до того, что мой
азербайджанский коллега заявляет, что якобы большая часть нашей страны
подарена Армении Азербайджаном, а столица Ереван - азербайджанский
город. Уверен, что с подобным насмехательством над историей сталкивался
также Кипр. Антиармянское и агрессивное поведение
Азербайджана подтверждает то наше убеждение, что Нагорный Карабах никоим
образом не имеет будущего в составе Азербайджана. Более того,
Азербайджан не имеет ни правовых, ни политических, ни моральных
оснований претендовать на Нагорный Карабах. Правда, мы настроены решить
проблему исключительно мирным и переговорным путем, но, если Азербайджан
пойдет на авантюру, то наш ответ будет решительным. Вызывает
сожаление то, что в нашем и без того уязвимом регионе некоторые страны,
соблазнившись энергетическими интересами, ведут близорукую, следующую
из сиюминутных интересов политику. Это совершенно не способствует
региональной стабильности. Более того, простая логика свидетельствует,
что в случае нарушения региональной стабильности, в первую очередь,
пострадают именно эти экономические интересы”. Воинственность - последний рычаг влияния Баку Председатель
комиссии по внешним связям парламента НКР Ваграм Атанесян полагает, что
в настоящее время нет возможности положить конец инцидентам на границе.
По его мнению, Баку пытается таким образом доказать международному
сообществу, что карабахский конфликт не заморожен, а война может быть
возобновлена в любой момент. "Это является определенным рычагом
дипломатического давления, которое использует Азербайджан не столько
против Армении и НКР, сколько против стран-сопредседателей МГ ОБСЕ.
…Приблизился момент истины, когда станет ясным, насколько в реальности
страны-сопредседатели ответственны в вопросе мирного урегулирования
конфликта, о необходимости которого они постоянно заявляют”, - сказал он
Armenia Today. "Если эти страны не будут
обуславливать свои двусторонние отношения с Азербайджаном своими
отношениями с третьей страной, то есть не будут пытаться получить
максимума от существующих в регионе экономических проектов, это станет
определенным сигналом для Азербайджана, что его поведение не
приветствуется кем-либо. Мне же кажется наоборот, что
страны-сопредседатели исключительно в своих меркантильных интересах
пытаются перевести существующую глобальную конкуренцию Запад-Восток в
поле карабахского конфликта, что может быть опасным, в первую очередь,
для геополитических интересов Азербайджана и заинтересованных стран.
…Никто не может гарантировать, к чему может привести возможное
размораживание Карабахского конфликта, и какие масштабы будут иметь эти
процессы”, - отметил В.Атанесян. Воинственные
заявления являются для Азербайджана последним рычагом влияния на процесс
карабахского урегулирования. Однако подобное поведение Баку не может
влиять на реальную политику, а именно - на принуждение армянской стороны
к уступкам, убежден руководитель отдела политических исследований
Института Кавказа Сергей Минасян. "Эти действия предпринимаются для
того, чтобы показать реальность, осуществимость угрозы войны. У
Азербайджана нет никаких ресурсов в правовом поле после прецедентов
Косово, Абхазии, Южной Осетии и Южного Судана”, - сказал он журналистам. Но
это вовсе не означает, что война должна начаться, добавил эксперт: "Те,
кто действительно готовятся к войне, не озвучивают угрозы на самом
высоком уровне. Но сложно представить, чтобы Ильхам Алиев отказался от
этой политики по причинам как внутреннего, так и внешнего характера”. По
мнению С.Минасяна, война в Южной Осетии в августе 2008г. укрепила
существующий статус-кво в карабахском вопросе в долгосрочной
перспективе. Баланс сил на линии соприкосновения укрепился с подписанием
в 2010г. армяно-российского соглашения о продлении срока дислокации
военной базы РФ в РА, а также - с заключением турецко-азербайджанского
договора "О стратегическом партнерстве и взаимной помощи”. А саммит ОБСЕ
в Астане показал, что не стоит ожидать резких изменений в карабахском
процессе, ибо никто вовне этого не желает. Азербайджану,
считает он, не удастся получить моральную поддержку сверхдержав. Даже
Турция выступает за сохранение статуса-кво, не желая вовлекаться в
конфликты, не соответствующие ее интересам и угрожающие ее
нацбезопасности. Более того, Турция не захочет войти в противостояние с
Россией, которая является важным для нее экономическим и политическим
союзником. Вдобавок Турция, будучи членом НАТО, имеет соответствующие
обязательства и обязанности. По мнению эксперта,
военная риторика Азербайджана не перерастет в войну до тех пор, пока
баланс сил в прифронтовой зоне сохраняется. А баланс сохраняется не
только по качественным, но и по количественным параметрам: в некоторых
видах вооружения, например, системы ПВО, оперативно-тактические ракетные
комплексы большой дальности, Армения имеет даже подавляющее
преимущество по отношению к Азербайджану. "Азербайджан осознает, что при
возобновлении войны Армия обороны НКР не остановится ни перед чем.
Мишенями армянских ВС станут почти все стратегические объекты
Азербайджана - газопроводы, нефтепроводы и прочие подобные
инфраструктуры”, - цитирует эксперта "Регнум”. Кстати,
на прошлой неделе американский аналитический центр Stratfor опубликовал
статью, в которой отмечалось: "Военная мощь Азербайджана все еще не на
том уровне, чтобы позволить ему начать военные действия против Армении. В
частности, Баку понимает, что подобные действия, скорее всего, приведут
к тому, что Россия встанет на защиту Армении. Более того, международное
сообщество, включая США, не одобрят этого. Кратко говоря, агрессивные
шаги Баку таят в себе больше рисков, чем выгоды для него”. http://www.ra.am/?num=2011050411#2011050411
|